Строители и власть – в поисках денег и кадров. Красивые прогнозы и отчеты и реальная жизнь практически не совпадают
X Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство», которая состоялась 25 сентября в Санкт-Петербурге, впервые прошла как составная часть форума «Устойчивое развитие» и показала, настолько произносящие красивые речи политики на самом деле далеки и от экономики, и от бизнеса.
Экономика - в устойчивом кризисе, политики – в устойчивой болтовне
Конференция, которая вот уже 10 лет традиционно поднимала острые вопросы существования строительной отрасли, на этот раз началась с откровенно политического действа, которое было названо пленарным заседанием форума «Устойчивое развитие». Зал был полон, но отнюдь не строителями (поскольку по окончании «пленарки» на строительную часть осталась от силы половина участников), а на сцене и на трибуне прочно обосновались представители партии «Единая Россия» по главе с Борисом Грызловым, чиновники и функционеры разного уровня. Бизнесу на этом «празднике жизни» места не нашлось – и выступления показали, почему. Потому что в картину «устойчивого развития» по версии Бориса Грызлова, Владимира Плигина и др. бизнес с его требованиями нормальных законов и инвестиционной привлекательности страны как-то не вписывается. И можно сколько угодно твердить о диверсификации экономики, увеличении цифровизации и уменьшении бюрократизации – реальная жизнь очень далека от этих лозунгов.
В целом первые полтора часа форума напоминали гибрид ряда передач центрального телевидения и съезда «Единой России», поскольку Борис Грызлов с удовольствием озвучил, как хорошо прошли в России выборы, и в этом и есть залог устойчивого развития – в устойчивой стабильности власти. Ни одного слова о том, что экономика страны в кризисе, что доходы населения падают, что тысячами банкротятся компании и миллиардами уходят из России инвестиции, сказано не было. Напротив, звучали мантры во славу действующей власти, а также страшные прогнозы о том, что излишняя открытость может привести к тому, что кто-то там извне придет в Россию и все из нее вывезет. Владимир Плигин так и вовсе посетовал, что в России отсутствует контроль над коммуникациями, и неразумные граждане распространяют информацию, не понимая до конца всей ее глубины.
После сентенций о том, что Россия должна гордиться тем, что «Менделеев открыл таблицу Менделеева», а таяние льдов в Арктике требует серьезных финансовых вложений (на холодильники, что ли?!) уже хотелось смеяться, если бы не было так грустно от того, что столь необходимый для России курс на устойчивое развитие на деле превратился в серию болтологических форумов, от которых никому не будет никакой пользы. Более того, в Правительство наверняка пойдет отчет, как хорошо обсудили эту очередную инициативу, так что поручение можно закрывать. А экономика пусть и дальше устойчиво загибается. И одинокий голос руководителя ТПП Санкт-Петербурга о том, что налоговые инспекции бесчинствуют и блокируют счета компаний, а сам бизнес не в состоянии эффективно работать из-за ежегодной смены законодательства, всеми остальными участниками дискуссии воспринят не был.
И, в общем-то, можно было бы и не обращать внимания на этот не самый нужный и важный форум, если бы не одно «но»: все эти герои вчерашних дней, все эти очень заслуженные политические пенсионеры как раз и формируют позицию власти по поводу дальнейшего пути развития России, который ведет в откровенный экономический тупик.
Во благо застройщика или человека?
Нужно сказать, что вторая часть конференции, когда на сцену поднялись реальные представители строительного бизнеса, прошла куда как более конструктивно. Однако никого из «устойчивых» в зале не осталось, так что строители опять обсуждали свои проблемы в чисто профессиональном сообществе. И спасибо замминистра строительства Дмитрию Волкову, который три часа слушал, слышал и разговаривал со строителями. Иначе стройкомплекс опять остался бы один на один с дорожающими стройматериалами, странными законами и постоянными банкротствами компаний.
По итогам выступлений участников конференции можно выделить несколько ключевых проблем, которые, во-первых, необходимо громко и многократно озвучить, а во-вторых, искать пути их решения.
Традиционно существенная часть выступлений была посвящена реформе жилищного строительства и реализации нацпроекта «Жилье и городская среда». Однако, по мнению президента НОПРИЗа Михаила Посохина, пути реализации этого нацпроекта не имеют под собой реальной научной базы. И главное, нет четкого ответа на вопрос: где, как и что строить в стране? Сейчас очень четко прослеживается тенденция наращивания городских агломераций, ведущих к оскудению всей остальной территории России и огромным затратам на жилье и городскую инфраструктуру в точках роста. И если во главу угла будут поставлены интересы строительного комплекса, а не населения, этот процесс уплотнения будет бесконечным. При этом комфортной средой для проживания человека всегда считалось и считается малоэтажное жилье на гармонично застроенной территории.
Нужно сказать, что некоторые регионы вовсе не стремятся к такому переуплотнению. Власти Санкт-Петербурга, единственные в стране, пока не согласовали с Минстроем России спущенные сверху показатели строительства жилья – они существенно превышают те объемы, которые Санкт-Петербургу реально необходимы и на которые есть спрос. Представляется, что помимо Северной столицы, многие губернаторы могли бы занять аналогичную позицию, однако силы и смелости хватило только здесь. Проблема Санкт-Петербурга состоит еще и в том, что в последние годы было введено очень много жилья без социальной инфраструктуры (знакомая и для других городов картинка!), и вот теперь в городе образовался 30-тысячный дефицит мест в детских садах, не хватает школ, поликлиник, дорожной инфраструктуры. В 2019 году уже ввели 24 детских сада и 11 школ, а в целом на строительство инфраструктуры в рамках показателей нацпроекта городу потребуется 700 млрд рублей. Это невероятная сумма, как и показатели нацпроекта по Санкт-Петербургу.
О перекосах при гонке за вводом нового жилья очень красочно рассказал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Практически все средства, выделяемые на строительство социальной инфраструктуры, уходят либо на выкуп у застройщиков построенных ими детских садов и школ (до 75% налогов, полученных от бизнеса), либо напрямую вкладывается в строительство соцобъектов в новых же микрорайонах. При этом на развитие инфраструктуры в «старой» застройке денег уже не остается – а там жителям также нужные новые школы и больницы. Растет недовольство среди горожан, поэтому нужно искать разумный баланс между новостройками и остальными городскими территориями.
Где деньги лежат?
Конечно, самый бурный разговор шел вокруг денег, а именно проектного финансирования строительства жилья. Красивые на бумаге картинки обернулись на деле «дубовыми воротами», которые застройщики вынуждены пробивать собственным лбом. Пока ситуация не слишком критическая, потому что 65% компаний в ближайшие два года будут строить жилье по старым схемам. Но постепенно этот переходный период закончится, и вплотную встанет вопрос: где взять деньги?
Сейчас 88% инвестиций в строительство жилья – это деньги граждан, и только 12% дает госбюджет. Смогут ли банки заместить эти инвестиции и, главное, во что это обойдется застройщикам? Президент НОСТРОя Антон Глушков высказался на сей счет довольно резко: экономика падает, доходы граждан падают, стоимость жилья растет, а в нацпроекте только один механизм продажи жилья – ипотека. Но 10,26% годовых по ипотечному кредиту явно не способствуют повышению доступности жилья.
Еще жестче выступил бизнес-омбудсмен в строительстве Дмитрий Котровский: по факту механизм проектного финансирования и эскроу-счетов как обеспечитель рынка деньгами не заработал. 35 млрд рублей, накопленные на эскроу-счетах, - это ничтожная цифра на фоне 1 трлн рублей, которые приходили в строительство жилья каждый год. Из 90 банков эскроу-счетами занимается не больше 20, а реально – не более пяти. В 24 регионах работа по эскроу-счетам вообще не ведется, при обращении застройщика в банк 30% из них отказывает сам банк, а еще 42% отказываются сами, получив условия банка. То есть по факту на проектное финансирование может рассчитывать не более 25% застройщиков. Что делать остальным? Банкротство мелких и средних компаний может стать массовым.
И, кстати сказать, далеко не все так благостно обстоит и с участием в этой схеме банка «ДОМ.РФ», который вроде бы призван финансировать как раз небольшие компании, не попадающие под требования Сбербанка или ВТБ. Однако, как на круглом столе рассказал застройщик из Ханты-Мансийска, они уже более трех месяцев бьются с получением проектного финансирования от «ДОМ.РФ», но тот выдвигает такие условия, что кредит взять совершенно невозможно – застройщик, имея на 25% построенный дом, не только не заработает на нем – он окажется после продажи всех квартир еще и должен этому банку! Так что пора от красивых отчетов перейти к анализу реального положения дел на рынке.
И еще один момент, на котором остановился Дмитрий Котровский, - это судьба строителей, реализующих госконтракты. Фатально устаревшая система ценообразования привела к тому, что построить объект без претензий со стороны правоохранителей практически невозможно. 93% директоров компаний, строивших бюджетные объекты, находятся под уголовными делами, компании отказываются участвовать в тендерах, сотни торгов в регионах сорваны. На этом фоне исполнение Нацпроектов - а в каждом из них есть бюджетные стройки – становится невозможным.
Кто так строит?
И последний, очень показательный разговор, который довольно неожиданно состоялся на конференции – это уровень кадров на российских стройках. Вначале Антон Глушков заявил о намерении Минстроя России и НОСТРОя сделать независимую оценку квалификации в строительстве обязательной.
Затем представитель НАРКа рассказала об истинном уровне профессиональных знаний выпускников строительных вузов: 40% из них (участники пилотного проекта) по горячим следам не смогли пройти независимую оценку квалификации.
Чему же тогда учат в вузах будущих инженеров?
Но возмущение бизнеса на этот счет довольно неуместно: руководители строительных компаний в массе своей не заботятся о том, кто придет на их стройплощадки. Так, даже в рамках целевого договора, который с 2018 года действует в 80 строительных и архитектурных вузах и финансируется из госбюджета, в 2019 году, пришли всего 535 абитуриентов из 22 тысяч (67 – на архитектуру и 468 – на строительные специальности). Работодатели проигнорировали предоставленные им возможности по подготовке кадров и не воспользовались инструментом целевого договора. Минобрнауки весьма озабочено таким положением дел и собирается вести активную разъяснительную работу. Более того, сейчас государство готово выделить вузам весьма солидные деньги на переподготовку кадров, но при условии участия в этом процессе работодателей. Так что строительному бизнесу пора переходить от стенаний по поводу квалификации молодых инженеров к реальному участию в их профессиональной подготовке.
Нужно сказать, что тема подготовки, независимой оценки квалификации кадров и формирования Национального реестра специалистов строительной отрасли оказалась одной из самых горячих – дискуссия по этому поводу затянулась более чем на час в пленарном заседании и продолжилась очень бурным обсуждением на круглых столах. В целом все участники дискуссии искали ответ на один вопрос: зачем все это нужно и как реально повлияет на безопасность и качество строительства? Позиции спорящих, увы, далеки друг от друга: бизнес больше не хочет тратить деньги на непонятные процедуры, а НОСТРОЙ и Минстрой настаивают на исполнении законодательных требований. Так что дискуссия будет продолжена и в следующем году.
Начните обсуждение первым!