Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Стратегия инновационного развития строительной отрасли все более становится Стратегией

Рубрики:
Стратегия инновационного развития строительной отрасли все более становится Стратегией 25.04.2016
Члены Президиума Общественного совета Минстроя России обсудили на своем заседании вторую редакцию проекта Стратегии инновационного развития строительной отрасли до 2030 года – документ уже хороший, но замечаний еще много.

Открывая обсуждение, председатель Общественного совета Сергей Степашин отметил, что представленный вариант отличается от предыдущего как небо и земля – теперь это, действительно, документ,  который можно обсуждать, поправлять, но при этом нельзя отказать ему в содержательности и структурированности.

Докладывал основные разделы и идеологию проекта Стратегии замминистра строительства Юрий Рейльян – он же возглавляет «редакционную» группу, работающую над этим документом.

Проект стратегии составлен по блочному принципу и включает в себя анализ современного состояния и тенденций развития строительной отрасли, оценку конкурентоспособности российского строительного комплекса, а также цели, приоритеты и задачи, основные направления, сценарные варианты, целевые показатели, механизмы и ресурсы инновационного развития строительной отрасли, этапы, сроки и планы мероприятий по реализации стратегии на среднесрочный период.

Над проектом документа работали под руководством Минстроя России оба Национальных объединения строительной отрасли – НОСТРОЙ и НОПРИЗ, МГСУ, РААСН, Российский Союз строителей и другие заинтересованные организации.

«Цель стратегии – создание конкурентоспособной строительной отрасли, формирующей безопасную и комфортную среду жизни и деятельности человека, соответствующую высоким стандартам качества и эффективности. Основная задача – инновационное перевооружение строительной отрасли, формирование и синхронизация отраслевого инновационного цикла», - сказал Юрий Рейльян.

Как следует из доклада Юрия Рейльяна, реализация стратегии делится на три этапа. Первый этап (2016 - 2020 годы) включает разработку федеральной целевой программы, запуск механизмов модернизации промышленности строительных материалов, развитие базы  технического регулирования и его гармонизацию с Еврокодами, формирование устойчивой федеральной инфраструктуры инноваций, в том числе развитие полномасштабного использования ресурсов и механизмов технологической платформы «Строительство» - то есть, первые пять лет пройдут в подготовке к реализации основной задачи Стратегии. В рамках первого этапа будет разработана и утверждена федеральная целевая программа «Развитие строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года», в которой будут заложены все направления развития строительства.

Второй этап реализации стратегии (2021 – 2025 годы) предполагает широкое внедрение инноваций, интенсивное инновационное развитие отрасли в области индустриального домостроения, выход на плановое решение проблем с ресурсосбережением и энергетической эффективностью, развитие современных инновационных производств, прорыв в развитии российских стройматериалов и технологий, формирование сети региональных инновационных центров.

Третий этап (2026 – 2030 годы) - переход к системному развитию строительной отрасли страны.

Что касается финансовой стороны вопроса, предлагается на реализацию мероприятий в рамках Стратегии установить обязательные отчисления  - 0,4% от сметной стоимости каждой из строек России.

Юрий Рейльян назвал некоторые целевые показатели стратегии, согласно которым, в частности, планируется увеличение доли строительной отрасли в валовом внутреннем продукте РФ с 5,8% до 8%, увеличение производительности труда в 2 раза, увеличение доли инновационных товаров, работ и услуг до 20% в 2030 году.

Минстрой России надеется завершить работу над проектом Стратегии до конца года, внести ее в Правительство России, а затем представить на заседании Госсовета при Президенте России, которое намечено на март 2016 года.

Хотя, конечно, над документом нужно еще очень серьезно работать – и это показало последующее обсуждение. Так, по словам руководителя Фонда «Институт экономики города» Надежды Косаревой, в проекте Стратегии очень много общих слов и фраз, но непонятно, что именно  нужно делать, чтобы было инновационное развитие отрасли? В документе нет ни одного слова про стимулы для бизнеса вводить и применять инновации. Предлагается увеличить производительность труда в отрасли в 2 раза, но при этом в другом разделе предполагается привлечение в отрасль дополнительно 1 млн человек, хотя современные высокотехнологичные производства – это роботы с минимумом персонала.

Президент компании «Мортон» Александр Ручьев отметил, что из проекта документа непонятно, как отрасль сможет добиться поставленных показателей. Для развития промышленности стройматериалов и появления новых производств нужна доступность кредитов, а нынешние ставки по кредитам можно считать просто заградительными. Также необходимо установить для новых предприятий льготный налоговый режим, поскольку на проектную мощность завод выходит минимум через год, а заодно и убрать с новых заводов проверяющие органы. А.Ручьев привел пример, что на новом ДСК компании «Мортон» за полтора года прошло уже шесть проверок – что они там проверяют, эти контролеры?

Глава компании «Баркли» Леонид Казинец заявил, что для успешной реализации Стратегии в нее должны прийти «длинные» деньги и это деньги, прежде всего, пенсионных фондов. Сейчас, в условиях недостатка объектов для инвестирования, пенсионные фонды скупают бизнес-центры, но доходность таких вложений невелика, а то и просто нулевая – в кризис большинство бизнес-центров либо пустеют, либо снижают стоимость аренды. А вот деньги, вложенные в производство, будут работать.

В свою очередь глава Минстроя России Михаил Мень обратил особое внимание членов Президиума Общественного совета на возвращение стадии обоснования инвестиций в бюджетное строительство. «Сейчас, формируя Федеральную адресную инвестиционную программу, мы знаем лишь примерную цену строительства включаемых в нее объектов. Но теперь принято революционное решение о возвращении стадии ТЭО, которая предполагает тщательную подготовку проекта, проведение предпроектных изысканий, определение стоимости проекта и его обслуживания, что очень важно, например, для субъекта РФ, который будет его содержать. Это очень важный момент в стратегии», - подчеркнул министр.

Члены президиума Общественного Совета Минстроя России приняли решение заслушать третью редакцию Стратегии на заседании Общественного Совета в декабре 2015 года. Сейчас у всех заинтересованных сторон есть возможность донести свои предложения до разработчиков.

Елена Шинкоренко

http://ancb.ru

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика