Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Триллионы на ветер и в недострой: СП подвела итоги 2018 года

Рубрики: Аналитика
8.10.2019
Исполнение федеральных адресных инвестиционных программ признано неудовлетворительным

В середине сентября Счетная палата России подготовила заключение на отчет об исполнении федерального бюджета за 2018 год. Мы расскажем об основных показателях, касающихся строительной отрасли.

 

Начнем с того, что в 2018 г. бюджет был исполнен с профицитом впервые с 2011 г., который составил 2,74 трлн руб., что на 602,7 млрд руб. или на 28,2% больше показателя, установленного в Федеральном законе о бюджете. Кроме того, отмечено самое высокое превышение прогноза поступления доходов за последние 6 лет – поступило 19,45 трлн руб., превысив прогнозируемый объем на 506,8 млрд руб. или на 2,7%. А уровень исполнения расходов бюджета стал самым низким за 10 лет, составив в сумме 16,71 трлн руб. или 95,6%. Объем неисполненных бюджетных ассигнований – 778,3 млрд руб., он увеличился по сравнению с 2017 г. на 30,4%.

Следует отметить, что в 2018 г.

Были установлены нарушения в сумме 426191,2 млн руб. по 61 главному администратору средств федерального бюджета. Наиболее высокий уровень финансовых нарушений установлен у Минстроя России – 171,9%.

Инфляция составила 4,3%, при том, что в 2017 г. – 2,5%, превысив прогноз на 0,3%. При этом отмечалось улучшение динамики отдельных макроэкономических показателей. Номинальный размер ВВП составил 103875,8 млрд руб., превысив прогнозное значение на 6,6%.

 

******

После 4 лет падения прирост объема работ по виду деятельности «Строительство» составил 5,3%, при том, что в 2017 г. было снижение на 1,2%, в 2014–2017гг. – на 9,2%. Столь существенный рост был обеспечен за счет возведения таких объектов инфраструктуры, как Крымский мост и спортивные сооружения в рамках подготовки к проведению в России Чемпионата мира по футболу, а также за счет промышленного строительства, в частности, «Ямал СПГ».

В разрезе видов экономической деятельности заметный вклад в динамику ВВП внесло строительство с приростом валовой добавленной стоимости – 4,7%, транспортировка и хранение – 3%, а также торговля оптовая и розничная – 2,2%. Их совокупная доля в валовой добавленной стоимости составляет 27,3%, а вклад в прирост ВВП – 0,62% из 2,3%.

Прирост инвестиций в основной капитал по сравнению с 2017 г. составил 4,3%. Инвестиции в строительствоследовали динамике работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», и в целом за 2018 г. выросли на 19,7%, а их доля в общем объеме увеличилась с 3,2% в 2017 г. до 3,6% в 2018 г.

Непродовольственные товары подорожали на 4,1%, составив вклад в общий показатель инфляции 1,4%. Высокий прирост цен отмечался и на строительные материалы – на 4,9%.

 

*********

Самым низким за 15 лет оказался уровень кассового исполнения расходов на реализацию Федеральных адресных инвестиционных программ, в 2018 г. составивший 81,8%. Объем неисполнения – 134,5 млрд руб., что на 71,8 млрд руб. или в 2,1 раза больше, чем в 2017 г.

Всего в прошлом году не введен в эксплуатацию 181 объект или 45,5% общего количества объектов, подлежавших к вводу, для сравнения – в 2017 г. таких объектов – 145.

В их числе – строительство федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии ФМБА России в Ульяновской области, реконструкция существующего здания и строительство радиологического корпуса на 20 коек ГБУЗ «Магаданский областной онкологический диспансер» Минздрава России, высоковольтная линия 500 кВ Ростовская - Андреевская - Вышестеблиевская (Тамань) Минэнерго России; строительство объектов морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе, Росморречфлота.

Кроме того, завершены лишь 26 проектно-изыскательских работ из 139.

Основные причины: включение в ФАИП объектов, не готовых к началу строительства; некачественная разработка проектной документации; поздние сроки проведения конкурсных процедур; неисполнение обязательств подрядными организациями; отсутствие контроля со стороны госзаказчиков.

Систематическое продление сроков завершения расчетов по оплате государственных контрактов на строительство или реконструкцию объектов ФАИП по неисполненным обязательствам предыдущего года создает риски необоснованного увеличения общего объема незавершенного строительства, который на 1 января 2019 г. составил 2 трлн 372 млрд руб. и снизился за год на 110,4 млрд руб. или на 4,4%. В 2019 г. практика принятия Правительством решений о продлении сроков завершения расчетов предыдущего года продолжена.

Количество объектов незавершенного строительства по 60 главным распорядителям средств федерального бюджета составило 12,8 тыс., из них по 3,3 тыс. строительство не начиналось, по 1,9 тыс. – приостановлено в основном без консервации, по 1,7 тыс. – информация отсутствует. Наибольшие объемы незавершенного строительства числятся у Минобороны России и Росавтодора.

Главными распорядителями бюджетных средств не приняты необходимые меры по вовлечению в инвестиционный процесс приостановленных строек и объектов. Отсутствуют утвержденные ведомственные планы снижения объемов и количества подобных объектов, в том числе у Минстроя России. А в утвержденный план Росавтодора не включены 52 объекта.

Следует отметить, что на учете у федеральных автономных и бюджетных учреждений на 1 января 2019 г. числятся вложения в 1,9 тыс. объектов незавершенного строительства в сумме 122,5 млрд руб., что на 4,9 млрд руб. или на 3,9% меньше, чем на 1 января 2018 г.

Общий объем незавершенного строительства на уровне субъектов по состоянию на 1 января 2019 г. составил 2 трлн 891 млрд руб. и уменьшился за 2018 г. лишь на 1,9%.

Количество объектов незавершенного строительства по 85 субъектам составило 58,5 тыс., а на 1 января 2018 г. – 62,7 тыс., в том числе 3,8 тыс. объектов, строительство которых приостановлено либо законсервировано.

Общий объем вложений в объекты незавершенного строительства, строительство которых приостановлено либо законсервировано, за счет бюджетов субъектов по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 204,3 млрд руб., что на 0,4 млрд руб. меньше, чем на 1 января 2018 г. – 204,7 млрд руб.

 

*************

Что касается 25 приоритетных проектов, то в соответствии с их паспортами бюджетные ассигнования на реализацию составили 205,7 млрд руб. Расходы на их реализацию исполнены в сумме 199,6 млрд руб. или 93,6%.

В 2018 г. общий объем неисполненных назначений по приоритетным проектам составил 13756,1 млн руб., а в 2017 г. – 12284,4 млн руб.

Наибольший объем неисполненных бюджетных назначений в абсолютном выражении установлен по ряду проектов, в том числе «Комплексное развитие моногородов» - 3806 млн руб. или 39,5%, а в 2017 г. недовыполнение расходов составило 6904,7 млн руб., «Формирование комфортной городской среды» – 921,7 млн руб. или 3,1%, в 2017 г. – 684,8 млн руб.

Кроме того, отдельные контрольные  точки не выполнены или выполнены не в полном объеме либо с нарушением сроков. Также отсутствует информация о достижении всех основных показателей приоритетных проектов.

В рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» с нарушением сроков в 61 и 41 день выполнены контрольные точки о заключении с субъектами контрактов на выполнение мероприятий, необходимых для достижения целевых показателей программ комплексного развития транспортной инфраструктуры на 2018 г., и соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов для оказания поддержки реализации региональных госпрограмм.

Вместе с тем, поданным Росстата, не обеспечено достижение показателей по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем, по ряду субъектов они ниже среднестатистических.

 

*************

Также в 2018 г. продолжено переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В 14 субъектах предусмотрено расселение из признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 г. и дополнительно выявленного в 2017 г. в объеме 201,7 тыс. кв. м и переселение 11,9 тыс. человек.

Вместе с тем по состоянию на 1 марта 2019 г. расселено 118,1тыс. кв. м аварийного жилья или 58,6% площади, подлежащей расселению, переселено 7,4 тыс. человек или 62,2%.

В 2018 г. 43 главным распорядителям предусмотрены бюджетные ассигнования в общей сумме 1 200 657,4 млн руб. Главными распорядителями были предоставлены субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам в сумме 1 152 014,4 млн руб.

Более 90% предоставленных субсидий и взносов – 1 038 176,7 млн руб. направлялись на реализацию отдельных мероприятий по 33 госпрограммам.

По 9 госпрограммам уровень исполнения составил ниже 90%, в том числе по Минстрою России – 67,2 %.

Кассовое исполнение бюджетных ассигнований на предоставление 53 взносов в уставные капиталы 33 АО составило 177 857,4 млн руб. или 106,2% бюджетных ассигнований.

Наибольший объем взносов в уставные капиталы осуществлен в том числе Минстроем России – 8531,6 млн руб. – 4,8%.

Взносы в объекты капитального строительства, включая дочерние общества, составили 15 368,1 млн руб. или 8,6% общего объема взносов. Наибольшие суммы предоставлены в том числе АО «ДОМ.РФ» – два взноса на общую сумму 8531,6 млн руб.

 

*********

По состоянию на 1 января 2019 г. кассовое исполнение по субсидиям на выполнение возложенных полномочий и осуществление деятельности ГК «Автодор» и ГК «Росатом» составило 98 593 млн руб. или 99,2% объема бюджетных ассигнований.

ГК «Автодор» в 2018 г. были предоставлены субсидии на общую сумму 98 446 млн руб., в том числе на осуществление деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог – 76 361,5 млн руб., средства которой госкорпорацией были использованы не в полном объеме.

Так, по мероприятию «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-1 «Беларусь» освоены бюджетные ассигнования в сумме 414,7 млн руб. или 39,3% объема финансирования в связи с невыполнением подрядных работ при строительстве транспортной развязки на 27 км автодороги по причине длительности проведения земельно-кадастровых работ.

По «Реконструкции с последующей эксплуатацией на платной основе федеральной автомобильной дороги М-3 «Украина» от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на г. Киев)» – 452,6 млн руб. или 64,7% в связи с корректировкой проектной документации в части устройства пункта взимания платы на участке 124 км - 173 км автодороги.

В большинстве случаев продолжительность производства работ по договорам подряда превышает предусмотренную проектами организации строительства, что создает предпосылки к увеличению стоимости работ.

Так, в соответствии с проектом строительства «Автомобильная дорога Москва-Санкт-Петербург на участке 646 км – 684 км» сметная стоимость определена в размере 5356 млн руб. со сроком производства работ 22 месяца. Однако цена договора подряда сложилась на 250,5 млн руб. больше, что связано с увеличением сроков производства работ до 36 месяцев и применением ГК «Автодор» индекса-дефлятора инвестиций в основной капитал.

Аналогичная ситуация сложилась при реализации строительства путепроводов на автодороге М-4 «Дон» - увеличение составило 34,8 млн руб.

В 2018 г. ГК «Автодор» предоставлялась субсидия на организацию деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами в объеме 22 084,5 млн руб.

Однако плановые объемы по капитальному ремонту автодорог, предусмотренные Программой деятельности ГК «Автодор», не выполнены: план – 130,9 км, факт – 54,6 км.

http://ancb.ru

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика