ВЕЛИКИЙ СИБИРСКИЙ ПУТЬ: КАК ИДЕТ РАЗВИТИЕ БАМА И ТРАНССИБА
Пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей к 2024 году должна увеличиться в 1,5 раза, до 180 млн тонн в год, а сроки доставки транзитных контейнерных грузов на направлении «Восток — Запад» — сократиться до семи суток. Это предполагает нацпроект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».
Весь процесс развития железных дорог в Сибири разделен на несколько этапов. Первый из них практически завершен. Год назад, в конце апреля 2021 года, правительство утвердило паспорт второго этапа модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. Или, как еще называют эти магистрали, Восточного полигона.
Исторически Транссиб считается более «быстрой» дорогой. По нему сейчас идут пассажирские поезда на Дальний Восток и ускоренные контейнерные составы, следующие из дальневосточных портов в порты Балтики.
БАМ же используется преимущественно для вывоза в порты угля, руды и других сырьевых грузов. При этом БАМ — довольно сложная в эксплуатации дорога, много ее участков проходят в горной местности со значительными подъемами и спусками. БАМ далеко не везде электрифицирован и на значительном протяжении остается однопутным.
Основной объем работ по модернизации Восточного полигона приходится именно на БАМ: строятся тоннели, электрифицируются участки, создаются разъезды для организации встречного движения поездов, реконструируются станции для ускорения сортировки и отправки составов. Кроме того, на Восточный полигон отправляются новые, мощные локомотивы, способные проводить тяжеловесные (до 7100 тонн) поезда по горным участкам.
Модернизация идет по плану
«По итогам 2021 года выполнены все шесть целевых показателей, предусмотренные Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в части развития железнодорожного транспорта на Восточном полигоне. Обеспечена провозная способность магистралей в объеме 144 млн тонн», — рассказали в пресс-службе РЖД.
Объем транзитных перевозок контейнеров через Россию, несмотря на пандемию, по итогам года увеличился на 250 тыс. ДФЭ — до 1,1 миллиона (ДФЭ — «двадцатифутовый эквивалент», условная единица, соответствующая объему шестиметрового морского контейнера).
По данным РЖД, начиная с 2013 года, когда стартовала программа модернизации Восточного полигона, на БАМе появились свыше 400 км новых двухпутных участков, а в 2024 году их протяженность увеличится более чем на 1,5 тыс. км.
На Транссибе только за прошлый год ввели в эксплуатацию 209 объектов. Среди них — 13 мостов и водопропускных труб и 187 стрелочных переводов. Движение открыли по 70,3 км главных и 52 км станционных путей. Было проложено более 760 км кабелей системы управления движением, почти 350 км кабелей связи и почти 200 км контактной сети.
Больше вторых путей, меньше узких мест
В 2022 году пропускную способность Транссиба и БАМа планируется увеличить еще на 14 млн тонн: с 144 до 158 млн тонн.
Для этого достроят 32 объекта. Развитие получат бамовские станции Магдагачи и Северобайкальск в Амурской области и Бурятии. Завершится строительство разъездов Апкан, Дугда — Нора в Амурской области. В эксплуатацию введут вторые пути на 17 участках магистрали. Еще на десяти участках закончат создание двухпутных вставок, обеспечивающих разъезд встречных составов.
«В 2021 году были развернуты подготовительные работы по устройству строительных городков, временных автодорог, подготовке территории строительства и устройству земляного полотна. Продолжается набор сотрудников для выполнения работ на БАМе. В прошлом году на объектах работало уже 16 тысяч человек», — рассказывают в РЖД.
В 2021 году на перегоне Ковали — Ульручьи в Амурской области началось строительство второго двухпутного хода Керакского тоннеля длиной 926 метров. Он находится в 30 метрах от старого, который после окончания стройки будут использовать как дренажное сооружение. В апреле 2022 года проходка верхней части нового тоннеля была выполнена на 70%. Работы идут круглосуточно, с двух сторон одновременно. Предполагается, что проходческие бригады встретятся к осени 2022 года, после чего начнется внутренняя железобетонная отделка тоннеля.
На ветке от Транссиба к БАМу для устранения «бутылочного горлышка» в Еврейской автономной области начали строительство развязки на перегоне Волочаевка-1 — пост Тунгусский. Путепровод, который планируется ввести в эксплуатацию в 2024 году, поможет развести встречные поезда и повысит пропускную способность узла «Волочаевка» до 167 млн тонн к 2025 году. На перегоне возведут железнодорожный мост длиной более ста метров, а также уложат около четырех километров новых путей. Для пригородных поездов построят новую платформу.
Транспортно-логистический комплекс на станции Забайкальск
Одно из достижений 2022 года — открытие в конце марта на границе с Китаем нового транспортно-логистического комплекса на станции Забайкальск. Здесь будет производиться перегрузка из вагонов российской колеи 1520 мм в вагоны китайские, рассчитанные на колею 1435 мм.
С вводом комплекса в эксплуатацию среднее время, которое необходимо для перегрузки вагона, сократилось с 24 до 18 часов. Число вагонов, которые здесь перегружают за сутки, также увеличилось со 134 до 194.
«Увеличение мощностей на станции Забайкальск полностью отвечает задачам, поставленным сегодня перед транспортной отраслью страны: не только обеспечивать стабильность работы, но и увеличивать объемы грузоперевозок. Открытие пункта перегруза внесет весомый вклад в укрепление сотрудничества с Китаем как со стратегическим партнером и в целом усилит железнодорожную инфраструктуру Восточного полигона», — отмечал во время церемонии открытия комплекса министр транспорта РФ Виталий Савельев.
Великий Сибирский путь: как идет развитие БАМа и Транссиба
Следующий этап реконструкции направлен на увеличение пропускной способности станции Забайкальск. Сейчас технические возможности позволяют отправлять в Китай в среднем 18 грузовых поездов в сутки и принимать из Маньчжурии в среднем 24 поезда в сутки. После модернизации одновременно перегружать можно будет до 32 пар поездов.
Всего до конца 2024 года в рамках второго этапа развития Восточного полигона планируется построить 1350 км дополнительных путей, 26 разъездов, реконструировать 25 станций и шесть разъездов. Также планируется выполнить строительство в Приморском крае обхода участка Шкотово — Смоляниново длиной 12,2 км. В Хабаровском крае будет электрифицирован участок Волочаевка — Комсомольск-Сортировочный — Ванино протяженностью 829 км. Кроме того, на участках Транссиба и БАМа будут усилены устройства тягового электроснабжения — трансформаторные подстанции, питающие контактную сеть.
Больше поездов требуют больше электроэнергии
С 2016 года по 2021 год в границах Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дорог реконструирована 61 тяговая подстанция и контактная сеть на четырех перегонах и семи станциях. Это позволило полностью снять ограничения по тяговому электроснабжению на 40 участках общей протяженностью 2051,5 км.
Чтобы обеспечить электроснабжение тяговых подстанций на втором этапе развития Восточного полигона, Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры предусматривает развитие нескольких электростанций на Дальнем Востоке.
Так, в этом году на Нерюнгринской ГРЭС на юго-востоке Якутии началась подготовка к строительству двух новых энергоблоков мощностью 225 МВт каждый. Как рассказали порталу национальныепроекты.рф в Минэнерго РФ, проектно-изыскательные работы, сейчас идут полным ходом. Их планируется завершить в 2022 году. Мощность ГРЭС увеличится к 2025 году.
На той же стадии работ находится и проект по расширению Партизанской ГРЭС в Приморском крае. Ее модернизацию, которая увеличит мощность электростанции на 280 МВт, планируется закончить в 2026 году.
С 2013 года, когда началась реализация программы развития Восточного полигона железных дорог, уже модернизировано более 5 тыс. км железнодорожных путей, введены в постоянную эксплуатацию 55 станций и 39 разъездов, почти 300 км дополнительных главных путей, более 350 км контактной сети, более 760 км кабелей системы управления движением. Работы закончены на 58 тяговых подстанциях и 31 посту секционирования, почти сотне железнодорожный мостов. Завершилось строительство и обновление пяти тоннелей, 18 объектов локомотивного хозяйства и 36 жилых домов.
Развитие Восточного полигона — лишь часть Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, которая касается железных дорог. Помимо этого, нацпроект предполагает развитие инфраструктуры Центрального транспортного узла и железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов, а также строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Все это позволит обеспечить безопасное и, что особенно важно, быстрое перемещение по стране не только грузов, но и пассажиров.
в Советском Союзе стройбату платили и платили неплохо. Так что бред о "бесплатности и подневольности каторжного труда солдатиков" оставьте дурачкам-либерастам. Да и не уверен я что сейчас кто то до строительства мостов допустят малолетних придурков, скорее всего основной контингент там "контрабасы" и работают они за вполне вменяемые деньги.
А почему гражданскую железную дорогу должны строить железнодорожные войска? Почему этим не хочет заняться РЖД?
Это специальные ж/д войска.
И какой гешефт получат подрядчики и субподрядчики за использование "бесплатного" ресурса?
Всегда задавался вопросом российская армия это таки армия или на 90% бесплатная рабочая сила?
Читал, что вроде сейчас основная проблема по увеличению пропускной способности не только и не столько в двухпутке, сколько в строительстве новых тоннелей - там достаточно сложно всё...
Собсно, в советское время БАМ, вопреки распространённым мнениям, строили в основном не комсомольцы-добровольцы и зэки, а тоже стройбатовцы.