Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

ЖКХ России: сложностей достаточно, но реформы идут

28.12.2016

Что волновало власть и экспертов в жилищно-коммунальном хозяйстве в 2016 году

В конце декабря мы начали подводить итоги уходящего года и проанализировали, как чувствовала себя в 2016 году строительная отрасль. Сегодня мы поговорим о жилищно-коммунальном хозяйстве.

Надо признать, что работа власти в сфере ЖКХ выглядит куда более системной, чем в строительной отрасли. Если в нашем прошлом материале мы сделали вывод, что у Минстроя, судя по всему, нет четкой программы развития строительства, то про ЖКХ такого сказать никак нельзя.

Программа есть, даже целая стратегия развития отрасли до 2020 года. Неслучайно министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень на итоговой пресс-конференции 21 декабря львиную долю времени уделил именно достижениям в этой сфере.

Концессионный бум

Начал Михаил Александрович с привлечения в отрасль частных инвестиций. И это неслучайно. Результаты «раздачи» коммунальной собственности в концессии действительно впечатляют.

— За 11 месяцев заключено 318 концессий. Этот показатель выше на 41% по сравнению с прошлым годом, — подчеркнул министр. — Начинается постепенный приток инвестиций в небольшие муниципальные образования, а не только в областные центры.

По словам Михаила Меня, такой эффект стал возможным в том числе и потому, что с 2017 года Фонд содействия реформированию ЖКХ начинает поддержку малых муниципальных образований. На субсидирование процентной ставки по кредитам для предприятий-концессионеров в городах с населением менее 250 тыс. человек и софинансирование проектов модернизации коммунальной инфраструктуры выделено 5 млрд руб.

Результаты не заставили себя ждать: в регионах, где работают концессии, зафиксировано снижение аварий по теплу на 47%, воде — на 21%, а потери снизились соответственно на 18 и 14%.

Однако в этом вопросе не все так гладко. Многие эксперты называют ряд нюансов, которые серьезно мешают концессиям развиваться. Например, председатель Комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ ТПП РФ Андрей Широков считает, что поскольку индексация тарифов фактически заморожена (повышение на 4% в 2016 году погоды не делает), непонятно, как инвесторы собираются окупать свои вложения в коммунальную инфраструктуру.

Есть и другие препятствия. По словам председателя правления Центра государственно-частного партнерства Павла Селезнева, серьезное противодействие распространению концессий оказывают муниципалитеты. Эксперт делает вывод, что местной власти сложнее управлять частниками. Отсюда излишнее внимание надзорных органов.

Справедливости ради надо отметить, что и сами частники не всегда ведут себя корректно: не все выигравшие конкурс концессионеры потом заключают соглашения. Они заявляют о своем желании, получают определенную выгоду от аккумуляции финансов, а потом дают задний ход.

 Взять и расселить

Вторая тема, где в отрасли достигнуты успехи, — это расселение аварийного жилого фонда. По словам министра, план на 2016 год (расселить 2,63 млн м2 жилья), скорее всего, будет выполнен.

— К сожалению, ряд субъектов может недовыполнить план, — посетовал министр, — а общая цифра будет достигнута за счет регионов, которые расселяют быстрее графика.

Проблема, впрочем, не новая. Еще в начале года в интервью нашему журналу руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу указов Президента «Народная экспертиза» Николай Николаев отметил, что проблемы, связанные с исполнением указа Президента в части расселения аварийного жилья перекочевали в 2016 год из предыдущих лет.

По словам эксперта, программа расселения может быть не выполнена как раз из-за группы регионов, которые не выполняют план. На их долю приходится лишь 9% общего объема площадей, но именно они являются «зоной риска».

Однако воз и ныне там. По данным на начало октября, серьёзно отстают в расселении Республика Дагестан, Саратовская область и Забайкальский край (менее 50% выполнения программы). А Республика Тыва выполнила программу лишь на 3,6%!

Вызывают беспокойство у экспертов и другие проблемы. Например, председатель общественного совета при Минстрое РФ Игорь Шпектор опасается, что министерство настроено передать функции переселения людей из ветхого и аварийного жилья от Фонда содействия реформированию ЖКХ региональным властям.

По его словам, из-за того что у местных властей недостаточно финансовых средств, чтобы нормально организовать процесс расселения, они переводят аварийное жилье в категорию ветхого и ставят в очередь на капитальный ремонт.

На капремонт не хватает подрядчиков

По словам профильного министра, тема капитального ремонта тоже развивается неплохо.

— Собираемость взносов на капремонт в уходящем году составляет 83%, тогда как в прошлом году она была 74%, — подчеркнул Михаил Мень. — В 2015 году было отремонтировано 21 тыс. домов, а в этом году планируется ремонт около 40 тыс., то есть темпы ремонта выше в два раза.

ЖКХ России: сложностей достаточно, но реформы идут

Между тем именно капитальный ремонт на страницах нашего журнала обсуждали больше всего. Например, руководитель региональной рабочей группы «Качество повседневной жизни» ОНФ Павел Созинов считает, что региональные операторы капремонта фактически являются монополистами: они нанимают подрядчиков, следят за расходованием средств, сами принимают отремонтированный объект и осуществляют технический контроль. При этом управляющие компании в этот процесс не допускаются. Зато, если возникают какие-то проблемы, ответственность ложится именно на УК.

Много копий было сломано вокруг соотношения «общий котел» — спецсчет. Обсуждали, как упростить процесс перехода, что делать с собранными деньгами, как заставить банки давать адекватный процент по кредитам на капремонт. Например, депутат Госдумы Галина Хованская уверяет, что кредиты, предлагаемые ЦБ под 11—12% не пользуются популярностью.

— Никто не будет брать деньги на таких условиях, — считает «вечный» депутат от ЖКХ. — Очень хочется, чтобы был такой кредит, как в Германии и Испании, где проценты гораздо меньше, но пока не получается.

В результате обсуждений в июне Госдума приняла поправки в Жилищный кодекс, касающиеся совершенствования системы капремонта. Однако и они до конца экспертов не удовлетворили. В частности, ведущий юрисконсульт Фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев в интервью нашему обозревателю заявил, что принятого решения будет недостаточно.

Так, не будет нормально работать специальный депозит, куда размещаются временно свободные средства на капремонт тех, кто выбрал специальный счет. По словам эксперта, Центробанк для этого не принял все необходимые документы, и у банков возникает много вопросов.

То, что программа капремонта идет не без проблем, признают и сами чиновники. По словам главного жилищного инспектора России Андрея Чибиса, в 11 регионах в 2016 году заключено на 30% меньше контрактов на выполнение капремонта, чем в 2015 году. Хуже всех в этом смысле справляется Магаданская область, где подрядчиков нашли только на 1,4% работ. Более того, есть опасения, что из-за этого планы по капремонту на 2017 год могут быть сорваны.

Управление хромает

Отдельно хочется рассмотреть вопрос управления МКД. Министр остановился на этом вопросе кратко, сообщив, что в этом году управляющим компаниям выдано 18,3 тыс. лицензий, а прекратили действие 212.

Между тем эксперты к вопросу лицензирования УК относятся очень критично.

— Отобрать лицензию при существующем порядке прохождения документов очень сложно, — говорит член рабочей группы Общероссийского народного фронта «Качество повседневной жизни» Светлана Калинина. — Но даже если компанию все-таки лишили лицензии, она продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность. Без лицензии!

По словам эксперта, УК, чтобы обойти закон, придумывают все новые и новые способы. Например, создаются фирмы «про запас», чтобы в случае «форсмажорных» обстоятельств быстро перевести в «незапятнанные» конторы все активы.

Это с одной стороны. С другой, и сами управляющие компании страдают. По словам Игорь Шпектора, лицензирование УК не изменило ситуацию к лучшему — наоборот, только увеличило количество судебных процессов. Из-за принятого закона компании выглядят козлами отпущения.

— Количество судов, по которым УК выступают в качестве ответчиков, возросло, жилинспекции налагают на УК огромные штрафы, а с помощью отказа от выдачи лицензий с рынка выдавливаются неугодные компании, — резюмирует эксперт.

Ситуация в отношениях между управляющими компаниями и жильцами настолько сложная, что Ассоциация компаний, обсуживающих недвижимость (АКОН) даже предложила создать дополнительную структуру-посредник — Институт доверительного управления, который должен помогать собственникам «правильно» выбрать УК, разыгрывая заказы на управление МКД в открытых конкурсах. АКОН даже обратились за поддержкой к Президенту, но каковы итоги этого обращения, пока не ясно.

Куда идем?

Далеко не всех устраивает и сама принятая Стратегия развития ЖКХ, которую Минстрой несколько раз презентовал в 2016 году перед различными аудиториями. Например, Николай Николаев полагает, что стратегия получилась размытой. По идее, такой документ должен содержать четкую поэтапную реализацию всех ключевых вопросов в области регулирования ЖКХ, но именно здесь Стратегия далека от совершенства.

Поддерживает Николаева и Андрей Широков, который заявил нашему журналу, что Стратегия — это ничто иное как план заместителя министра Андрея Чибиса на ближайшие полтора года. А исполнительный директор НП «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева считает, что ее векторы разнонаправлены: с одной стороны, в сфере управления домами усиливается роль государства, с другой — функции по социальной защите жильцов перекладываются на бизнес.

Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить, что и в ЖКХ пока неразберихи достаточно. В течение одного месяца в столице может пройти три-четыре крупных мероприятия, посвященных тем или иным вопросам «коммуналки», но процесс изменений идет с большим скрипом.

Минстрой часто обвиняют в том, что обсуждения проходят кулуарно, а мнения независимых экспертов либо не учитываются, либо реализуются не полностью.

Очень тревожно на этом фоне выглядят сообщения о взрывах бытового газа, как квинтэссенция состояния жилищно-коммунального хозяйства страны. Крайними назначают жителей и УК, чиновники ни за что отвечать не хотят.

Но как бы то ни было, считаем нужным подчеркнуть, что в целом предпринимаемые Минстроем и ЖКХ РФ действия — это, скорее, благо, чем наоборот. Да, реформа идет туго, нужно решить множество проблем, осложненных неприятной экономической ситуацией в стране. Но она идет, есть экспертное обсуждение, а это значит, что рано или поздно все конструктивные замечания власти придется учесть.

А пока, по признанию самих чиновников Минстроя, ЖКХ продолжает занимать 1 место в рейтинге проблем наших сограждан.

Евгений ГОРЧАКОВ                                                                                                                                   http://www.rcmm.ru

 

 

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика