Законодатели опять намерены отнять и перестроить. На этот раз им не дают покоя городские земли и недвижимость
Нормы об изъятии городских земель и недвижимости в «зонах комплексного развития» (в том числе на застроенных территориях) появились в проекте поправок к Градостроительному кодексу РФ, внесённом Минстроем России в Госдуму летом 2018 года. Документ предусматривал возможность их принудительного изъятия (включая даже квартиры в многоквартирных домах, не признанных аварийными) по инициативе муниципалитетов. Законопроект прошёл первое чтение в ноябре 2018 года и завис в Госдуме, вызвав беспокойство рынка и граждан: основанием для изъятия должно было стать включение дома в муниципальную адресную программу, при этом обоснования необходимости этого не требовалось. Ко второму чтению в июле 2019 года нормы об изъятии из проекта исключили – в Минстрое отметили, что на поправках не настаивали, но спустя три дня о планах разработать отдельное предложение по изъятию жилья заявил первый заместитель главы комитета Совета федерации по федеративному устройству и региональной политике Андрей Шевченко.
Необходимость нового законодательного закрепления механизма изъятия жилья подтверждают эксперты: без него тормозится развитие перспективных земель, занятых «депрессивной» застройкой. Глава Института экономики города Надежда Косарева говорит, что проект может быть успешным только при гарантии его добровольности по аналогии с программой реновации. По её словам, технически сейчас в Градкодексе уже есть возможность изъятия неаварийной жилой недвижимости для комплексного развития территорий, но муниципалитеты ей не пользуются, опасаясь общественного недовольства. Поправки Минстроя дублировали эту возможность и вряд ли могли бы работать – необходимо бесконфликтное решение чувствительного для граждан вопроса, считает эксперт.
Изымать жилую недвижимость позволяет и Земельный кодекс, в том числе ради строительства государственных объектов при отсутствии альтернативы и в «иных условиях», допускающих широкое толкование. Такой порядок применялся при строительстве олимпийских объектов в Сочи, но процедуру выкупа земельных участков в Имеретинской долине для госнужд фиксировал принятый в 2007 году отдельный закон об организации и проведении Олимпиады. Тогда под принудительное выселение, несмотря на протесты, попали около 150-ти семей. Теоретически возможна генерализация и этой нормы на всю территорию РФ, однако она также несёт в себе риск протестов.
Другой подход к добровольности изъятия описывает координатор Национального объединения строителей по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко, указывая, что проекты развития застроенных территорий реализуются на основании генплана и правил землепользования и застройки, которые проходят публичные слушания. Поэтому при изъятии речь должна идти именно о добровольном выборе механизма компенсации – будет ли это новое жильё, денежная выплата или другие варианты возмещения. «В любом случае собственник должен получить полноценную компенсацию по цене даже выше рыночной, поскольку гражданин сталкивается со значительными неудобствами», – считает он. В объединении предлагают заменить термин «изъятие» на «согласительные процедуры по выкупу земельных участков и объектов недвижимого имущества» – и зафиксировать процедуры и размер компенсаций.
Вряд ли стоит сомневаться в том, что законодатели настоят на получении нового инструмента для реновации городов: создание комфортной городской среды, на которое нацелена обсуждаемая норма, – одно из наиболее дорогих направлений жилищного нацпроекта, всего на эти цели планируется тратить 45 миллиардов рублей в год до 2024-го. Вопрос в том, насколько комфортный для граждан механизм расселения «депрессивных» площадок в итоге окажется зафиксирован законом. При этом средства, позволяющие решить вопрос мирно, в региональных бюджетах начали появляться – по оценкам агентства АКРА, по итогам 2018 года регионы получили рекордный профицит в размере около 500 миллиардов рублей впервые с 2007 года.
Начните обсуждение первым!