Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Итоги реформы саморегулирования. 372-ФЗ вступил в законную силу…

4.07.2017

Итак, наступил июль, Федеральный закон № 372-ФЗ, принятый при огромном сопротивлении строительного и саморегулируемого сообщества и практически без учёта его мнения, вступил в силу. Можно подвести первые итоги – насколько удалось выполнить те положения, которые были положены в его основу? Наш добровольный эксперт предлагает свой взгляд на ситуацию.

* * *

Пожалуй, главной темой, ради которой и затевалась вся реформа строительного саморегулирования, были деньги. Об этом, в общем, не стесняясь говорили и сами разработчики 372-ФЗ, и лица, которым предстояло курировать весь процесс. Речь шла о том, что миллиарды, собранные в компфонды СРО, лежат без дела, мёртвым грузом на банковских депозитах, не принося никакой пользы строительному комплексу. Более того, руководители СРО зачастую ведут рискованную инвестиционную политику и по тем или иным причинам, теряют деньги строителей.

Доля истины в этом была. Деньги, впрочем, были изъяты из строительной отрасли не злой волей директоров СРО, а благодаря взятому в стране семь лет назад курсу на развитие строительного саморегулирования. Были, конечно, и такие руководители партнёрств, которые выводили средства через инвестиционные компании либо использовали их нецелевым образом. Однако, в первую очередь строители должны сказать «спасибо» Центробанку РФ, который под руководством Эльвиры Набиуллиной вдруг начал активнейшие зачистки банковского сектора, десятками и сотнями лишая лицензии те кредитные организации, которые ещё вчера сам же называл стабильными и успешно работающими.

Понятно, что такие нюансы в ходе делёжки будущего денежного пирога старались не замечать. Саморегуляторов выставили злодеями и расхитителями капиталистической собственности. А вот споры вокруг объёмов средств, которые должны были вернуться в отрасль благодаря реформе, разгорелись нешуточные. Самые радикальные оценки звучали накануне прошлогоднего Госсовета по строительству и доходили до 120 и даже 150 миллиардов рублей. Другие эксперты называли более реалистичную сумму в 70 миллиардов в расчёте на 275 существовавших на тот момент строительных СРО. Сумма эта могла частично прирасти за счёт процентов на депозитах и в ещё большей мере сократиться из-за потерь в банкротных банках.

Наконец, НОСТРОЙ подбил свою статистику, ориентируясь на данные сайтов самих СРО – общая сумма компфондов строительных саморегулируемых организаций на 30 июня 2016 года должна была составлять 94,5 миллиарда рублей. Из них удалось собрать на спецсчета только 52,3 миллиарда, то есть 55 процентов. Из 265-ти СРО собрать средства в полном объёме удалось 131-ой. При этом 10 партнёрств спецсчета открыли, но ничего на них не перевели, а ещё 3 и вовсе проигнорировали требования закона в части размещения компфондов на спецсчетах. Едва ли в перспективе стоит ждать, что у этих саморегулируемых организаций появятся деньги. Стоит учесть, что слегка подправить статистику, чтобы результаты реформы не выглядели совсем уж провальными, Нацобъединение сумело за счёт ударных исключений из реестра десятка крупных «коммерческих» партнёрств. По документам таковые также должны обладать многомиллиардными компенсационными фондами. И если учесть в статистике ещё и «РСО»,«Единство», «Монолит» и другие крупные бывшие и пока ещё действующие СРО, то цифры выглядели бы ещё печальнее, – не факт, что удалось бы дотянуть хотя бы до 50 процентов.

У Ростехнадзора расчёты свои. Напомним, что согласно информации надзорного ведомства, на 1 октября 2016 года компфонды строительных СРО составляли 101,61 миллиарда рублей. А на спецсчета к 23 июня этого года они перевели в общей сложности 44,71 миллиарда. Стоит отметить, что по данным на 3 февраля 2017-го, эта сумма составляла 44,69 миллиарда рублей. То есть, прирост компфондов, размещённых на спецсчетах, практически прекратился. Все, у кого было что переводить, сделали это ещё до 2017-го либо в первые месяцы текущего года. Получается, что «по-ростехнадзоровски» удалось спасти всего 44 процента от компфондов.

В масштабах страны цифра в 45 – 52 миллиарда рублей – это годовой бюджет среднего региона, например, Владимирской области (расходная часть за 2016 год 45,9 миллиарда) или одна пятая часть от строительства Керченского моста (227,9 миллиарда). В общем, для отдельно взятой компании, конечно, величина солидная, но с точки зрения государства не то, чтобы астрономическая. К тому же, по факту деньги эти как не работали на строительный комплекс, так и не работают. Их переложили из карманов мелких банкиров в карманы банкиров крупных. А недостаток ещё предстоит компенсировать за счёт дополнительных поборов со строителей.

Другой аспект реализации 372-ФЗ, который хорошо оценивать в количественных показателях, это запуск Национального реестра специалистов. Согласно реестру НОСТРОЙ, допуск СРО у нас имеют 118.900 компаний. Это значит, что в НРС должно быть включено 237.800 специалистов. А занесено по состоянию на 3 июля 2017 года всего 14.425. То есть, чуть более 6 процентов! Да и этого удалось достичь лишь благодаря авральной работе и почти полному отсутствию входного контроля документов со стороны Нацобъединения. Если брать по 2 специалиста на организацию, как того требуют нормативы, то получается, что в стране строить на сегодняшний день имеют право только 7.200 организаций. Остальные оказались в подвешенном состоянии и могут в любой момент получить массу проблем в связи с неожиданным вниманием проверяющих органов, происков конкурентов, либо вдруг ставших чрезмерно дотошными чиновников.

Итак, из двух декларированных направлений, которые должен был закрыть 372-ФЗ, два оказались провалены. Деньги собрать не удалось, а те, что собраны, пошли на повышение благосостояния топовых банков. НРС тоже не наполнили, заставляя строителей нарушать закон. Остаются, разумеется, другие векторы целей, которые были заложены в документ. Как-то, контроль за соблюдением договорных обязательств, освобождение субподрядчиков от необходимости вступать в СРО. Однако стоит ли говорить про них, если даже лежащие на поверхности задачи оказались провалены?
http://zanostroy.ru

Комментарии

  1. Станислав

    "Кролики думали, что они любят друг друга, а их просто разводили для рагу"

    Добавить сообщение
  2. Яковенко Дмитрий

    дело не в Осинках с Апельсинками. Нужно было к написанию закона привлекать тех, для кого его писали.

    Добавить сообщение
  3. Павел Аркадьевич

    От Осинки не родятся Апельсинки...

    Добавить сообщение
  4. Павел Аркадьевич

    Цель реформы деньги в отрасль вернуть? По-моему с точностью наоборот. Ещё из неё выкачать?

    Добавить сообщение
  5. Николаев А.Ю.

    дык а че пугатся то! до конца года время еще есть

    Добавить сообщение
  6. Ирина Петровна

    вообще не заметно ни какого эффекта В списках меж регионалов как были иногородние так и остались. КФ как не хватало так и не хватает , на ОДО и ВВ как не было в полном объёме так и нет . Похоже жулики так и не напугались!!!

    Добавить сообщение
  7. Виктория Ткаченко

    Подсчитали - прослезились...)

    Добавить сообщение

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика