Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Жилье и инфраструктура в Арктике изношены, для их обновления нужны миллиарды рублей

5.04.2021

Отсутствие строительных материалов и подъездных путей, низкая стоимость земельных участков, высокие затраты на строительство и слабая несущая способность грунтов — такая она, Арктическая зона.

В Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Особенности жилищного строительства в Арктической зоне РФ». В мероприятии, которое провел председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко, приняли участие сенаторы, представители органов государственной власти субъектов, территории которых полностью или частично входят в Арктическую зону.

Напомним, в границах этой зоны полностью расположены Мурманская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также частично территории республик Карелия, Коми и Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области. Всего в Арктике по состоянию на 1 января 2020 г. проживало 2,5 млн человек, а это около 1,65% от численности населения России.

Заседание стало логическим продолжением состоявшегося в октябре прошлого года в Норильске выездного совещания, посвященного вопросам социально-экономического развития города. Кроме того, вопросы жилищного строительства в Арктической зоне поднимались и ранее на проведенных в Совете Федерации мероприятиях о ходе реализации нацпроекта «Жилье и городская среда». Загвоздка в том, что уязвимая и специфичная природа Арктики, а также сложные климатические условия требуют особых подходов и больших, чем в других регионах, усилий для обеспечения граждан комфортным и качественным жильем.

Так, накануне мероприятия прошел традиционный опрос субъектов, только в этот раз его участниками стали регионы Арктической зоны, которые сообщили о проблемах в сфере жилищного строительства. Главными стали низкая доля собственного производства строительных материалов и ограниченность их номенклатуры, дефицит отдельных групп строительной продукции — например, керамического кирпича, теплоизоляционных и кровельных материалов, а также недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры и отсутствие развитой транспортной сети, ведущей к городам и сельским поселениям.

Плюс ко всему в некоторые населенные пункты строительные грузы приходится завозить только по сезонным зимним дорогам, а во время весеннего половодья — водным транспортом. Из чего следует ограниченный период завоза строительных материалов и высокая стоимость их доставки.

Также у регионов нет возможности использовать проектную документацию на жилье, подготовленную для строительства в других субъектах, т.к. для Арктики требуются более высокие показатели теплоизоляционных характеристик строительных материалов. А на первоначальном этапе строительства, при инженерной подготовке участка и устройстве фундамента необходимы значительные финансовые вложения по причине слабой несущей способности грунтов.

Ну и наконец, из-за низкой стоимости земельных участков их правообладатель не может передать эти участки в залог для получения кредита на приобретение или строительства жилья.

Нового жилья нет, а какое есть — ветхое

В результате в регионах Арктической зоны объем жилищного строительства в 3 раза ниже среднероссийского уровня, причем эта проблема обостряется большим количеством ветхого и аварийного жилья.

Так, в период индустриального освоения Севера и Арктики с конца 20-х до середины 50-х гг. прошлого века потребовалось в короткие сроки возвести большое количество нового жилья для «переселенцев». Это жилье было временным, рассчитанным на срок службы 20—30 лет. Ни технически, ни функционально оно не отвечает требованиям арктического климата и, как подчеркнул Олег Мельниченко, должно быть в кратчайшие сроки заменено новым, современным жильем. При этом отдельное внимание необходимо уделить развитию технологий строительства временных рабочих, вахтовых поселков, размещение которых осталось за рамками правового регулирования, что влечет за собой различные нарушения, в том числе санитарно-эпидемиологических требований.

В целом, как сообщила директор Департамента жилищной политики Минстроя России Ольга Корниенко, сегодня почти 29% жилья, признанного аварийным на территории страны, приходится на Арктическую зону и составляет 5,5 млн кв. м, при том, что с 1 января 2012 г. по 1 января 2017 г. объем такого жилья в Арктике составлял 2,6 млн кв. м.

При этом, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, всего в Арктике сейчас насчитывается около 168 млн кв. м жилья, из которых 148 млн кв. м нуждаются в капремонте, 20,9 млн кв. м исключено из системы капитального ремонта, а более 7 млн кв. м — аварийное жилье, в котором проживает около 322 тыс. человек.

