Требования к специалистам НРС: pro et contra
20 июня в здании Общественной палаты Российской Федерации состоится круглый стол на тему: «Институт национального реестра специалистов: цели, результаты, направления развития».
Мероприятие организовано Национальными объединениями строителей, проектировщиков и изыскателей, а также «ОПОРОЙ РОССИИ» по следам заседания Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете ГД РФ по транспорту и строительству.
Участники Экспертного совета в свете подготовки к рассмотрению во втором чтении законопроекта № 583143-7 всесторонне обсудили требования к специалистам саморегулируемых организаций и согласились с оценкой экспертного сообщества, что практика использования национального реестра специалистов в строительной отрасли выявила ряд проблем, требующих системного подхода и решения, в том числе на законодательном уровне.
Наиболее значимыми проблемами, по экспертным оценкам, являются:
- дефицит высококвалифицированных специалистов на рынке труда, отвечающих установленным требованиям для членства организаций их работодателей в СРО и, соответственно, допуска на генподрядные торги. Как следствие – до 60% лиц, включенных в национальные реестры – это лица предпенсионного и пенсионного возраста, «условно» назначаемые на должности ГИПов и ГАПов;
- отсутствие благоприятных условий для индивидуальных предпринимателей и микропредприятий в части их членства в саморегулируемых организациях, объединяющих организации, выполняющие работы в области инженерных изысканий, проектирования и строительства;
- требует доработки перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, в части включения в перечень дополнительных специальностей;
- рассогласованность с Трудовым кодексом по нормам трудового права, когда обязательное требование наличия в штате менее двух специалистов из НРС в СРО должно обеспечиваться работодателем соответствующими объемами и оплатой выполняемых работ. Однако сложившаяся практика проведения генподрядных торгов не позволяет плановым образом гарантировать выполнение этого требования.
Указанная правовая коллизия привела к «фиктивному бумажному контролю» со стороны СРО, к «искусственному дефициту» высококвалифицированных специалистов, к «дискредитации роли» ГИПов и ГАПов, персонально ответственных за организацию, качество и сроки выполняемых работ по генеральным договорам подряда; - отсутствие мониторинга и оценки качества ведения НРС с обеспечением своевременной корректировки по составу и по установленным требованиям к специалистам сводит на практике «к нулю» ценности данного информационного ресурса и делает его бесполезным.
Однако подходы к решению перечисленных проблем у разных представителей профессионального сообщества разные.
Так, Национальное объединение строителей в лице исполнительного директора Виктора Прядеина выступило категорически против уменьшения нормативного количества штатных специалистов на микропредприятиях и снижения требований к специалистам в части снижения общего трудового стажа, которые предлагает законопроект № 583143-7. По мнению экспертов НОСТРОЙ, наличие одного специалиста в штате таких предприятий непременно приведёт к проблемам в управлении работами в связи с возможным отсутствием специалиста в течение длительного периода (отпуск, болезнь, командировка и т.д.)
В свою очередь, снижение требований к специалистам не может быть поддержано, поскольку такие изменения могут послужить причиной возникновения угрозы безопасности строительства, причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, а также снижению персональной ответственности указанных специалистов.
По мнению экспертов НОСТРОЙ, проблема дефицита специалистов, обусловленная требованиями к стажу, решится сама собой, когда «через определённое время стаж накопится».
Позицию Национального объединения строителей поддержало ООО «Мосинжпроект», частый гость на мероприятиях НОСТРОЙ, а также Правительство Российской Федерации.
В качестве компромиссного решения НОСТРОЙ предлагает не ограничиваться единственным реестром, а разделить специалистов по уровням ответственности:
- НРС по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства для зданий и сооружений «повышенного уровня ответственности» (особо опасные, технически сложные и уникальные объекты);
- НРС по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства для зданий и сооружений «нормального уровня ответственности»;
- НРС по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями.
Представители других профессиональных объединений в целом поддержали законопроект № 583143-7, предложив, однако, несколько поправок.
Председатель Комитета по саморегулированию НОПРИЗ Юлия Илюнинаотметила, что на основании формальных признаков молодые талантливые специалисты лишаются возможности реализации своих способностей на должностях, соответствующих их квалификации. Она предложила поддержать законопроект, дополнив требование к наличию десятилетнего общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства альтернативной возможностью – наличие пятилетнего общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства, при условии прохождения работником независимой оценки квалификации на соответствие требованиям, предъявляемым к специалисту по организации подготовки проектной документации (инженерных изысканий, строительства).
Член Президиума «ОПОРЫ РОССИИ», Председатель Комитета по строительству Дмитрий Котровский выразил уверенность, что данные поправки положительно скажутся на повышении интереса к среднему профессиональному образованию строительных специальностей и повышению его востребованности. Кроме того, будут более востребованы молодые кадры строительной отрасли.
Заместитель председателя Комитета по строительству и ЖКХ Межрегиональной общественной организации «Московская Ассоциация Предпринимателей» Антон Скирда, выступая в поддержку законопроекта, заметил, что десять лет трудового стажа для лиц, имеющих среднее профессиональное образование – это необоснованно много, учитывая сегодняшнюю острую нехватку высококвалифицированных специалистов на рынке труда. Кроме того, стаж сам по себе без учета мест работы и объектов строительства, с которыми специалист имел дело за эти годы, не является гарантией качества полученных навыков специалиста.
В завершение мероприятия участники Экспертного совета пришли к выводу, что требуется найти конкретные ответы на ряд вопросов, связанных с Национальным реестром специалистов в строительной отрасли:
- кому нужен реестр специалистов (застройщикам, заказчикам, подрядчикам, контрольным и надзорным органам)?
- как будет учитываться стаж по специальности, в том числе после переподготовки и после перепрофилирования?
- каким образом НРС согласуется с Общероссийской системой квалификации?
- каким наборам трудовых функций должны соответствовать должности ГИПов и ГАПов в проекте?
- кто несет ответственности и каким образом контролируется и оценивается соответствие компетенций назначенных ГИПов и ГАПов занимаемым должностям?
На эти вопросы и предстоит найти ответы участникам Круглого стола «Институт национального реестра специалистов: цели, результаты, направления развития».
Начните обсуждение первым!