Минстроем России совместно с другими органами государственной власти ведется системная работа по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства, а основные механизмы закреплены в законодательной и нормативной правовой базах.
Данная работа ведется по нескольким направлениям. Первое направление – то, о чем Вы, Дмитрий Анатольевич, говорили во вступительном слове, это передача объектов коммунальной инфраструктуры в концессию.
Закрепленные в концессионных соглашениях целевые показатели по снижению аварийности и потерь в сетях, повышение энергоэффективности вкупе с долгосрочным тарифным регулированием и положением о сохранении у концессионера экономии, полученной от повышения эффективности, стимулируют инвесторов к комплексной модернизации коммунальных объектов с применением современных энергосберегающих технических и технологических решений.
Несмотря на все трудности отрасли, мы уже видим первые результаты работы этого механизма: в 2015 году заключено в 2,5 раза больше концессионных соглашений чем в 2014 году, а объем инвестиций, привлекаемых в рамках их реализации, увеличился в 10 раз.
Об эффективности механизма говорят и результаты реализации концессии в регионах. В 35 субъектах нашей страны по итогам реализации концессионных соглашений аварийность снизилась на 47%, потери тепловой энергии – на 18%, воды – на 14%. Это показатель того, что частный инвестор совершенно иначе относится к своему хозяйству, появляется реальная мотивация к приобретению и установке современного оборудования, в том числе и такого, которое производится на этом заводе.
Вторым инструментом повышения энергетической эффективности ЖКХ являются энергосервисные контракты.
Мы проанализировали опыт реализации этого механизма и подготовили проект федерального закона, облегчающего его применение, а также утвердили примерные условия энергосервисного договора. Данный законопроект уже направлен в Правительство России. Что он предусматривает?
В первую очередь, это упрощение процедуры заключения энергосервисного договора путем принятия решения собранием собственников жилья в МКД. Это принципиальный момент, поскольку до сегодняшнего дня структура выглядела таким образом, что необходимо было согласовать переход на энергосервисный контракт с каждым собственником дома. Сегодня это решение за общим собранием собственников.
Еще важный момент, это сохранение льгот. Если в доме проживает льготник, то его льготы в случае энергосервисного контракта сохраняются.
Также предусматривается возможность включения условий энергосервисного контракта в договор управления МКД, что позволит управляющим компаниям реализовывать мероприятия по энергосбережению на всех МКД, при этом полученная экономия будет являться оплатой их услуг.
Третий инструмент - это повышение энергетической эффективности многоквартирных домов при проведении капитального ремонта многоквартирных домов.
В 2014 году запущена программа капитального ремонта многоквартирных домов, которая является крупнейшим мероприятием по модернизации жилищного фонда в стране. Мы упорядочили работу региональных операторов капитального ремонта. Теперь необходимо перейти к новому шагу: ввести дополнительное предложение собственникам помещений по проведению энергоэффективного ремонта.
Сегодня порядка 30 тысяч домов отремонтировано, но нужно двигаться дальше. Региональный оператор за счет привлечения энергосервисных компаний должен будет провести энергоаудит домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, для подготовки предложения собственникам помещений.
Таким образом при проведении капитального ремонта домов будут выполняться не только обязательные работы по ремонту крыши и замене сетей, но и дополнительные мероприятия, приводящие к энергосбережению и повышению энергетической эффективности домов. Мы считаем, что этот инструмент может стать одним из самых эффективных механизмов выполнения задачи по повышению энергоэффективности жилого фонда. Сегодня мы работаем на тем, чтобы мотивировать эту работу в части капремонта. Если будут приниматься такие решения, мы будем находить возможности поддержки из Фонда содействия реформированию ЖКХ для тех региональных фондов капремонта, которые предлагают эту услугу. Она, конечно, не должна навязываться, это должна быть альтернатива, а уже люди пусть принимают решение.
Для возможности оценки гражданами эффекта от выполнения энергосберегающих мероприятий мы разработали Правила определения класса энергоэффективности многоквартирных домов исходя из годового расхода энергетических ресурсов. Информация о классе дома будет размещаться на фасаде соответствующего дома.
Кроме того, в целях обеспечения широкого доступа к информации о наиболее эффективных технологиях нами осуществляется формирование справочника наиболее эффективных технологий в сферах теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Теперь любой желающий на интернет портале (банкжкх.рф) может ознакомиться с современными эффективными технологиями в ЖКХ, опробованных и оцененных их потребителями. Хочу отметить, что этот справочник доступен не только для потребителей, но и для разработчиков и представителей научного и бизнес-сообщества, которые могут подать заявку на включение их технологии в справочник и после подтверждения ее эффективности информация о ней станет доступна на портале.
Необходимо отметить еще одну проблему в повышении энергоэффективности – учет потребленных ресурсов. Невозможно определить эффект от внедрения энергосберегающих технологий без достоверного учета потребления коммунальных ресурсов.
Задача достоверного учета ресурсов была поставлена еще в 2009 году с принятием Федерального закона «Об энергосбережении», согласно которому до 1 января 2015 года все собственники жилья должны были установить приборы учета. Работа эта ведется активно, она продолжается.
Для стимулирования установки приборов учета принят ряд мер. Главная сегодня задача перейти к так называемому «умному» учету, снятию показаний в режиме «онлайн», чтобы это было удобно для потребителя. С 2017 года расходы на ОДН будут включаться в жилищные услуги, вместо коммунальных, и это, на наш взгляд, мотивирует управляющие компании внедрять «умные» системы учета. Сегодня у нас есть отечественные технологии, отечественные производители, которые представляют подобные продукты по адекватной цене.
В заключении выступления хочу отметить, что мы продолжаем работу по повышению энергетической эффективности, все наши предложения по организации дальнейшей работы по данному направлению мы, в соответствии с Вашим, Дмитрий Анатольевич, поручением систематизировали в соответствующий план мероприятий и внесли в Правительство для утверждения.
Начните обсуждение первым!