Тоннель «из ниоткуда в никуда» пробит спустя 29 лет: в ПФО продолжается реализация масштабного проекта
Этого события ждали 29 лет. Проходку тоннеля начали еще в 1992 году, но из-за нехватки средств проект в дальнейшем заморозили. В итоге его пробурили только в 2021-м. Длина сооружения составила 1,27 км при максимальной глубине почти 64 м, что делает его уникальным объектом дорожного строительства. Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров назвал реализуемый проект самым сложным на территории всего Приволжского федерального округа.
Консервация, скепсис и возрождение проекта
Уже через два года в Уфе должна появиться скоростная магистраль, которая соединит федеральную трассу М-5 «Урал» с проспектом Салавата Юлаева, построенным в 2007 году. Осуществить эти планы задумали еще при СССР, но перемены в стране не позволили завершить первый и самый сложный этап — проходку автодорожного тоннеля, который в результате пришлось законсервировать.
Ежегодное содержание незаконченного объекта обходилось более чем в 100 млн руб. Попытки возобновить кампанию предпринимались не раз. Некоторые эксперты и отдельные политики скептически относились к подобным инициативам. Наконец, в 2016-м власти заявили о возрождении проекта, и уже на следующий год республиканским правительством было заключено соответствующее соглашение с «Башкирской концессионной компанией». Акционерами последней стали турецкая Limak Group и ВТБ Инфраструктурный холдинг.
Возобновление проходки
В 2018-м проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы РФ, а в январе 2020-го приступили к работам на участке. Правда, без конфузов не обошлось. Когда на место приехал глава региона и другие чиновники, дабы дать официальный старт возобновлению работ на многострадальном объекте, ковш экскаватора, который должен был сделать первые символические движения в стволе тоннеля, попросту не заработал. Причем, до этого, по словам строителей, технику неоднократно проверяли. В этой ситуации суеверные сочли подобное не иначе как плохим знаком. Однако дальнейшие события показали обратное.
Проходку осуществляли непрерывно в несколько смен на протяжении 14 месяцев, и, наконец, в марте 2021-го произошла долгожданная сбойка тоннеля. При этом необходимо было не просто продолжить начатое три десятилетия назад, но и частично переделать уже построенное с учетом современных требований безопасности. В конце декабря 2021-го стало возможным проехать через транспортную штольню насквозь.
Помимо тоннеля будет возведен мост протяженностью 2,65 км (с учетом эстакады) с четырьмя полосами движения; а также построена развязка на пересечении с дорогой «Федоровка – Шакша», где объем выемки грунта — около 500 тыс. куб. м. В целом, протяженность новой трассы, которая по сути соединит М-7 «Волга» и М-5 «Урал», составит почти 14 км.
Сегодня на объекте задействовано порядка 2,5 тыс. человек и 300 единиц строительной техники и оборудования специального назначения. Готовность проекта составляет около 40%. Работы, в том числе и внутри тоннеля, идут в соответствии с графиком. Завершить кампанию планируется в 2024 году.
Новый импульс развитию города
Проект Восточного выезда стоимостью порядка 40 млрд руб. финансируется за счет федерального и местного бюджетов, а также средств концессионера (около 9 млрд руб.). Именно поэтому будущая трасса категории IБ, которая призвана вывести транспортные потоки из центра города и обеспечить более удобный и быстрый доступ к М-5 «Урал», будет платной.
Отмечается, что скоростная дорога даст новый импульс развитию Уфы. Выходит, что сооружение, прозванное с годами тоннелем из ниоткуда в никуда превращается в дорогу, открывающую новые возможности для города.
Проект Восточного выезда Уфы стал первым в России, прошедшим ESG сертификацию IRIIS и получившим «золотой» уровень, что подтвердило его соответствие высоким мировым стандартам. Оценка проходила по трем основным аспектам: «Качество жизни», «Экология и климат», «Экономика и управление». Наибольшее количество баллов получил последний из них.
Странный и непонятный объект
То что Китай еле-еле строит за год, мы строим всего лишь за 30 лет.
Я хоть немного и не в тему, но читая про то, как долго строили кусок автодороги, имея современную технику, думаю о том, как Транссиб в царской России соорудили, имея под рукой лишь лошадей с телегами да лопаты.
Как такое вообще может быть? Дорога по факту построена за счет федеральных средств и ее же отдают в концессию и делают платной.
40 миллиардов из казны т.е. средств налогоплательщиков и только 9 миллиардов концессионера и пожалуйста платная дорога. Можно опять обирать этих самых налогоплательщиков.
64 метра это не мало .
по фото даже видно, что этот тоннель идет посреди застройки, пусть и не особо плотной, плюс несколько дорог пересекает. Ну и в статье написано, что макс глубина 64 метра, тоже не особо мало.
Там вроде и гор то нет, почему именно тоннель, а не выемка?
Что касается про плохие дороги и их количество, то качество было не хуже, а что касается количества то и авто транспорт было во много раз меньше.
автодорог в СССР категорически НЕ ХВАТАЛО практически везде, пожалуй, кроме НЕКОТОРЫХ крупных городов, Прибалтики и Молдавии, а уж в России, даже между областными центрами, кое-где были только направления.
Ну и где тогда эти прекрасные советские бесплатные автобаны?
При царе вообще благодать была, сел на лошадку и вперёд чистым воздухом дышать! Она травку пожевала и дальше! Красота! За бензин платить не надо! Клятое СССР бензин за деньги потом сделало! Подлецы, ишь ты удумали. А эти дороги платные! Кошмар...
дороги были в хорошем состоянии , машин было намного меньше чем сейчас , да и грузы перевозили по рекам, морям и ж.д. составами, а с 90-х уже машинопоток возрос в сотни раз.
Уверен в СССР бы тоже многие предпочли ехать быстро по хорошей дороге за деньги, чем медленно трястить по бесплатной.
в СССР дороги были во-первых в плохом состоянии, во-вторых их было значительно меньше.
в СССР дороги бесплатные были
Платная чего тут комментировать