Как заявил заместитель генерального директора Фонда содействия реформирования ЖКХ Михаил Сюткин, состояние жилищного фонда Арктики признано удовлетворительным, но требующим пристального внимания, ведь он построен до 1970 г., а более 50% - это деревянное или блочное жилье, которое пойдет только под снос, причем желательно в самое ближайшее время. Однако в программу включено только 2,3 млн кв. м — то жилье, которое было признано аварийным до 1 января 2017 г. При реализации программы будет переселено около 130 тыс. человек, а финансирование до 2025 г. составляет 183 млрд руб. Еще столько же жителей окажется в программе переселения на следующий период. И эту ситуацию необходимо заранее прогнозировать и предусматривать соответствующее финансирование, ведь стоимость переселения существенно выше, чем в других регионах.

Сейчас же как минимум два региона планируют досрочно завершить программу — Республика Карелия и Ямало-Ненецкий АО, при этом в Республике Саха, Красноярском крае, Чукотском и ЯНАО АО отмечается высокое финансирование со стороны собственных региональных программ переселения из аварийного жилья.

Оказать поддержку проблеме может программа стимулирования жилищного строительства, реализуемая с 2017 г. Так, из девяти регионов Арктической зоны в программе в 2021 г. участвуют 4 — это Архангельская область, Республики Коми и Карелия, Ямало-Ненецкий АО. Суммарный расход субсидий из федерального бюджета превышает 480 млн руб.

В 2022 г. подтвердили участие Архангельская и Мурманская области и Ямало-Ненецкий АО. В 2024 г. — Мурманская область и Республика Саха (Якутия). В результате суммарный ввод жилья в 2021-2024 гг. должен составить около 567 тыс. кв. м в рамках 8 проектов по развитию территорий.

Нормативное регулирование

Конечно, возводить жилье здесь невозможно без изменения подходов к непосредственно строительным процессам и требованиям в части регулирования строительства на территориях со столь специфическими характеристиками. Так, Минстроем в 2020 г. было актуализировано и утверждено 6 сводов правил в области строительства в регионах распространения многолетнемерзлых грунтов. В них учтены последние изменения, которые были внесены в законодательство, и результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Указана формулировка единых требований к изысканию и проектированию объектов, возводимых на закарстованных территориях и многолетнемерзлых грунтов. Учтены требования в части современных методов расчетных положений для термокарста, мероприятия инженерной защиты от термокарста и методика расчета термостабилизаторов. Уточнены требования к характеристикам строительных материалов, фундаментам, бетону и стали при строительстве в условиях Крайнего Севера, а также условия проектирования.

Да, в конце года был принят закон по комплексному развитию территорий, в рамках которого будет введен механизм инфраструктурных облигаций. И сегодня это самый прорывной и жизнеспособный механизм привлечения частных инвестиций в строительство обеспечивающей инфраструктуры. В результате в 2021 г. должны начаться 5 пилотных проектов — в Сахалинской, Ленинградской и Тульской областях, Тюмени и Нижнем Новгороде. На их опыте можно будет проработать дальнейшие аспекты, в том числе и для регионов Арктики.

Даешь ипотеку под 2%!

Жизнь в Арктике трудна и по большей части связана с находящимся там местом работы. При этом коренные жители не хотят покидать свои родные края, а подбор инвесторов для реализации программ переселения идет очень тяжело — многие отказываются, т.к. в других регионах строить и легче, и дешевле, да и окупаемость выше. К примеру, в Якутии по заявленным проектам затраты на строительство 1 кв. м жилья по инфраструктуре составляют более 7,5 тыс. руб. Именно поэтому заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике, представитель Мурманской области Константин Долгов отметил необходимость привлечения дополнительных инвестиций для развития ипотечного кредитования и жилищного строительства в Арктике. В частности, распространить программу льготной ипотеки, принятой для дальневосточников, на территорию Арктики. Причем она должна распространяться не только на новое жилье, но и на «вторичку».

И это звучит вполне логично, т.к. сегодня ставка по ипотеке, к примеру, в Мурманской области составляет 8,8%. Правительство области уже подготовило экономическое обоснование ввода льготной ипотеки — на 2021-2023 гг. для программы потребуется не баснословная цифра, а лишь около 1,2 млрд руб.

При этом сегодня предложение приравнять условия кредитования в Арктической зоне к тем, которые предлагаются на Дальнем Востоке, где ипотека под 2%, приобретает массовый характер. Однако в ДОМ.РФ к этому предложению пока только с осторожностью присматриваются — ведь на фоне повышения платежеспособного спроса есть риски увеличения стоимости жилья, как это произошло в некоторых регионах Дальнего Востока из-за дефицита новых «квадратов».

Сегодня ипотека остается основным механизмом для жителей Арктической зоны, в результате в 2020 г. они оформили на 34% больше ипотечных кредитов, чем в предыдущем, и на 48% больше в денежном отношении. В то же время, по словам заместителя генерального директора ДОМ.РФ Дениса Филиппова, госкорпорация активно занимается развитием ипотеки в Арктике — она уже успешно сотрудничает с семью регионами, а на очереди заключение соглашений с Красноярским краем и Ненецким АО.

Также компания запустила возможность дистанционного получения ипотечного кредита на ИЖС, и она может быть востребована для жителей Арктики и Крайнего Севера. Так, выделив деньги и заручившись поддержкой Минстроя, ипотечная ставка на ИЖС зафиксирована под 6,1%. Изначально эта программа предназначалась только для молодых семей с одним ребенком, но за несколько дней перед круглым столом это ограничение решили снять.

Выход есть

Что касается предложений самих субъектов, то речь идет о расширении механизмов переселения граждан — в первую очередь о социальной аренде и социальном найме. И, по словам Дениса Филиппова, в арктических регионах может быть реализована программа строительства арендного жилья.

Так, уже запущен пилотный проект арендного жилья в Мурманской области — в конце 2020 г. региональное правительство и ДОМ.РФ подписали соглашение о развитии рынка арендного жилья. И подобную программу строительства, в том числе и льготного арендного жилья, можно масштабировать на весь Арктический регион. К тому же у нее есть даже пилотное название — «Арктическая аренда».

С ее помощью можно активнее использовать земельные участки, находящиеся в федеральной собственности. Такие земельные участки ДОМ.РФ мог бы передавать безвозмездно субъектам для строительства арендных домов, в том числе для социального найма, обнулив тем самым стоимость земли.

Кроме того, с помощью профессионального регионального застройщика можно строить арендное жилье за счет средств ЗПИФ под гарантии субъекта. В таких домах, которые строятся на фактически бесплатной земле, можно жить вахтовым методом. В итоге выходит более лояльная ставка аренды и решаются вопросы объемов жилищного строительства и обновления жилого фонда. При этом не отвлекаются средства субъекта и улучшаются жилищные условия.

В целом, как заявил Олег Мельниченко, на решение жилищной проблемы и ликвидацию аварийного и ветхого жилищного фонда в регионах Арктической зоны должны быть направлены дополнительные меры, разработанные на федеральном уровне. Они, в том числе должны предусматривать увеличение субсидий из федерального бюджета на стимулирование программ жилищного строительства в Арктических регионах и участия государственных корпораций и компаний с государственным участием и частных инвесторов в создании и модернизации объектов социальной, жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры, а также развитие производства строительных материалов.

Необходимо развязать узлы в части комплексного развития территорий применительно ко всей Арктической зоне. Например, предлагается внести дополнения в принятый в конце 2020 г. закон — так, предоставление субсидий могло бы быть установлено порядком определения объема, направлением расходования средств субсидий на капвложения в объекты капитального строительства, не находящиеся в государственной муниципальной собственности, в том числе в рамках деятельности по комплексному развитию территорий. Как отмечают регионы, это одна из проблем, с которыми они сталкиваются.

Кроме того, не стоит забывать, что жители Крайнего Севера и жители Арктической зоны — это не одно и то же, и эти понятия необходимо закрепить законодательно.

И это лишь часть предложений, которые будут включены в пакет рекомендаций по результатам круглого стола.

http://ancb.ru

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика