Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Великие стройки коммунизма и Сталинский план преобразования природы

13.03.2017

Со словосочетанием «Великие стройки коммунизма» знакомы практически все, однако что имелось в виду изначально?

И что значит «Сталинский план преобразования природы».

Начать следует со Сталинского плана преобразования природы.

Осень 1948 года, через 3 года после окончания Великой Отечественной войны, Совет Министров СССР принял постановление «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР».

В печати указанный документ назвали «Сталинским планом преобразования природы».

Рассчитан план на период 1949—1965 годы. В чем его суть?

В степных и лесостепных районах европейской части СССР (Поволжье, Западный Казахстан, Северный Кавказ, Украина) часто повторялись засухи и суховеи.

Однако там же можно получать отличные урожаи – там много солнца и тепла.

Только не хватает воды.

 

Что же делать?

Использовать травопольную систему земледелия (В.В. Докучаева, П.А. Костычева и В.Р. Вильямса).

 

Суть которой заключается в:

а) посадка защитных лесных полос на водоразделах, по границам полей севооборотов, по склонам балок и оврагов, по берегам рек и озер, вокруг прудов и водоемов, а также облесение и закрепление песков;

б) правильная организация территории с введением травопольных полевых и кормовых севооборотов и рациональным использованием земельных угодий;

в) правильная система обработки почвы, ухода за посевами и, прежде всего, широкое применение черных паров, зяби и лущения стерни;

г) правильная система применения органических и минеральных удобрений;

д) посев отборными семенами приспособленных к местным условиям высокоурожайных сортов;

е) развитие орошения на базе использования вод местного стока путем строительства прудов и водоемов.

Это на местном уровне. А что же государство?

В соответствии с этим планом предстояло посадить лесные полосы, чтобы преградить дорогу суховеям и изменить климат на площади 120.000.000 гектаров, равной территориям Англии, Франции, Италии, Бельгии и Нидерландов вместе взятых.

Центральное место в плане занимало полезащитное лесоразведение и орошение.

Всего планировалось высадить более 4.000.000 га леса и создать государственные полезащитные полосы длиной свыше 5300 км.

Эти полосы должны были предохранять поля от жарких юго-восточных ветров — суховеев.

 

Помимо государственных лесных защитных полос, высаживались лесополосы местного значения по периметру отдельных полей, по склонам оврагов, вдоль уже существующих и вновь создаваемых водоёмов, на песках (с целью их закрепления).

План предусматривал также внедрение травопольной системы земледелия.

Согласно этой системе, часть пашни в севооборотах засевалась многолетними бобовыми и мятликовыми травами.

Травы служили кормовой базой животноводства и естественным средством восстановления плодородия почв (бобовые же).

Созданные лесополосы и водоёмы должны были существенно разнообразить флору и фауну СССР.

Таким образом, план совмещал в себе задачи охраны окружающей среды и получения высоких устойчивых урожаев.

Для проработки и реализации плана был создан институт «Агролеспроект» (ныне Росгипролес).

По его проектам лесами покрылись четыре крупных водораздела бассейнов Днепра, Дона, Волги, Урала, европейского юга России.

Общая протяжённость крупных государственных полезащитных полос превышала 5.300 км. В этих полосах было посажено 2,3 млн га леса.

Одновременно с устройством системы полезащитных лесонасаждений была начата большая программа по созданию оросительных систем.

В СССР было создано около 4 тыс. водохранилищ, вмещающих 1200 км3 воды

Следующим шагом и были «Великие стройки коммунизма».

Коричневые стрелки – суховеи, зеленые полосы – лесополосы, красные прерывистые линии – каналы, красные звезды – будущие гидроэлектростанции…

Вопрос был в том, где взять воду. Тепло и солнце уже имеется!

Вода тоже есть, но в виде бесцельно утекающих в моря рек (Волга, Днепр, Дон, Амударья).

Идея в том, чтобы воды этих рек задержать дамбами, тем самым обводняя территории, пустить по каналам давая воду для орошения, заставить крутить турбины и давать электричество!

Те самые «Великие стройки коммунизма».

Перечислим по пальцам, что относилась к Великим стройкам коммунизма:

Гидроэлектростанции:

Днепр:

- Каховская ГЭС. Создавала водохранилище для питания Южно-Украинского, и Северо-Крымского каналов.

Дон:

- Цимлянская ГЭС. Создавало водохранилище поднимающее уровень воды для пользования Волго-Донским каналом и его энергообеспечение, обеспечение судоходности Дона, питания оросительных каналов.

Волга:

- Куйбышевская ГЭС. Для электроснабжения. 2-я по мощности в мире на тот момент.

