Сергей Сокол: отказ от тушения ряда лесных пожаров со стороны исполнительной власти Приангарья – преступная халатность
- Законодательное собрание Иркутской области подготовит ряд обращений на имя губернатора Иркутской области Сергея Левченко в связи с катастрофической ситуацией с лесными пожарами в регионе, требующей радикальных мер.
Об этом председатель областного парламента Сергей Сокол заявил на совещании в ЗС. В обсуждении проблемы также принимали участие руководитель регионального управления Росприроднадзора Оксана Курек, первый заместитель Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Алексей Калинин и заместитель прокурора Иркутской области Роман Шергин.
– Сейчас в регионе горит более 700 тысяч гектаров тайги, каждый день регистрируются новые очаги возгораний, – заявил спикер ЗС в начале совещания. – Около 60 пожаров закрыто по решению КЧС и не обслуживается, так как это, якобы, экономически нецелесообразно. Площадь таких пожаров составляет сотни тысяч гектар – на сегодняшний день – 642 тысячи га. Огонь местами подошел вплотную к населенным пунктам и уже угрожает жизни и здоровью людей.
Он отметил, что с начала пожароопасного сезона произошло более тысячи лесных пожаров и полностью выгорело уже более полутора миллионов гектаров леса.
– От дыма задыхаются жители более 70 населенных пунктов, а еще неделю назад эта цифра достигала сотни, – отметил Сергей Сокол. – То, что происходит в этом году с лесными пожарами – это категорически недопустимо, для области это настоящая катастрофа. Отказ от тушения со стороны исполнительной власти – необъяснимый поступок, я бы сказал, что это – преступная халатность.
Он напомнил о том, что еще весной, «когда дымом от лесных пожаров был затянут весь юг области», депутаты просили губернатора ввести режим ЧС, но он посчитал эту меру нецелесообразной.
– Сегодня режим ЧС введен, но упущено драгоценное время, и ситуация вышла из-под контроля, – заявил председатель ЗС. – Правительство продолжает делать вид, что ничего страшного не происходит, в связи с чем есть много вопросов – кто виноват в том, что горит такое количество гектаров тайги, почему с самого начала пожароопасного периода не работает должным образом министерство лесного комплекса Иркутской области, что мы можем сделать, чтобы пересмотреть действующие нормативы по тушению пожаров.
Участники совещания особо отметили проблемы, связанные с защитой от огня заповедных территорий.
Так, Оксана Курек рассказала, что региональное Минлеса отказывается тушить лесные пожары на территориях, отнесенным к зонам исключительно космического контроля, даже если огонь приближается к особо охраняемым природным территориям (ООПТ). Такая ситуация, в частности, сложилась этим летом с Витимским заповедником. Когда огонь приближался к заповедной территории по Бодайбинскому лесничеству, ее сотрудники и руководство управления Росприроднадзора обратились в правительство Иркутской области с просьбой выделить силы для тушения. Однако получили отказ Минлеса со ссылкой на утвержденную в регионе в апреле схему зонирования, согласно которой пожары в этом районе решено не тушить.
В результате сотрудники заповедника были вынуждены, не имея полномочий, выходить на территорию лесничества и самостоятельно тушить огонь, подступающий к ООПТ. Силы Минлеса подключились к процессу только после вмешательства прокуратуры. Пр этом пересматривать схему зонирования и после этого в министерстве не намерены – по крайней мере, как отметила Оксана Курек, ей об этом ничего не известно.
Алексей Калинин также рассказал, что для тушения пожаров на территориях самих ООПТ министерство выделяет силы по остаточному принципу – «если есть возможность». Так, этим летом, когда горела территория Прибайкальского нацпарка, Минлеса выделило пожарных для тушения только после нескольких обращений и с большой задержкой. В результате этого огонь подступил вплотную и к населенному пункту – поселку Большое Голоустное. При этом, подчеркнул представитель прокуратуры, федеральные власти за привлечение областных сил при тушении пожаров платят деньги. И альтернативы региональному Минлеса для заключения соответствующего контракта нет: ближайший вариант – Красноярский край, в этом случае также не приходится об оперативном реагировании.
Алексей Калинин отметил, что когда огонь переходит на заповедные территории, то ущерб наносится в разы больший, чем на землях лесного фонда.
– Я не говорю, что ООПТ должны быть в приоритет по тушению, ведь жизни людей тоже крайне важны, но и подходить к ним по остаточному принципу нельзя, – заявил он.
– Взаимодействие по защите ООПТ должно быть в системе противопожарной охраны Иркутской области, тем более, что федералы платят за это деньги, – заметил Сергей Сокол. – Я считаю, что существующее положение абсолютно недопустимо, это бесхозяйственно и халатно. Должна быть система и нужно комплексное решение, определиться – какие меры надо принять, сколько они стоят, внести это в бюджет – и мы с удовольствием это сделаем. Но нужно, чтобы министерство, где работает огромное количество людей, подсчитало, выработало систему вместе с федеральными структурами. Мы можем обратиться к губернатору, чтобы он дал указания министерству – несмотря на то, что министра нет, как-то же оно должно функционировать. Мы не видим его работы, но оно же есть, они деньги получают – пусть делом займутся.
Он подчеркнул, что депутаты всегда готовы помочь, внести изменения в областное законодательство, если надо – обратиться и на федеральный уровень.
– Конечно, нужно менять нормативы по зонам контроля, мэры говорят, что пока лесной пожар не подойдет ближе, чем на пять километров, к населенному пункту, его никто не тушит. А когда пожар уже набрал силу, то его ликвидация вызывает большие затруднения, и гораздо сложнее препятствовать его приближению к населенным пунктам, – заявил спикер.
На совещании было принято решение оперативно подготовить обращение к губернатору с требованием провести ревизию подходов к установлению зон контроля – в том числе, чтобы этот процесс строился с точки зрения пограничности с нацпарками. Также будет готовиться обращение в федеральные структуры, в частности – в Рослесхоз, с точки зрения установления единых подходов по оценке предполагаемого ущерба от пожаров.
Также у Сергея Сокола возникли сомнения в обоснованности решений КЧС по прекращению тушения пожаров. Оксана Курек заявила, что такие решения «просто удивительны, с Росприроднадзором это никак не согласовали, хотя мы входим в состав КЧС».
– На это тоже нужно обратить внимание губернатора, – заявил спикер.
Подводя итоги совещания, он резюмировал:
– Мы ситуацию без последствий не оставим. Все, что успеем, сделаем сейчас, а потом, в течение зимнего периода, будем работать над созданием действующей системы не то, что по ликвидации – по недопущению таких ситуаций в области.
Начните обсуждение первым!