Сфера строительства и ремонта дорог — это лидеры по картелизации
Строительство — традиционно одна из самых картелизированных отраслей экономики. О причинах возникновения картелей и примерах ярких дел — в нашем интервью с начальником Управления по борьбе с картелями ФАС России Андреем Тенишевым
- Андрей Петрович, в строительной сфере есть «больная» тема — огромное, просто колоссальное количество картелей. Какова официальная статистика?
- За последние 2,5 года антимонопольным органом возбуждено более 649 дел о различного рода антиконкурентных соглашениях в сфере строительства, среди которых около 240 дел — это картели на торгах. Доходы этих картелей составляют десятки миллиардов рублей.
Вы правы, сфера строительства и, в частности, строительства и ремонта дорог — это лидеры по картелизации. Так, ежегодно от 29 до 37% от всех выявленных антиконкурентных соглашений составляют именно сговоры при выполнении строительных и ремонтных работ.
- И в чем же все-таки причины появления картелей?
- Предпосылок для формирования такой ситуации на рынке строительства достаточно много. Государство и компании с государственным участием всегда много вкладывали денег в стройку. С началом реализации национальных проектов эти траты существенно увеличились. Строительство дорог, школ и прочих социальных учреждений подразумевает значительное финансирование со стороны государства - стоимость контракта по одному объекту составляет сотни миллионов рублей и нередко суммы достигают и нескольких миллиардов. Еще одна отличительная черта строительной сферы — это ограниченный круг участников.
Взять, к примеру, строительство дорог. Зачастую товарные рынки являются региональными, с участием нескольких строительных компаний. И, конечно же, в таких обстоятельствах создаются предпосылки для картельных соглашений.
- У вас наверняка «в запасе» есть примеры, расскажите поподробнее.
- Да, к сожалению, таких немало. Мы вынесли решение об антиконкурентных соглашениях бывшего губернатора Челябинской области, министерства дорожного строительства и АО «Южуралмост». В регионе был вполне конкурентный рынок ремонта и строительства дорог, и компания «Южуралмост» занимала на этом рынке всего лишь несколько процентов. Вследствие сговора с местными органами власти к концу 2018 года ее доля составила уже почти 98% местного рынка.
Для нее создавались преимущественные условия на торгах, специально укрупнялись лоты, а заявки остальных компаний отклонялись. По нашим оценкам, незаконно полученный доход превысил 2,3 млрд рублей. Кроме того, был нанесен ущерб и бизнесу — остальные участники рынка обанкротились или ушли в другие регионы.
В настоящее время ситуация с конкуренцией в дорожной отрасли в Челябинской области существенно изменилась: на торги приходят от 2-х до 6 компаний и конкурируют между собой. Количество жалоб на торги снизилось вдвое и, как правило, жалобы эти необоснованны.
Это серьезный эффект не только для конкуренции как таковой, но и для участников рынка. Компании смогли получить доступ к госзаказу — строить, работать, получать прибыль, создавать рабочие места и платить заработную плату.
Есть и другие примеры недавних картельных дел в сфере строительства.
ФАС России вынесла решение о картельных соглашениях ООО «Нижавтодорстрой», ООО Фирма «Магистраль», ООО «Мегаполис», ООО «НижегородАвтоДор» и ООО «УралДорСтрой» (прежнее название ООО ТПК «ЯКК»). Компании в ходе участия в торгах по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на сумму более 3,8 млрд руб. отказались от конкуренции и заранее определили, кто и в какой процедуре должен победить. Это привело к поддержанию цен на торгах. Компаниям грозят штрафы до 50% от начальной (максимальной) цены контрактов, а в отношении виновных должностных лиц в правоохранительные органы направлено заявление о привлечении их к уголовной ответственности.
Еще одно дело с участием той же компании ООО «УралДорСтрой» рассматривается сейчас в Челябинске. Управление дорожного хозяйства администрации г. Челябинска, ООО «УралДорСтрой» и ООО «Челябинсксвязьинвест» подозреваются в ограничивающем конкуренцию соглашении при заключении контракта на выполнение работ по ремонту Центральной части города в рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС на сумму более 110 млн руб. Часть работ по благоустройству набережной реки Миасс была выполнена до проведения торгов. Контракт заключен с ООО «УралДорСтрой», который по договору субподряда передал работы по ремонту набережной ООО «Челябинсксвязьинвест». Этот сговор привел не только к ограничению конкуренции, но и удорожанию стоимости контракта.
- А каковы данные по численности картелей в этом году и в прошлых? Какая динамика?
- За текущий год я пока озвучу цифры по 1 полугодию. Так, было возбуждено 353 дел об антиконкурентных соглашениях, из них 157 — о картелях. При этом в сфере строительства возбуждено 105 дел, из которых 31 дело о картелях.
В 2019 году возбуждено 944 дела об антиконкурентных соглашениях, из них 356 дел о картелях. В сфере строительства — 321 дело, из которых 116 дел о картелях.
В 2018 году было возбуждено 768 дела об антиконкурентных соглашениях, из них 384 дел о картелях. На строительную сферу пришлось 223 возбужденных дела, из них 92 — о картелях.
Начните обсуждение первым!