В Новую Москву вложат 7 трлн рублей и заберут у регионов рабочие ресурсы
В проект «Новая Москва» собираются вложить 7 трлн рублей. Но не принесли бы эти огромные инвестиции больше пользы, если были бы израсходованы по-другому.
Пять лет назад началась реализация самого крупного градостроительного проекта в России – освоение присоединенных к Москве новых территории, которые получили неофициальное название «Новая Москва». В конце 2017 года интересно посмотреть, что сделано за это время и что намечается еще сделать. А заодно поразмышлять, а нужно ли вообще этим заниматься?
С большим размахом
Сегодня Новая Москва развивается на основе разработанного Генерального плана. Как это мы любим еще с советских времен, он поражает своим размахом, амбициозными целями. Планируется, что вложения в обустройство новых территорий составят 7 трлн рублей, и уже вложено 780 млрд р. Предстоит построить 89 млн кв м. жилой площади, 64 млн кв м. коммерческой недвижимости. А так же проложить 1200 км магистральных дорог.
Всего же должна быть застроена территория в 40 тыс га. Правда, сегодня она в основном принадлежит разным собственникам, а потому заставить их строить на этих площадках будет не просто. Но когда все это будет возведено, на этих землях станет проживать 1,5 млн человек и будет создано 1 млн новых рабочих мест.
Согласно генплану, до 2035 года так же построят 7 тыс. различных спортивных объектов, заложат 86 парков на 12 тыс. га.
При любой ситуации
Что сделано за 5 прошедших лет? Появилось 8 млн кв м. жилой площади, проложено 70 км дорог. Возведено 50 социальных объектов и создано 100 тыс. рабочих мест. Среди других достижений – 12 парков. Частные инвесторы вложили за эти годы в освоении новой московской «целины» 150 млрд р.
Как утверждает Владимир Жидкин, руководитель Департамента развития новых территорий г Москвы, Новая Москва будет осваиваться при любой ситуации на рынке недвижимости. Определена общая сетка инженерных коммуникаций, на создание такой инфраструктуры выделено 18 млрд р.
Впереди ударная пятилетка
Судя по всему, столичные власти в следующие пять лет не собираются снижать темпы освоения Новой Москвы. До 2021 года запланировано проложить почти 300 км дорог. Они будут иметь 6-8 полос. Так же появятся новые железнодорожные ветки с несколькими станциями. Впрочем, результат этого транспортного строительства уже есть сегодня; раньше расстояние от Коммунарки до Бутова в 10 км преодолевали за 1 час, теперь на это нужно всего 10 минут. Владимир Жидкин обещает приход в Троицк поездов метрополитена всего через несколько лет. Будет на новых территориях развиваться и трамвайное движение.
По словам Владимира Жидкина, столичные власти очень требовательно относятся к облику жилищных комплексов. От проектировщиков и строителей они требуют новых архитектурных решений. При этом особое внимание уделяется малоэтажной застройке, на нее должно приходиться четверть всего жилищного строительства. Правда, пока малоэтажные поселки не приближаются к МКАДу, так как все земельные участки вблизи от московской кольцевой уже раскуплены. На них будут возводиться многоэтажные корпуса. Но постепенно положение будет меняться.
Где живешь, там и работаешь
Стоит задача сделать из Новой Москвы не только спальный, но и трудовой район. Практически веден запрет на создание жилых комплексов без создания в них рабочих мест. Без таких планов разрешения на строительство не будут предоставляться. Новые рабочие места создаются на 95% за счет инвесторов. Такая политика приносит свои плоды, еще недавно было 84 тыс. рабочих мест, а сейчас уже 100 тыс.
Есть несколько удачных примеров такой политики. Интенсивно развивается Бизнес-парк «Комсити», где после завершения проекта будет создано 20 тыс. рабочих мест.
Другой проект — «Фуд-сити». Это новый тип агрокластера в Москве, где поставщики и оптовые покупатели будут находить друг друга без участия посредников. На сегодня это самый большой оптово-продовольственный центр в России и Европе, площадь которого составляет 88 га. Здесь предоставляется полный комплекс услуг — логистика, транспорт, мерчендайзинг и навигация.
Если еще недавно отношение к Новой Москве со стороны жителей Москвы старой было в основном негативное, желание там жить встречалось совсем у небольшого количества москвичей, то сейчас отношение к этому вопросу меняется. Согласно опросу ВЦИОМа, до 60% респондентов готовы к переселению на новые территории. Разумеется, реально на переезд согласятся гораздо меньшее число людей, однако тренд постепенно меняется.
Ради чего?
Эти достижения столичной власти могли бы только радовать, если бы ни одна мысль: а нужен ли стране этот проект. Рядом с огромным, перенаселенным городом создается еще один стольный град. Тем самым увеличивается концентрация населения на совсем небольшом участке российской земли. И это в условиях демографического кризиса, людского опустынивания огромных территорий.
На сегодняшний момент зарегистрированное население Москвы превышает 12 млн жителей. А по некоторым оценкам в городе и в ближайших пригородах проживают до 20 млн человек. Перенаселение уже достигло чудовищного размаха. А известно ли, что, к примеру, соседняя с Москвой Тверская область потеряла за последние десятилетия треть своего населения. Новая Москва неизбежно отсосет у нее еще какую-то часть людей. Сходная ситуация в соседних регионах, они тоже будут терять своих жителей. Вопрос, ради чего? Или там не нужны рабочие руки, эти территории не должны развиваться? Может, кроме Москвы России по большому счету никто не нужен?
На освоение Новой Москвы предполагается затратить 7 трлн рублей. Происходит это в условиях нарастающего бюджетного дефицита в большом количестве субъектов Федерации. Многие из них режут инвестиционные программы, чтобы свести концы с концами.
Московские власти не без оснований надеются на создание на новых территориях производственных кластеров и комплексов. Условия для этого благоприятные, ведь в развитие Новой Москвы вкладываются гигантские средства. Но это означает, что эти предприятия не появятся в других местах, где они крайне необходимы. В стране много депрессивных регионов. С точки зрения развития всего государства Российского, а не только Москвы не целесообразней ли развивать их, а не одну столицу и без того самую благополучную часть страны.
Владимир ГУРВИЧ
Начните обсуждение первым!