— Вопросы, которыми каждодневно занимаются органы местного самоуправления, казалось бы, простые, можно сказать текущие. Но именно от грамотного решения этих вопросов зависит главное — качество и уровень жизни людей. А в этом и состоит основная цель работы любого уровня власти — и федерального, и регионального, и местного, — обратился к участникам съезда спикер Заксобрания Сергей Брилка.
Для обсуждения общей стратегии развития Иркутской области на четырех секциях и пленарном заседании собрались 360 делегатов из 10 городских округов, 31 муниципального района, 43 городских и 121 сельских поселений. В последний раз событие такого масштаба проходило в 2007 году. По предложению спикера областного парламента съезд депутатов всех уровней будут проводить каждые три года, следуя логике бюджетного планирования, что позволит сверить часы и выработать ориентиры развития региона.
— Очень многое зависит от органов местного самоуправления, от вашей открытости передовым идеям, готовности откликаться на запросы населения. Безусловно, мнение людей о том, каким быть их городу или поселку, должно быть для нас решающим, — отметил Сергей Брилка.
Объединить усилия для развития области
Выступая на пленарном заседании съезда, спикер областного парламента остановился на вопросах совместной работы Заксобрания региона и представительных органов муниципалитетов, проблемах и перспективах социально-экономического развития Иркутской области. Сергей Брилка подчеркнул, что вместе с этим остается много нерешенных проблем.
— В первую очередь, это низкий уровень жизни людей на селе. Где-то кипит жизнь, а где-то, напротив, эта жизнь замерла. Это касается малых населенных пунктов Приангарья, созданных в свое время при леспромхозах области. Таковых у нас около ста. Сейчас там очень сложная ситуация: у людей нет работы, нет условий для нормальной жизни, — пояснил спикер ЗС. — Остро стоят эти проблемы и в наших северных поселках: раньше там добывали слюду, строили промышленные предприятия, возводили БАМ, а сегодня многие поселения пришли в упадок или совсем прекратили существование. Уверен, нужна региональная стратегия — что делать с такими населенными пунктами? И такую стратегию, такие планы развития небольших поселений мы можем выработать только совместно, при вашем непосредственном участии.
Особое внимание, по мнению Сергея Брилки, должно уделяться лесной отрасли и обеспечению порядка в данной сфере. Принятый региональный закон о чипировании древесины снизил количество незаконных рубок и налоговые поступления в бюджет возросли практически вдвое.
Еще один проблемный вопрос, развитие территорий опережающего развития. По словам спикера ЗС, делегация областного парламента регулярно посещает ТОРы, встречается с резидентами и вместе с местной администрацией ищут механизмы для их решения. Сергей Брилка также сделал акцент на вопросах стратегического планирования, поддержки материнства и детства, строительстве и ремонте социально-значимых объектов, в том числе, школ и ФАПов, спортивных сооружений.
Что предложили депутаты?
Во время съезда работали четыре секции по основным направлениям деятельности муниципальных дум. Делегаты от территорий выступали с докладами и задавали вопросы. У них была возможность обсудить проблемы муниципалитетов с депутатами областного парламента и представителями профильных министерств региона.
Руководители секций подвели итоги работы на пленарном заседании. Площадку «Социальная политика» возглавлял председатель комитета по здравоохранению и социальной политике Андрей Лабыгин. Одной из проблем, которая обсуждалась, стала нехватка медицинских кадров. Замминистра здравоохранения региона Галина Синькова перечислила меры, направленные на изменение ситуации: увеличение целевого набора в медицинском вузе, строительство жилья, создания рабочих мест и выплата подъемных.
Депутаты работают над программой «Земский фельдшер». По ней молодые специалисты будут получать 500 тысяч рублей. В резолюции внесли пункт об ускорении работы по разработке и принятию областной программы. На площадке обсуждались и другие проблемные темы: строительство и капремонт больниц и поликлиник, высокий уровень безработицы, уровень жизни и меры социальной поддержки населения.
Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусароваруководила работой секции «Экономика и бюджет». Предложения, высказанные на площадке, касались наполнения доходной части бюджетов муниципалитетов. Доходы казны населенных пунктов не растут, а снижаются. Местные власти предложили схемы, как повысить доходы своих муниципалитетов, а депутаты Законодательного Собрания пообещали внимательно проанализировать предложения и принять взвешенное решение.
Отдельная тема работы секции — господдержка малого и среднего бизнеса и развитие инфраструктуры. Было предложено сделать приоритетными проекты, которые реализуются в территориях опережающего развития, создать дорожные карты их реализации и межотраслевого взаимодействия.
Делегаты съезда обсуждали финансовую помощь местным бюджетам. В прошлом году она была увеличена почти в два раза. С прошлого года в закон об областном бюджете введены статьи, регламентирующие обязанность главных распорядителей бюджетными средствами довести финансирование до адресатов в установленные сроки.
Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти обсуждали на секции «Совершенствование организации местного самоуправления на территории Иркутской области. Предпосылки и перспективы развития». Работу площадки модерировал председатель комитета по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении Борис Алексеев.
Общий смысл эмоциональных выступлений делегатов сводился к тому, что система местного самоуправления нуждается в совершенствовании. Участники подготовили ряд предложений в итоговую резолюцию съезда. В том числе, внесен дополняющий пункт, одобряющий формирование стратегии развития Сибирского Федерального округа на 2020-2030 годы. Также было предложено провести День местного самоуправления в образовательных учреждениях городских и сельских поселений области.
Несколько пунктов касались взаимодействия с субъектами РФ, вхождения в государственные программы, в частности, содействия в активизации на территории области федеральной программы «Чистая вода», финансирования ремонта, реконструкции, строительства и содержания сельских дорог. Делегаты отметили необходимость жителям отдаленных территорий получать дрова, материалы на содержание домов и хозяйственных построек.
Предложения секции «Природопользование, экология и устойчивое развитие сельских территорий» касались проблем заготовки дров и древесины для строительства и ремонта жилья, начала лесопожарного сезона, создания защитных полос вокруг деревень. Участники площадки не обошли стороной и одну из серьезных проблем — создание и функционирование мусорных полигонов. Площадкой руководил председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Кузьма Алдаров.
По его словам, так называемая «мусорная реформа» тяжело, медленно, но реализуется. В области определен региональный оператор по зонам «Юг» и «Север». Утверждена региональная схема по сбору, переработке и хранению твердых коммунальных отходов. Предстоит работа по заключению соглашений, отработке логических схем сбора, перевозки и хранения отходов, определению тарифов по услугам регионального оператора. Ведется работа по созданию в регионе сети полигонов, мусоросортировочных станций и заводов по переработке отходов, по организации раздельного сбора мусора. Проблемы, озвученные в ходе заседания секции, будут отражены в рекомендациях правительству и органам местного самоуправления. Будет предложено подготовить методические указания муниципальным образованиям по работе региональных операторов с населением.
Что касается проблем с питьевой водой, то участники съезда включили в резолюцию пункт о необходимости разработки Водной стратегии Иркутской области на среднесрочную и долгосрочную перспективы, о проведении модернизации и внедрении современных эффективных технологий, улучшающих химический состав воды. Вопрос со сложностями поставки продуктов питания должна решить схема сельскохозяйственного районирования, зонирования, территориальной дифференциации сельского хозяйства, перерабатывающих производств, а также дополнительное финансирование областной государственной поддержки сельского хозяйства и социального развития села.
Прямой диалог достигнут
Основным результатом съезда стало принятие резолюции. В документ вошли предложения делегатов, касающиеся налоговой политики, экономического развития, наполнения доходной части бюджетов муниципальных образований, развития инфраструктуры, поддержки малого бизнеса, повышения зарплаты бюджетникам и поддержки семьи.
Впечатлениями от работы съезда поделился заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель от законодательного органа власти Иркутской области Виталий Шуба. По его мнению, был достигнут прямой диалог между областными органами власти и местным самоуправлением.
— Впервые в Иркутской области, а это более чем за десять лет, вместе собрались депутаты всех уровней местного самоуправления и областной представительной власти. Это, несомненно, очень важное событие. Совместная работа и обмен опытом делегатов показали, что необходимо совершенствование и самой системы местного самоуправления, и законодательства в межбюджетных отношениях. Также назрела необходимость актуализировать вопросы и решать проблемы социального блока, — поделился Виталий Шуба. — На мой взгляд, достигнута главная цель — прямой диалог между областными органами власти и местным самоуправлением, которое наиболее полно знает проблемы населения. Это позволит эффективно решать вопросы социально-экономического развития территорий Иркутской области.
Алина Вовчек, IRK.ru
Начните обсуждение первым!