Валерий Мозолевский выделил приоритеты для строительных СРО
С принятием 372-ФЗ, которым существенно изменился формат, содержание и цели саморегулирования в строительной сфере, у профсообщества появилась реальная возможность построить систему строительных СРО в соответствии с указами и поручениями президента РФ, считает координатор НОСТРОЙ по Дальневосточному федеральному округу и гендиректор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. Свою позицию он изложил на заседании одного из круглых столов, прошедших в рамках деловой программы Всероссийского Дня строителя. Своим мнением глава сахалинской СРО поделился и с нашим порталом.
«Считаю, что правительство России и законодатели поступили очень мудро и правильно, когда они инициировали и приняли достаточно рамочный закон о реформировании саморегулирования в строительстве, передав регулирование деятельности внутри сообщества путём разработки и принятия стандартов деятельности саморегулируемых организаций, членов этих ассоциаций (союзов), Национальных объединений строителей и организации контроля их исполнения на всех уровнях деятельности.
Считаю, что на предстоящем съезде СРО строителей в сентябре месяце саморегулируемые организации должны передать Национальному объединению строителей функции разработки, принятия и контроля исполнения обязательных стандартов деятельности и внутренних документов саморегулируемых организаций строителей и их членов и это поставить в качестве одного из первых приоритетных направлений деятельности НОСТРОЙ в 2016-2017 годах.
Одним из первых необходимых стандартов деятельности СРО строителей, по моему мнению, необходимо, наконец-то, разработать основополагающие документы из пакета – «Стандарты деятельности саморегулируемой организации строителей» с учётом всех требований, обязательств и прав, изложенных в федеральных законах № 7-ФЗ, 315-ФЗ, Гражданском Кодексе РФ, Градостроительном Кодексе РФ. Это «Структура и требования к составу, регламенты деятельности органов управления и их специализированных органов» и «Структура дирекции Ассоциации (Союза), типовые положения о дирекции и его отделов, регламенты их деятельности, типовое штатное расписание, права и обязанности работников дирекции».
Большинство руководителей СРО отрицательно относятся к возложению на них государством ответственности за надлежащее исполнение государственных, муниципальных и иных контрактов и продолжают бессмысленно критиковать эту норму закона. Я уверен, что мы должны быть признательны правительству России за это. Только благодаря этой норме, саморегулируемое профессиональное строительное сообщество получило реальную возможность взять на себя государственные функции определения методов и процедур закупок в строительной сфере, которые в настоящее время превратились в бессмысленные административные барьеры, порождающие недобросовестную конкуренцию в закупочной деятельности и дисквалификацию специалистов и рабочих в строительстве.
Уверен, что государству, муниципалитетам, заказчикам, необходимы объекты капитального строительства, построенные в срок и качественно. Сама процедура их закупок их мало интересует. Строительное сообщество берёт на себя ответственность за исполнение контрактов, поэтому государство должно передать этому сообществу определение правил и способов закупок в строительной области в соответствии с общепринятыми международными стандартами. По нашему мнению, монополизация государством определения процедур и порядка закупочной деятельности приводит к коррупции, недобросовестной конкуренции, разрушению строительных организаций.
Считаю, что Национальное объединение строителей обязано уже с новых позиций обратиться с этим предложением в правительство России и приступить к разработке отдельной Главы федерального закона № 44-ФЗ «Особенности закупок подрядов для государственных и муниципальных нужд в строительной области деятельности» в соответствии со ст. 768 Гражданского Кодекса РФ, международным стандартом ISO 10845-2010 «Закупки в области строительства» и нормами FIDIC. Для данной работы считаю необходимым возобновить деятельность Комитета НОСТРОЙ по конкурентной политике и ценообразованию в строительстве. Я готов к этой деятельности.
Учитывая рекомендации положений международного стандарта ISO 10845-2010 и международную практику, для обеспечения реальной поддержки обеспечение работой местного населения, реальной поддержки муниципального микробизнеса в строительстве считаем необходимым установить верхнюю планку закупок в строительстве участниками, зарегистрированными в данном субъекте федерации, при величине начальной максимальной цены контрактов (НМЦК) до 200 миллионов рублей. Это значительно оздоровит конкурентную среду в строительстве субъектов федерации, и позволит начать возрождение региональных строительных комплексов.
Учитывая значимость специалистов, организующих проектирование и строительство объектов капитального строительства, министерством строительства Сахалинской области и правлением Ассоциации «Сахалинстрой» принято решение о создании и ведении областного реестра таких специалистов. Данные реестры фактически имеют системообразующее значение. Информация из этих реестров станет основой для разработки и принятия кадровой политики в строительной отрасли области. При их составлении будет чётко понятно, какое количество проектных, изыскательских и строительных организаций, которые могут принимать участие в государственных или муниципальных закупках.
Как мы сейчас понимаем, специалисты в региональном реестре – это стратегический кадровый ресурс области. Сведения из регионального реестра обязательно будут востребованы и использованы при контроле наполнения национальных реестров и при проведении закупок в строительстве в Сахалинской области.
На территории Сахалинской области отсутствуют региональные саморегулируемые организации проектировщиков и изыскателей, а организации получающие свидетельства о допусках на проектные и изыскательские работы стремительно и неконтролируемо размножаются при постоянном снижении качества и полноты проектной документации. Учитывая это, правительством области принято решение о проведении сплошной проверки организаций, имеющих указанные свидетельства о допусках, к проведению которой приглашены специалисты Национального объединения изыскателей и проектировщиков. Планируется привлечение специалистов служб заказчиков, Государственной инспекции строительного надзора, специалистов областного отделения РТН и, при необходимости, работников силовых структур области. Эта работа будет вестись параллельно с составлением реестра лиц, организующих изыскания и организующих проектирование на территории области до конца текущего года.
Важным условием реальности контроля соответствия участника закупок в строительстве требованиям федерального закона будет требование в закупочной документации указания участником закупки конкретного лица, которое будет организовывать строительство/капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязательного подписания необходимых документов в процессе строительства этим лицом организующим строительство, и реальное выполнение работ по организации строительства этим лицом на всём протяжении исполнения требований заключённого контракта.
В контракте должно быть указание подрядчику представить приказ на конкретное лицо, организующее строительство, которое имеется в Национальном реестре с перечнем всех основных его функций в соответствии требований Градостроительного кодекса РФ, свода правил «Организация строительства» и положений контракта, которые корреспондируются с его должностной инструкцией в данной строительной организации. В противном случае, контракт должен быть расторгнут, заявленное подрядчиком лицо должно быть исключено из Национального реестра специалистов, а такой участник закупок должен быть размещён в Реестре недобросовестных поставщиков.
Ассоциация «Сахалинстрой» считает, что в 2017 году важно наладить полное взаимодействие регуляторов государственного управления строительной отрасли на федеральном и субъектном уровнях управления, а также решить вопросы отношений регуляторов и сорегуляторов строительной отрасли на субъектном уровне.
Считаем важным разработку и согласование индикаторов развития саморегулирования в строительстве на уровне субъектов федерации и включение этих индикаторов в показатели оценки показателей развития административной реформы в субъектах федерации».
Начните обсуждение первым!