Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Стратегия развития ЖКХ: нервных просят не читать

Рубрики:
Стратегия развития ЖКХ: нервных просят не читать 28.04.2016

Раскритикованная экспертами Стратегия развития ЖКХ принята. Что дальше?

Правительство утвердило Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года, разработанную Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

 

«Очень важный документ»

Согласно оценкам Правительства, жилищно-коммунальное хозяйство — одна из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность — необходимой инженерной инфраструктурой. Годовой оборот в сфере жилищно-коммунального хозяйства превышает 4,1 трлн руб. — это более 5,7% ВВП России.

В Стратегии отражены основные направления государственной политики в сфере ЖКХ. Это управление многоквартирными домами, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расселение аварийного жилищного фонда, виды деятельности в сфере теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, канализации и обращения с коммунальными отходами.

Цель проводимой политики — формирование активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах (МКД), пояснили в Минстрое. Кроме того, стратегия направлена на развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, совершенствование системы отношений между собственниками МКД, управляющими и ресурсоснабжающими организациями. Упор сделан на развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ. Еще один приоритет — повышение энергоэффективности отрасли.

«Когда мы работали над приоритетами, то определяли их исходя из конкретных запросов людей, что нужно человеку в доме», — рассказал, выступая на форуме «Городское развитие: жилье и ЖКХ», премьер-министр Дмитрий Медведев. «Понятно, что это вода, свет, тепло — элементарные блага, которые должны поступать без перебоев. И цена за эти услуги, которая указывается в платежном документе, должна быть не заоблачной, а должна обеспечивать соответствующую окупаемость — не более того», — резюмировал глава Кабмина.

«Стратегия — очень важный документ. Для министерства он станет четким планом работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, — такую оценку принятой Стратегии дал глава Минстроя России Михаил Мень.

Итак, отныне в ближайшие четыре года Россия будет развивать свою жилищно-коммунальную сферу в соответствии с этим документом, опубликованным на сайте Правительства. Как следует из пояснительной записки, качество реализации Стратегии будет оцениваться в соответствии с целевыми показателями, сформированными с учетом поручений Президента и Правительства России.

Наш журнал неоднократно публиковал комментарии этого документа, предоставляя слово как его непосредственным авторам,  так и его критикам.

Сегодня, когда Стратегия уже принята, мы вновь даем слово заинтересованным экспертам и общественным деятелям. 

 

Руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов Президента «Народная экспертиза» Николай НИКОЛАЕВ:

Поскольку речь идет о стратегии развития ЖКХ, то, по идее, данный документ должен однозначно и четко описывать поэтапную реализацию ключевых вопросов государственной политики в области регулировании и развития этой сферы. Тем не менее именно в этом аспекте утвержденная Стратегия далека от совершенства. Она получилась размытой. Хотя все предпосылки к тому, чтобы Стратегия развития ЖКХ была документом, в котором четко прописаны цели с их поэтапной реализацией, были.

Именно для этого Общероссийский народный фронт проводил широкое экспертное обсуждение проекта Стратегии. Наши эксперты озвучили конструктивные предложения по изменению проекта. Они систематизированы в едином документе, который летом 2015 года был направлен в Минстрой России.

При этом ведомство заявляло о готовности учесть замечания ОНФ и даже благодарило Движение за них. Однако была принята только незначительная часть предложений экспертного сообщества, а существенные изменения в уже существующий текст не вошли. В результате в документ так и не был заложен комплексный подход к решению проблем жилищно-коммунального хозяйства.

Стратегия не содержит ответов на решение множества проблем управления многоквартирными домами, капитального ремонта, расселения аварийного жилья, повышения качества жилищно-коммунальных услуг. Но зато из нее следует вывод, что Минстрой России выбрал правильный курс развития ЖКХ.

Я полагаю, что в таком виде Стратегия не позволит полноценно решать острые задачи и проблемы, имеющиеся в отрасли. Хотя бы потому, что для достижения цели ее необходимо прописать, а между тем утвержденный документ не содержит конечного видения, не формулирует результата, к которому следует стремиться. Равно как и отсутствует единая концепция развития сферы ЖКХ.

Тот факт, что документ не содержит четко поставленных задач, безусловно, размывает и ответственность ведомства за их реализацию. Например, утвержденная Стратегия не содержит прописанного механизма расселения жилья, признанного аварийным после 1 января 2012 года, несмотря на то, что соответствующая задача сформулирована в Указе Президента РФ от 07.05.2012 г. № 600. А как исполнять поручение Президента о расселении, если непонятен сам механизм того, как это необходимо осуществлять на практике?

Главный же недостаток данного документа видится в том, что он не даст ожидаемых результатов развития сферы ЖКХ. В итоге высока вероятность того, что к 2020 году она будет серьезно не дотягивать до тех задач, которые поставлены перед Минстроем РФ майскими указами Президента.

Эти и ряд других пробелов в принятом документе, на мой взгляд, не позволяют считать его стратегией. Это гораздо больше напоминает план работы на ближайшие 4 года.

 

Алексей МЕРКУШЕВ, председатель общественной организации ИГОО «Защита прав собственников ЖКХ» (г. Ижевск, Удмуртская республика):

Поскольку документ весьма емкий, смею предположить, что многие чиновники его просто не дочитали до конца. Он хорошо понятен лишь самим разработчикам, к которым стекалась и которыми обрабатывалась поступающая информация.

Реформа ЖКХ идет уже не первый год, и многие эксперты отзываются о ней весьма негативно. Не испытывают от нее особого восторга и сами собственники, которым отведена не последняя роль в этой Стратегии. На наш взгляд, это и есть та ахиллесова пята, из-за которой будут хромать многие начинания, провозглашенные в Стратегии.

Я считаю, что «разношерстность» в уровне достатка, образования и знаний в области ЖКХ различных слоев населения, волей судьбы загнанных в один и тот же многоквартирный дом, не позволит собственникам грамотно и эффективно управлять своим имуществом.

А развитие предпринимательства и усиление конкуренции серьезно ослабляет сегодняшний кризис. О каких-то серьезных инвестициях в данных условиях говорить не приходиться.

Еще один тормоз развития отрасли — явный, видный невооруженным глазом перегиб действующего законодательства в сторону ресурсоснабжающих организаций. Большая часть платежей собственников уходит именно к РСО, а оставшихся денежных средств катастрофически не хватает на модернизацию и надлежащее содержание жилого фонда. Здесь все нововведения сведены к одному: к росту коммунальных платежей, которые больно бьют по старикам, инвалидам и малоимущим гражданам.

Не все просто и с капремонтом: здесь у многих собственников остается масса вопросов. Запуск системы льготного кредитования — идея, предложенная регионами. С нашей точки зрения, идея неплохая, но, как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда… При нашем уровне бюрократии и коррупции заработают на кредитовании все кто угодно — чиновники, подрядчики, банкиры, но только не собственники. Таковы реалии нашей жизни.

Если уж совсем по гамбургскому счету, то не погрешу против истины, если скажу, что российское жилищно-коммунальное хозяйство живо не благодаря, а вопреки принимаемым нововведениям. Пока есть профессионалы и активные собственники жилья, отрасль будет жить. И даже в нынешних непростых условиях можно и нужно работать, наводя в наших домах должный порядок.

 

Бумага бумагой, а жизнь берет свое

Но, как говорится, бумага бумагой, а жизнь берет свое.

Один только факт. Аккурат на следующий день после утверждения Стратегии развития ЖКХ власти Подмосковья предложили увеличить инвестиционную составляющую в тарифах на коммунальные услуги. Об этом смелом шаге сообщил журналистам министр ЖКХ Московской области Евгений Хромушин.

«Мы попросили рассмотреть увеличение в тарифной составляющей инвестиционной доли с 7% до 15%. Поэтому в рамках тех же тарифов на коммунальные услуги мы предлагаем долю инвестиционную увеличить», — сказал Хромушин. Нужно привлекать инвестиции и возмещать их, заключил он.

«Ура! Мы теперь не просто граждане России и жители Подмосковья. Мы — инвесторы ЖКХ. Причем, инвестировать с этого года будем в два раза больше, — отреагировал на нововведение Владимир Александров. — Министр коммунальный Хромушин так решил. И как красиво обосновал! Специалист...»

…Реформа ЖКХ продолжается. Нервных просят не смотреть.

http://www.rcmm.ru

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика