Власти Иркутска планируют расселить 127 тысяч кв. м ветхого и аварийного жилья
Иркутск известен своей деревянной архитектурой. Правда, речь идет не только о домах-памятниках времен XIX — начала XX веков. Город знаменит (к счастью, не среди туристов) другими деревянными домами. Их эпоха — времена советского индустриального развития, а их единственные экскурсанты — члены комиссий по переселению из ветхого и аварийного жилья. Бараки, времянки — все то, что на скорую руку когда-то возводилось для работников больших заводов, производств и строек, сегодня «вознесли» Иркутск в ТОП-3 городов в стране по количеству ветхого жилья. О том, как работает федеральная программа по расселению таких домов, рассказывает Андрей Южаков, заместитель мэра — руководитель аппарата администрации Иркутска.
— Минстрой региона ранее объявлял, что в Иркутске до 2025 года планируется расселить 127,1 тыс. квадратных метров ветхого и аварийного жилья. Цифра гигантская, превышающая годовой объем всего строительства в областном центре. Как получилось, что в не самом большом и не самом старом городе России накопилось столько аварийного жилья?
— Это сложилось исторически: с 30-х годов Иркутск начал развиваться в качестве индустриального центра Восточной Сибири. Именно с тех времен в городе накопилось огромное количество так называемого временного жилья. Его строили на скорую руку для работников новых производств, зачастую без фундаментов и крепких несущих стен, разумеется, с печным отоплением. Ожидалось, что с началом массового строительства «хрущевок» людей переселят в более удобные и подходящие условия, а все «времянки» будут снесены. Но дома простояли до наших дней, там по-прежнему живут люди. Всего на сегодня в аварийных и ветхих строениях проживает около 11 тысяч иркутян. Это большая цифра, соответственно, очень серьезная задача для городских властей эти цифры если не свести к нулю, то серьезно уменьшить. Ведь условия, в которых сейчас вынуждены жить люди, очень тяжелые.
К примеру, по адресу: улица Пискунова, 127 стоит группа деревянных бараков, которые еще в 2013 году признали аварийными, но по вине застройщика, не выполнившего свои обязательства, вовремя не расселили. Эти дома каждую весну и осень подтапливает дождями, в квартирах сырость, на стенах плесень. А люди были вынуждены там жить, в том числе с хроническими заболеваниями, например, астмой, как у одной женщины. В этом году мы совместными усилиями с депутатом по этому округу Александром Переваловым закрыли вопрос: для людей были приобретены новые квартиры.
— На счастье людей, с прошлого года стартовала федеральная программа, финансирующая за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ переселение людей из ветхого и аварийного жилья. Соответствующие планы расписаны до 2025 года. В Иркутске эта программа целиком покрывает потребность в расселении?
— Немного цифр. На системной основе вопросами расселения из ветхого и аварийного жилья администрация Иркутска занимается с 2010 года, за это время удалось расселить более 58 тыс. кв. метров жилья. За счет средств указанной программы мы за ближайшие пять лет планируем расселить вдвое больше — 127,1 тыс. кв. метров. Это 314 многоквартирных домов, признанных аварийными на момент включения в программу или же до 1 января 2017 года. Программа, к сожалению, покрывает лишь 60% аварийного жилого фонда, поставленного на учет. Мы надеемся, что федеральное правительство будет ее продлевать или принимать новую на период после 2025 года.
— К этому сроку успеть бы расселить уже заявленные объемы. План на этот год — 10,6 тыс. кв. метров, это чуть больше 8%. Понятно, что в дальнейшем необходимо ускоряться. Реально ли это?
— Действительно, объемы большие. Для понимания — в городе ежегодно сдается около 70-80 тыс. кв. метров нового жилья, а за пять лет нам необходимо найти только для нужд переселения в полтора раза больше. Ситуация непростая, но мы уже ускоряемся, и в этом году из заявленных 10,6 тыс. кв. метров расселили 11 тыс. кв. метров. План на следующий год — порядка 18 тыс. кв. метров, дальше — рост до 20-30 тыс. «квадратов» в год. Вопрос не столько в скорости реализации программы, сколько в ее финансовом обеспечении. Фонд ЖКХ берет на себя 96% расходов, остальное поровну выделяется из регионального и местного бюджетов. Но расходы компенсируются строго по нормативам, заложенным в программе. На первый квартал 2020 года это 46,5 тыс. рублей за квадратный метр. Таким образом, из федерального бюджета мы должны получить около 4,2 млрд рублей. На расселение же всех 127,1 тыс. кв. метров, по нашей оценке, требуется порядка 8 млрд рублей, с учетом того что сложившаяся сегодня в Иркутске цена на жилье намного превышает установленную планку в 46,5 тыс. рублей. Еще один фактор — при расселении далеко не всегда удается выдать новое жилье по принципу «квадрат в квадрат», всегда есть небольшая разница, которой мы распоряжаемся в пользу людей. Таким образом, Иркутску дополнительно необходимо больше 3 млрд рублей собственных средств, чтобы к 2025 году выполнить заложенные в программу показатели.
— Деньги немалые, откуда планируете их взять?
— Администрация Иркутска приняла решение, отличающее нас от других городов-участников программы. Недостающие средства ежегодно будут добавляться из городского бюджета, чтобы снять с повестки наболевший социально важный вопрос. Конечно, в идеале необходимо пересматривать нормативы программы, заложенные на федеральном уровне, поднимать стоимость квадратного метра хотя бы на 10 тыс. рублей. Это позволило бы ускорить расселение, дать новое жилье большему числу людей. Но пока все остается на том уровне, который есть, чтобы вовремя и в полном объеме закрыть взятые на себя обязательства, мы приняли решение дофинансировать программу за свой счет.
— Для выполнения обязательств иногда решимости недостаточно. Казалось бы, есть нормативная база, в бюджете заложены средства, но постоянно всплывает информация о том, что возникают неприятные «сюрпризы» на уровне исполнителей — компаний, выигравших тендер. Как обстоит ситуация в Иркутске?
— В этом году в Иркутске тоже не обошлось без неприятных, как вы говорите, «сюрпризов». Компания-подрядчик «Домострой Профи», которая в прошлом году выиграла ряд контрактов по программе переселения, не смогла сдать три блок-секции общим объемом более 5,2 тыс. кв. метров. По условиям контракта срок сдачи обозначался 30 октября — на эту дату у одной блок-секции был готов лишь фундамент, у второй — «закрыты» лишь два этажа. Сейчас мы расторгаем договор с этой компанией, готовимся предъявлять претензии, взыскивать уже перечисленные на строительство средства.
— Краеугольный камень при решении таких ситуаций — существенная разница в стоимости квартир. Пришлось переплатить?
— Соглашение с застройщиком предполагало стоимость квадратного метра на уровне 55 тыс. рублей. Готовые квартиры мы приобретали по цене около 62 тыс. за метр. Напрашивается резонный вывод — для экономии средств администрации выгодней заказывать строительство нового жилья, чем приобретать готовые квартиры для жителей ветхих и аварийных домов. Но существует ряд моментов, о которых необходимо сказать. Во-первых, с этого года в России действуют новые правила — все долевое строительство ведется с использованием эскроу-счетов. Это увеличило расходы застройщиков, в связи с чем прогнозируемо выросли цены на жилье на первичном рынке. Во-вторых, в текущем году на рост цен оказали влияние беспрецедентные меры государственной поддержки застройщиков в виде субсидирования ипотечных ставок для семей, что вызвало дефицит жилья и повлияло на его стоимость. Думаю, что к схеме строительства, где заказчиком или дольщиком выступал бы муниципалитет, мы вернемся спустя некоторое время. Тем более потребность в этом у нас есть не только по программе переселения, но и для приобретения маневренного жилого фонда, служебного жилья и так далее.
— Оцените социальную составляющую программы. Нет ли противоречий в том, что людям квартиры обещали выдать при одном государстве, а получают они их уже в другой стране?
— Появление программы переселения из ветхого и аварийного жилья, на мой взгляд, было связано с оценкой последствий всех социальных, экономических процессов, которые происходили ранее. Людей со всей страны привлекали в различные города, в том числе в Иркутск, развивать промышленность, переезд стимулировали предоставлением нового жилья. На тот момент страна не смогла выполнить все свои обязательства, сегодня государство отдает свои долги. Считаю это правильным и не вижу никаких противоречий.
Начните обсуждение первым!