Правительство ужесточает реформу саморегулирования
Реформа строительных саморегулируемых организаций (СРО) набирает скорость -- разработанный Минстроем проект, существенно ужесточающий правила участия в них, внесен в Госдуму в качестве поправок ко второму чтению параллельного законопроекта. Кроме того, в Белом доме предлагают разрешить ГУПам, МУПам, госкомпаниям и госкорпорациям, а также их "дочкам" не участвовать в строительных СРО -- что, впрочем, противоречит принципу равенства экономических субъектов и создает риски недостижения целей регулирования.
Проект, усложняющий участие в строительных СРО, планируется принять в ускоренном режиме.
Документ разработан Минстроем еще в мае по поручению вице-премьера Дмитрия Козака. Правительство внесло его в Госдуму в качестве поправок ко второму чтению другого проекта -- о запрете уплаты взносов в компенсационные фонды в рассрочку или третьими лицами. Напомним, эти поправки к Градостроительному кодексу одобрены в первом чтении еще 20 января.
Правительственные поправки ужесточают требования к членам СРО и требуют работы СРО только в регионе регистрации. Также документ описывает создание национального реестра специалистов и допускает выполнение компаниями и ИП, не входящими в строительные СРО, работ на сумму меньше 3 млн руб. Кроме того, Минстрой предлагает создать дополнительный компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (ФОДО; для строительных госконтрактов, проведение которых обязательно по законодательству) -- компании будут обязаны вносить средства как в него, так и в существующие компенсационные фонды. Отметим, на днях идея получила поддержку президента -- по итогам Госсовета Владимир Путин предложил Госдуме рассмотреть и принять в период весенней сессии, в частности, проект, предусматривающий повышение ответственности СРО за выполнение их членами договорных обязательств и обязанность компаний вступать в члены СРО исключительно по месту госрегистрации.
Проект вызвал серьезные опасения у бизнеса -- "Опора России" в письмах главам Минстроя и Минэкономики выражала обеспокоенность рисками повышения нагрузки на бизнес и монополизации рынка. Часть этих опасений разделили в Минэкономики при проведении оценки регулирующего воздействия (ОРВ) документа. Ведомство считает "целесообразным" исключение положений о территориальных требованиях к членам СРО, а создание нацреестра специалистов, по мнению Минэкономики, не учитывает положений Конституции -- в проекте не предусмотрено обязательное получение письменного согласия специалиста на обработку его персональных данных.
К предложению создать ФОДО в Минэкономики в рамках ОРВ также отнеслись скептически -- это может привести к необоснованным расходам членов СРО. Так, размер взноса в строительные СРО может составить до 25 млн руб., объем "отвлеченных из строительной отрасли денежных средств, направленных на формирование ФОДО",-- 128 млрд руб. и более, а размер нового фонда будет все равно недостаточен для компенсации возможных невыполненных обязательств.
За время доработки законопроект успел претерпеть значимые изменения. В частности, во внесенной в Госдуму версии появился отдельный пункт -- перечень организаций, для которых участие в СРО необязательно. Это ГУПы и МУПы, их дочерние компании (с долей свыше 50%), а также организации, созданные государством (муниципалитетом), включая госкомпании или госкорпорации и их "дочек". Эта идея также не получила поддержки в рамках ОРВ: в заключении Минэкономики подчеркивается, что отсутствие обязанности членства в СРО для лица, основанного на госсобственности, "противоречит принципу равенства экономических субъектов и запрету на недобросовестную конкуренцию".
Евгения Крючкова, Софья Окунь
Источник: КОММЕРСАНТЪ
Игорь Петрович. Спешно проталкиваемый законопроект вообще не похож на закон. Скорее - на инструкцию, предписывающую правила поведения в трамвае, за нарушение которых - штраф!
И нужно было не столько менять закон, сколько разрабатывать механизмы его правильного воплощения. Но этим никто не занимался. Вместо этого закон начали нагружать совершенно невероятными опциями. Иногда создается впечатление, что все эти новации ангажированы.
Самый существенный недостаток «законопроекта», что он открывает второе дыхание для коммерциализации саморегулирования за счёт коллективных взносов нового КФ возмещения вреда. Опыт ничему не научил, и мы вновь наступаем на те же грабли.
Игорь Петрович. В нашей стране рулят только теоретики. Практики потом разгребают .... как могут
Семен. Саморегулирование требует постоянного управления со стороны государства и общества, но .... не такими методами, которые заложены в действующем законодательстве,
Государство не должно диктовать условия предпринимательства, кроме обязательных требований. Нужна мотивация рыночного поведения, заставляющая соблюдать баланс между собственной выгодой и интересами потребителя.