- Сталинградская ГЭС. Для электроснабжения (1-я по мощности в мире на тот момент.), а также орошения, создания условий для Сталинградского магистрального самотечного канала.

Амударья:

- Тахиаташская ГЭС. Перенаправляла воды Амударьи по Главному Туркменскому каналу, электроснабжение.

Каналы:

- Южно-Украинский канал. Оросительный

- Северо-Крымский канал. Оросительный, водоснабжение полуострова пресной водой.

- Волго-Донский канал (Волго-Дон). Транспортный (соединение Каспия с остальными морями).

- Главный Туркменский канал. Оросительный, транспортный (соединение Арала с Каспием). На канале планировались 2 ГЭС.

Если кому интересно немного статистики:

Общая мощность построенных в рамках общего плана гидроэлектростанций составила более 4 млн кВт. Куйбышевская и Сталинградская ГЭС на период строительства были крупнейшими по мощности ГЭС в мире и превосходили самые большие на тот период гидроэлектростанции США (Гранд-Кули и Плотина Гувера).

Пробежимся коротенько по этим стройкам.

Цимлянская ГЭС.

Цимлянская ГЭС — гидроэлектростанция на реке Дон в Ростовской области, у городов Волгодонска и Цимлянска. Построена в 1949—1954 годах в рамках программы сооружения Волго-Донского судоходного пути.

Имеет важное экономическое значение, обеспечивая крупнотоннажное судоходство на нижнем Дону, функционирование Волго-Донского судоходного канала, орошение больших массивов засушливых земель, водоснабжение, защиту от наводнений и выработку электроэнергии.

Волго-Донской канал.

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина (Волго-Донской канал) — канал длиной 101 км, соединяющий реки Волгу и Дон в месте их максимального сближения на волгодонском перешейке. Звено единой глубоководной транспортной системы европейской части России.

Глубоководная транспортная система европейской части России – это красный пунктир.

Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Неудачно.

 

Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. Неудачно.

До Революции 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться: сопротивление оказывали частные владельцы железных дорог. Кроме того, даже если бы канал был построен, движение судов по нему могло быть лишь в весеннее время, когда реки были полноводными.

31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя Владимира Ленина. Тогда же у первого шлюза (со стороны Волги) был открыт памятник Иосифу Сталину (позднее снесён, на постаменте установлен памятник Ленину).

Куйбышевская (ныне Жигулёвская) ГЭС.

Жигулёвская ГЭС (ранее Куйбышевская ГЭС, а с 1958 г. — Волжская ГЭС имени Ленина) — гидроэлектростанция на реке Волге в Самарской области, в городе Жигулёвск.

Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС. Вторая по мощности гидроэлектростанция в Европе.

Строительство ГЭС началось в 1950 году, закончилось в 1957 году. Особенностью геологического строения гидроузла является резкое различие берегов Волги. Высокий обрывистый правый берег сложен трещиноватыми верхнекаменноугольными известняково-доломитовыми породами. Левый коренной берег долины сложен песками с прослоями и линзами суглинков.

Помимо выработки электроэнергии, обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение, защиту от наводнений. Водохранилище Жигулёвской ГЭС является основным регулирующим водохранилищем Волжско-Камского каскада.

Сталинградская (ныне Волжская) ГЭС.

Волжская ГЭС (ранее Сталинградская/Волгоградская ГЭС, Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС) — гидроэлектростанция на реке Волга в Волгоградской области.

Первая по мощности гидроэлектростанция в Европе.

Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС, являясь его самой нижней ступенью. В 1961 г. крупнейшая в мире гидроэлектростанция. Была воздвигнута в рекордно короткие сроки. Первый грунт в котловане для будущей гидроэлектростанции был вынут в 1952 г. А в декабре 1958 года уже был пущен первый гидроагрегат. Мировая практика сооружения электростанций не знала подобных объемов и темпов работ.

Впервые в мировой практике советские специалисты обосновали возможность сооружения крупных гидроузлов на нескальных основаниях.

Каховская ГЭС.

Каховская ГЭС — шестая (нижняя и последняя) ступень каскада днепровских гидроэлектростанций на территории Украины (город Новая Каховка, Херсонская область), построенная на реке Днепр.

Строительство начато в сентябре 1950 года, в октябре 1956 года введён последний гидроагрегат.

Каховский канал.

Каховский канал — центральный оросительный и главный магистральный канал юга Украины.

Был открыт 26 октября 1979 года. Протяжённость канала 130 километров, берёт своё начало из Каховского водохранилища. Вода из Каховского водохранилища насосами (запитка от Каховской ГЭС) поднимается на 25 метров и далее самотеком проходит по территории Херсонской и Запорожской областей.

Водой канала снабжаются четыре оросительные системы:

Каховская

Приазовская

Серогозская

Чаплынская.

Канал используется для орошения 326 000 га в двух областях Украины.

Северо-Крымский канал

Оросительно-обводнительный канал длиной 402 км, построенный (более 10 лет шли исследовательские и проектно-изыскательские работы) в 1961—1971 годах для обеспечения водой маловодных и засушливых территорий Херсонской и Крымской областей Украинской ССР с забором воды из Каховского водохранилища, заполненного в 1955—1958 годах. При открытии был известен как Северо-Крымский канал имени Ленинского комсомола Украины.

До 80 % днепровской воды СКК, поступавшей в Крым, использовалось для нужд сельского хозяйства (из них 60 % — на обеспечение выращивания риса) и промышленного прудового рыбоводства; около 20 % днепровской воды СКК подавалось в водохранилища — источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения городов и сельских населённых пунктов Крыма.

С 2014 года подача днепровской воды в Крым прекращена.

Главный Туркменский канал

 

На переднем плане – шагающий экскаватор.

Канал предполагалось провести от реки Амударьи до Красноводска по древнему высохшему руслу Узбоя для развития хлопководства, освоения новых земель в Каракалпакии и в Каракумах, а также для судоходства от Волги до Амударьи. Строился в 1950—1953 годах, затем строительство было прекращено.

Канал должен был стать вторым по длине каналом в мире. Его протяженность предполагалась более 1200 километров, начиная от мыса Тахиаташ, в 10 км от Нукуса до Красноводска.

По трассе канала планировалась система плотин, шлюзов, водохранилища, три гидроэлектростанции общей мощностью 100 тыс. кВт, отводных каналов и трубопроводов длиной свыше 1 тысячи километров. В начале канала строилась огромная плотина в Тахиаташе, которая должна была сочетаться с гидроэлектростанцией. 25 % стока Амударьи должно было отводиться в новый канал, Аральское море должно было снизить уровень, а земли, возникшие при отступлении моря, предполагалось использовать в сельском хозяйстве, засолённость низовий Амударьи по расчётам должна была снизиться. Проектировалось построить вокруг канала 10 тысяч километров магистральных и распределительных каналов, 2 тысячи водоёмов, 3 ГЭС по 100 тысяч киловатт. Ширина канала должна была быть более ста метров, глубина — 6—7 метров. Планировалось использование десяти тысяч самосвалов, бульдозеров, экскаваторов. Строительство предполагалось закончить к 1957 году.

В декабре 1950 года был заложен новый город Тахиаташ у мыса Тахиаташ, на котором ранее стояло до того два укрытия от непогоды для бурлаков. 15 июня 1952 года была открыта железная дорога Чарджоу — Ходжейли и проведена ветка до Тахиаташа. Создавалась инфраструктура для развития стройки, организовывались изыскательные экспедиции, подключалась авиация.

После смерти Сталина, по предложению Хрущёва строительство канала было приостановлено 25 марта 1953 года, а затем и прекращено.

C 1954 года началось строительство Каракумского канала.

Синий – не построенный Главный Туркменский канал, красный - построенный Каракумский канал.

Каракумский канал — канал, построенный в СССР для водообеспеченности южных и юго-западных районов Туркмении протяжённостью 1445 км. В современной Туркмении также используется название Каракум-река. Вода в канале идёт самотёком. По нему на протяжении 450 км осуществляется судоходство.

Первая очередь канала (Амударья — Мургаб) длиной 400 км была построена в 1959 году. Введение её в строй позволило довести площадь орошаемых земель до 100 тысяч га.

Вторая очередь канала (Мары — Теджен) длиной 138 км завершена в 1960 году. Это позволило оросить в Тедженском оазисе свыше 70 тысяч га.

Третья очередь канала (Теджен — Ашхабад) длиной 260 км завершена в 1962 году. В 1967 году канал был доведён до Геок-тепе. Ввод третьей очереди позволил дополнительно оросить около 100 тысяч га.

С 1971 году началось сооружение четвёртой очереди канала. Далее канал протянут до города Берекета. Следующий отрезок канала идёт в субтропические районы юго-западной Туркмении до Этрека длиной 270 км, другая ветвь канала идёт к Небит-Дагу. Строительство канала было официально завершено в 1988 году.

Канал отбирает около 45 % вод Амударьи, что является немаловажным фактором в проблеме Аральского моря. Около четверти, поступающей в канал воды теряется в самом русле, в результате фильтрации через земляное дно.

Почему, провели Каракумский канал, а не Главный Туркменский канал я не знаю.

