Строительство торговых центров в России рухнуло до минимума за 18 лет
Строительство новой торговой недвижимости в России в первой половине этого года упало на 75% по сравнению с тем же периодом в прошлом году и достигло минимума с 2004-го. Общая торговая площадь, построенная в январе–июне 2022 года, составила всего 94 тысячи квадратных метра, пишет РБК со ссылкой на данные Commonwealth Partnership (CMWP).
В первом полугодии 2021-го, несмотря на продолжающуюся тогда пандемию коронавируса, в стране было построено 374 тысячи квадратных метров торговой недвижимости. Это в четыре раза больше нынешних показателей.
В Москве произошло падение на 44% к году, за шесть месяцев возведено только 37,1 тысячи «квадратов». Это минимальные значения за последние пять лет.
По прогнозам аналитиков из Commonwealth Partnership, ввод новых торговых площадей продолжит снижаться. Это будет связано со многими факторами: уходом иностранных компаний из РФ, освободившимися помещениями в существующих ТЦ, подорожанием строительства, борьбой собственников объектов за арендаторов, налоговой нагрузкой.
В конце 2021 года в столичных торговых центрах пустовало около 10% площадей, сейчас — 11,2%. К концу года этот показатель может вырасти до 30%, если из России окончательно уйдут ключевые иностранные бренды. Если часть их них продолжит работу, то в ТЦ освободится 18-20% торговых зон.
В консалтинговой компании Nikoliers подсчитали, что к концу июня московские торговые центры были вакантными на 13%, что стало максимумом с 2010 года. Эти значения не учитывают магазины брендов, которые объявили пока только о временной приостановке деятельности в РФ.
Сильнее других от закрытия торговых точек западных брендов пострадали наиболее крупные торговые комплексы. В таких моллах доля закрывшихся павильонов составляет 25-45%, отмечали в Nikoliers.
При позитивном развитии ситуации, если активность арендаторов будет постепенно восстанавливаться, к концу 2022 года цифры останутся на нынешнем уровне в 10-13%, считают в CORE.XP.
Начните обсуждение первым!