За модернизацию законодательства об охране Байкала и прибрежной территории выступили эксперты в Иркутске
В Лимнологическом институте СО РАН в Иркутске 11 марта состоялся круглый стол о проблемах правоприменительной практики охраны озера Байкал и путях их решения в рамках выездного заседания подкомитета по охране озера Байкал Госдумы РФ. Его участниками стали парламентарий Николай Будуев, представили научного сообщества и правоохранительных органов.
Депутат Госдумы Николай Будуев рассказал, что подкомитет, первое заседание которого прошло в Иркутске, создан для проведения экологического аудита для совершенствования законодательства об охране Байкала и прилегающих территорий, экологического просвещения, поиска предложений по внедрению альтернативных источников энергии на Байкальской природной территории.
- В качестве «первой ласточки» мы запустили законопроект об ограничении использования фосфатосодержащих моющих средств на байкальской природной территории. Речь идет о том, чтобы запретить продажу моющих средств, содержащих более 5% фосфатов и фосфонатов. Необходимо сократить те факторы, которые приводят к цветению Байкала. Также рассматриваем вопрос о запрете использования одноразовых пластиковых изделий на Байкале и прибрежной территории, - рассказал парламентарий.
Участники встречи выступили с предложением внести изменения в законопроект и снизить нормативной содержание фосфатов и фосфонатов в моющих средствах до 0,5 или 0%.
Старший научный сотрудник отдела экологического и аграрного законодательства ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» Михаил Пономарев отметил, что в первую очередь необходимо направить усилия на борьбу с загрязнением озера и Байкальской природной территории микропластиком. В ряде стран мира уже действуют законы о запрете на использование одноразовых пластиковых изделий. При этом при разработке законопроекта о борьбе с микропластиком могут возникнуть проблемы, считает эксперт.
- Микропластик является одним из самых опасных загрязнителей. Он накапливается в природной среде и через пищевую цепочку попадает в организм человека, нанося существенный вред здоровью. Очень важно поддерживать и научные исследования, связанные с микропластиком, и развивать законодательство для замещения использования одноразовых пластиковых изделий.
Но очень сложно предусмотреть правовой механизм, связанный с ограничением оборота одноразовых пластиковых изделий. Нужно очень четко описать что это за изделия, какие виды подлежат ограничению, и каким образом необходимо ограничить их использование. И пока это вызывает определенные проблемы для закрепления на уровне федерального законодательства, можно проработать такой запрет на уровне Байкальской природной территории, - отметил он.
Участники согласились с тем, что перед введением запретов на использование одноразовых пластиковых изделий необходимо сделать для населения такими же доступными по цене изделия из экологически безопасных материалов.
В рамках круглого стола также прозвучало предложение о смягчении законодательства об охране Байкала. Так, директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов считает, что в условиях санкций туристический поток на Байкал может вырасти до 5 млн человек, а принять на территории такое количество туристов с учетом действующего законодательства будет сложно.
- Этот турпоток нам не ограничить. Конечно, можно со стороны надзорных органов запретить все, что не соответствует законодательству. Но люди этот запрет обойдут. Нам надо соблюсти баланс, чтобы с минимумом последствий для Байкала выйти из этой ситуации. Я даже не могу сейчас придумать, как одним махом это решить. Если все ослаблять – тоже не вариант. Но, мое ощущение, что придется сделать какие-то послабления. Потому что в той ситуации, которая сейчас есть, не все смогут выполнять требования законодательства. Задача научной общественности и надзорных органов как раз сейчас будет заключаться в организации законного турпотока, - говорит директор института.
В то же время ученый секретарь Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал Ирина Орлова выступила против смягчении действующего законодательства об охране озера.
- Мне кажется, что в научном сообществе в принципе недопустимо ставить вопрос о смягчении требований в отношении озера. Можно говорить о соблюдении требований граждан, но о смягчении – нельзя. Возможно, наука – единственная пока преграда, с которой хотя бы делают вид, что считаются, - сказала она.
По итогам обсуждения участники круглого стола предложили не смягчать, а модернизировать законы. Кроме того, прозвучало предложение об увеличении финансирования в рамках уже действующего законодательства, в частности, на ремонт дорог на Байкал, строительство очистных сооружений и своевременный вывоз мусора.
Еще одним предложением, прозвучавшим на встрече, стало создание на Байкале экологических поселений, по аналогии с теми, что развивает известный путешественник Федор Конюхов в Тульской области. Предполагается, что жители таких экопоселений будут использовать альтернативные источники энергии и снижать углеродный след.
- Экологичные поселки возможны только в границах поселений. Мы знаем, какая у нас плохая правоприменительная практика, много нарушений, за всеми не уследишь. Прямой пример, это Ольхон, где и надо развивать эти экологичные поселения в границах уже существующих поселений, - добавила Ирина Орлова.
Директор Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН Виктор Воронин обратил внимание участников круглого стола на необходимость доработки законодательства в части борьбы с болезнями лесов и профилактики пожаров.
- На юге Байкала, это хребет Хамар-Дабан, в ближайшие 5 лет мы получим, не побоюсь этого слова, экологическую катастрофу. Там на 70-80% погибнет древостой. Бактериальная водянка уже их угробила, уссурийский полиграф навалился на пихту, на подходе союзный короед. Даже если бы мы имели возможность применять ядохимикаты, а это запрещено, это не меняет ситуации. Другая проблема – сейчас там размещают объекты туристической инфраструктуры. Возникает реальная угроза здоровью и жизни людей в случае возгорания этих деревьев. Я бывал на горящем Хамар-Дабане, там не убежать, это скорость курьерского поезда. Все утыкается в проблему того, что ничего нельзя сделать для того, чтобы предотвратить это. Во-первых, горный рельеф. Там сложно вести рубки, но можно было бы сделать хотя бы противопожарные разрывы, провести санитарные рубки. Но санитарные рубки у нас в последнее время стали синонимом воровства леса. Мероприятие, которое во всем мире приносит ощутимую пользу хозяйству, у нас оно стало криминогенным. Беда не в том, что лесопатологи – мерзавцы и корыстные люди, а в дурном регламентирующем законодательстве именно в вопросе обеспечения санитарной безопасности в лесах.
Второе – пожары возникнут, а нам тушить их будет некому и нечем. Там арендаторов лесов нет, но на сопредельных территориях их много. На них возложена функция охраны леса и борьба с пожарами. Минприроды законодательно ввел лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров. Ни один арендатор не имеет такой лицензии. Если начнется пожар и он начнет тушить, он преступит закон. Также у нас возникали добровольные народные отряды, которые очень эффективно работали в 2015 года. Из-за этого закона они не могут дальше работать. Получать лицензию долго, дорого, хлопотно. Когда заполыхает, тушить будет некому, потому что МЧС работает только в зоне поселений, - рассказал ученый.
Николай Будуев попросил директор института предоставить ему предложения о модернизации законодательства по этим вопросам для дальнейшей их проработки на федеральном уровне.
Кроме того, на встрече прозвучала инициатива о создании единого надзорного органа за деятельность судов на Байкале.
Начните обсуждение первым!