Но предположения у меня есть. Тахиаташская ГЭС должна была находиться в Узбекистане! А какой туркменбаши согласится отдавать такой важный объект соседу? Коль сам не съем, то и вам не дам.

Во-вторых, какой туркменбаши откажется попасть в Книгу Рекордов Гиннеса за самый большой фонтанный комплекс в своей столице?

А то, что Арал высох, то это проблемы соседей узбеков, да казахов.

А то, что связность территории СССР от наличия этого канала не увеличивается, то это проблемы Москвы.

А Москве, лишние воспоминания о товарище Сталине не к чему…

Ну, ладно…

А как вообще стоить канал? Вы думали орды заключенных каналоармейцев тачками таскают землю? Огорчу – это малоэффективно. Быстрее и качественнее вот так:

Постройка канала

 

Скреперы создают обваловку будущего канала.

Экскаватор – копает. Шагающий – копает помногу.

Земснаряд – углубляет и расширяет канал.

К чему все эти картинки? Ну, во-первых, интересно. А во-вторых, Вы доверите все эти машины заключенным???

Лирическое отступление о лагерях...

Остался вопрос для чего использовать электроэнергию?

Лампочки, станки, электропечи понятно, но что такое электротрактор? Представьте тракторное шасси с электромотором и длинным проводом, таскающим плуги. Представили? Так вот это он!

А теперь итоги.

«Сталинский план преобразования природы».

После смерти  Сталина (05.03.1953) многие лесополосы были вырублены, несколько тысяч прудов и водоёмов для разведения рыбы были заброшены, созданные в 1949—1955 годах 570 лесозащитных станций были ликвидированы. (Тут интересные фотки).

Почему это произошло? Не знаю. Могу лишь предполагать.

План претворялся уже 5 лет, быстрых эффектов не давал, а средства тянул. После смерти Сталина руководителям нужен был популизм для масс, причем не связанный с именем Сталина…

 

"Великие стройки коммунизма"

Южно-Украинский канал. Строился долго. Функционирует.

Северо-Крымский канал. Перекрыт в 2014. Без комментариев.

Волго-Дон – недогружен, вроде как из-за обмеления…

Главный Туркменский канал – не построен. А Арал высох…

 

С электростанциями проще – они были понятнее для товарищей из правительства.

Куйбышевская ГЭС и Сталинградская ГЭС работают. Принадлежат «РусГидро».

Цимлянская ГЭС работает, принадлежит «Лукойл-Экоэнерго».

 

Электротракторов наклепали аж 32 штуки… И забыли о них.

 

Через 10 лет, несмотря на распашку целины, в 1963 СССР впервые после войны, продав 600 тонн золота из резервов, закупил около 13 млн. тонн хлеба за границей.

Использовались иллюстрации «Техника - молодежи», марки 1948-1953 годов.

 Обстановка в мире 

Комментарий автора:

Напомню фон событий:

 

Только прошла война, разрушения огромны.

21.06.1948 — 11.05.1949 – Блокада Западного Берлина.

04.04.1949 – создание НАТО.

25.06.1950-27.07.1953 – Корейская война.

Международная обстановка тоже была не сахар....

Вот такое будущее ждало нас . И суховеи не страшны! И семена не покупали за границей. И лекарства свои делали...

 ЭХ..... нет нам прощения...

Источник: cont.ws

Комментарии

  1. SDD

    Эти планы были продуманы умными людьми . и я уверен ,что всё равно их придётся осуществлять ,если наш тандем окончательно не угробит страну .

    Добавить сообщение
  2. Петр Игоревич

    при современном уровне моделирования, можно было бы заниматься масштабными преобразованиями природы, вполне безопасно и эффективно..но воровать проще и как то привычней.

    Добавить сообщение
  3. Олег

    Был бы жив Сталин и русские не были бы такими распи.дяями.))

    Добавить сообщение
  4. Дочь РЕПРЕССИРОВАНОГО

    Prb38 Ерунды здесь писать только не надо!

    Посадили бы тебя за полит.анекдот ... или за 100 грамм пшеницы лет на 8-10...15  для воплощения этих грандиозных планов

    По другому бы ты  здесь запел!

    Тварь ты  такая ........ @хуевшая

    Добавить сообщение
  5. Prb38

    Можно только позавидовать такому прекрасному вождю ,который очень любил и заботился в СССР о бедующем

    Добавить сообщение
  6. WERD 56

    Не упомянуты сталинские проекты 501, 502, 503 о строительстве северного железнодорожного пути, которые были сразу же свернуты и незаслуженно забыты на многие годы после смерти вождя. Только теперь становится понятной гениальное предвидение Сталина. Этот путь сейчас возводится на новых технологиях и называется Северный широтный ход.

    Добавить сообщение

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика