Сенатор от Иркутской области Виталий Шуба: Устать можно от безделья, а не от работы
Необходимо мотивировать регионы к наращиванию собственной доходной базы, считает сенатор от региона, заместитель председателя комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Виталий Шуба. В интервью ИА IrkutskMedia он остановился на приоритетных направлениях федерального бюджета на 2018 год и работе по включению Иркутской области в государственные программы, высказал мнение по поводу несостоявшихся выборов ректора Братского госуниверситета и поделился планами своей дальнейшей работы. Отдельной темой разговора стала экологическая ситуация в Братске.
— Виталий Борисович, расскажите, пожалуйста, о себе, о своем профессиональном пути.
— Я родился, вырос и учился в Нижнеудинске. Оттуда пошел в армию. После в моей биографии надолго появился Братск. Здесь почти восемь лет трудился на алюминиевом заводе. Здесь же окончил Братский индустриальный институт. Позже — аспирантуру и докторантуру в Москве, имею степень доктора экономических наук, звание профессора. Если честно, в молодости не предполагал быть парламентарием, работал на различных предприятиях: прошел путь от рабочего до директора. Затем, когда были внесены серьезные изменения в законодательство о местном самоуправлении и объявлены первые альтернативные демократические выборы, мне предложили выставить свою кандидатуру. Так я был избран депутатом Братского городского совета народных депутатов, а затем коллеги выбрали меня председателем горсовета.
Теперь о Братске подробнее. Известно, что в городе действуют крупные промышленные предприятия. С одной стороны, это хорошо: есть рабочие места, налоги поступают в бюджеты всех уровней. С другой — любое промышленное предприятие оказывает негативное влияние на окружающую среду. В советский период было принято много нормативных актов относительно экологической ситуации в Братске, но, к сожалению, необходимый эффект достигнут не был. Тогда мы с коллегами занялись разработкой программы по оздоровлению окружающей среды в нашем городе. В апреле 1993 года с коротким визитом в Братске был президент РФ Борис Ельцин. На проведенном им совещании с руководством области, города и крупных промышленных предприятий мною были обозначены экологические проблемы города. Президент поручил изучить ситуацию в Братске и нам была дана возможность взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти. При этом я понимал, что ресурса руководства города будет недостаточно для того, чтобы добиться утверждения на федеральном уровне специальной программы по Братску. Это и послужило мотивом для принятия решения об участии в выборах депутатов Госдумы первого созыва.
— То есть, Вы продолжили эту работу уже на федеральном уровне?
— Да, в 1993 году я был избран депутатом Госдумы и одним из направлений моей работы стало отстаивание интересов земляков по согласованию программы в министерствах и ведомствах. Нас поддержали. 23 апреля 1994 года правительство РФ приняло постановление №376 – об утверждении федеральной программы, которую мы коротко называем "Экология города Братска". Это единственная в стране федеральная целевая программа, которая была принята относительно одного города. Все ее мероприятия профинансированы и реализованы.
Далее земляки еще четырежды избирали меня в Госдуму. За время работы я инициировал и поддерживал включение ряда объектов области в федеральные инвестиционные программы, добивался их финансирования. Среди них — Восточно-Сибирский онкоцентр и другие учреждения здравоохранения в муниципалитетах области, мост через Ангару в Иркутске, транспортный обход вокруг Иркутска и в целом развитие транспортной инфраструктуры на территории Усть-Кутского, Казачинско-Ленского, Братского, Тайшетского, Нижнеудинского, Куйтунского, Ольхонского районов, ЛЭП "Еланцы – Черноруд", а также социально важные объекты спорта и культуры – например, спорткомплекс Байкал-Арена, драматический театр в Братске, развитие материально-технической базы вузов и техникумов в регионе.
Виталий Шуба за работой. Фото: Сергей Михайлин, РИА PrimaMedia
Но хочу отметить, что основная работа депутата – это законодательная деятельность. Я стал автором десятков федеральных законов в бюджетной, налоговой, экономической и экологической сферах (например, закона об охране озера Байкал). Первые созывы Госдумы были сложными, ведь формировалось новое российское законодательство. Было принято большое количество законов, их необходимо было синхронизировать между собой. Самый яркий пример этой серьезнейшей работы – 122-й закон, который иногда называют законом о монетизации, от 8 августа 2004 года. Он вносил изменения в 154 федеральных закона. Ко второму чтению было подано около 10 тысяч поправок. После обсуждения на комитете я докладывал его на пленарном заседании. На трибуне отвечал на вопросы коллег-депутатов в течение восьми часов.
— Не возникало желания поделиться знаниями, накопленными за годы такой серьезной работы?
— Да, возникало, поэтому в 2011 году я решил заняться только преподавательской деятельностью. Продолжил работу профессора кафедры финансов и цен в Российском экономическом университете имени Плеханова, вел ряд аспирантов. Но в 2013 руководство области предложило вернуться в федеральный парламент. Пройдя выборы, сегодня я представляю регион в Совете Федерации. Однако преподавательскую деятельность не оставляю – продолжаю работу в РЭУ в качестве председателя государственной экзаменационной комиссии. Во время поездок в область регулярно выступаю перед студентами вузов в Иркутске и Братске.
— Возвращаясь к разговору о Братске. Общаясь с людьми, которые там живут, часто слышишь о том, что экологическая ситуация все-таки оставляет желать лучшего. Продолжается ли работа по этой части?
— В рамках ФЦП решен ряд серьезных вопросов. Так, инфраструктура в Братске сдерживала развитие города, а на сегодня она кардинально улучшена. Это и водозаборные сооружения, и социальные объекты, и техническое перевооружение объектов здравоохранения (станция переливания крови, детская поликлиника, противотуберкулезный диспансер).
В Братске была построена современная четырехполосная дорога протяженностью 35 км. Благодаря этому не только улучшили транспортное сообщение между частями города, но и снизили количество автомобильных выбросов. Раньше образовывались пробки, которые бы дали фору московским. Множество аварий и погибших. В итоге мы решили эту проблему. Было вложено порядка 12-13 млрд рублей федеральных средств – это серьезная сумма, равная двум годовым бюджетам Братска.
В рамках программы промышленные предприятия реализовали мероприятия по снижению выбросов. Сегодня работа по направлениям, обозначенным в программе, продолжается. Постоянно ведется модернизация основного оборудования алюминиевого завода, прежде всего, газоочистки. Была проведена серьезная модернизация лесопромышленного комплекса: собственник вложил порядка 1 млрд долларов, что привело к снижению воздействия на окружающую среду.
В рамках программы по экологии Братска мы переселили людей из санитарной защитной зоны Братского алюминиевого завода: за счет средств федерального бюджета и предприятий было предоставлено более 100 тысяч квадратных метров нового жилья для жителей поселка Чекановский.
— Многих интересует судьба Братского госуниверситета, в котором не состоялись выборы ректора. В чем вы видите решение этого управленческого кризиса?
— Если ответить просто – надо выбрать ректора. В Братском университете, который мне очень дорог, на апрельские выборы подали заявку четыре кандидата. Действующий ректор не смог выставить свою кандидатуру в силу возрастных ограничений. Министерский отбор прошли двое из четырех претендентов. Одного из них поддержал губернатор. И этот кандидат занял принципиальную позицию, имел свое видение вопросов управления вузом. Это по каким-то причинам не устроило действующее руководство БрГУ и, в конечном итоге, выборы были сорваны. Формальным поводом послужило то, что второй кандидат в последний момент отозвал свое заявление об участии в выборах.
Министерство образования и науки РФ приняло неправильное, на мой взгляд, решение — продлить контракт с действующим ректором еще на год. К сожалению, губернатор не смог отстоять кандидата, которого поддерживал. Сегодня ситуация в вузе напряженная — возникли группы интересов, внутренние конфликты, звучат необоснованные обвинения.
— Теперь вернемся к вашей профильной теме. Каковы приоритетные направления бюджета 2018 года и что выиграют или потеряют регионы, в частности, Иркутская область в финансовом плане?
— Бюджет решает основные задачи, стоящие перед государством – восстановление темпов экономического роста, повышение уровня жизни населения, обеспечение обороны и безопасности, выполнение социальных обязательств. В соответствии с майскими указами Президента зарплаты в здравоохранении, образовании, науке должны быть доведены до уровня не ниже среднего по экономике соответствующего региона. В связи с повышением МРОТ до 85% от прожиточного минимума существенно возрастет оплата труда и в других отраслях бюджетной сферы. Поскольку основная нагрузка по решению этих задач ложится на бюджеты субъектов РФ, предпринят ряд серьезных мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов. Во втором чтении объем дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение зарплаты бюджетникам увеличен на 20 млрд рублей и доведен до цифры 100,4 млрд. Кроме этого, еще до конца текущего года 19 субъектов, у которых наибольшие закредитованность и задолженность по коммерческому долгу, получат дополнительные бюджетные кредиты на сумму 53 млрд рублей.
Если говорить об особенностях нынешнего финансового документа, то принципиально он отличается от прошлогоднего структурой доходов. В предыдущие годы основная доля доходов — порядка 60% — формировалась нефтегазовым комплексом, а 40% — всей остальной промышленностью. Сейчас, наоборот, порядка 60% мы получаем от иных отраслей экономики.
Стоит отметить, что в Иркутской области велика доля доходов от нефтегазового сектора, государство реализует ряд проектов – добыча и транспортировка нефти и газа, строительство самолета МС-21. Это дает динамику роста доходов выше, чем по другим регионам России. Плюс на федеральном уровне наводится порядок в лесопользовании, за счет чего доходы области тоже растут.
Вторая часть формирования доходной части бюджета – федеральные трансферты. Они передаются по трем направлениям: субвенции и дотации на исполнение федеральных и региональных полномочий. Субсидии поступают на софинансирование региональных инвестиционных проектов. Позиция Совета Федерации в том, чтобы укрупнить субсидии и сделать их более весомыми. А уже внутри них регионы определят приоритеты в зависимости от своих особенностей.
Настольные книги Виталия Шубы. Фото: Сергей Михайлин, РИА PrimaMedia
В этом году все субсидии впервые распределены законом о федеральном бюджете и субъекты уже знают, какой объем ресурсов поступит из федерального центра. Полагаю, что это правильно.
— Вы также занимаетесь формированием инвестиционных программ для Приангарья. Как реализуются уже намеченные проекты и каких новых программ нам ждать в будущем?
— Формирует программы правительство, а я в рамках этих программ отстаиваю интересы Иркутской области. Последовательно выступаю за то, что межбюджетные отношения должны стимулировать регионы к эффективному управлению финансами и повышению инвестиционной активности.
Сегодня же система межбюджетных отношений следующая: если растет налоговый потенциал, то объем финансовой поддержки автоматически снижается. Считаю, что это неправильно, так как теряется мотивация регионов к наращиванию собственной доходной базы. В текущем году мы начали отходить от этой схемы. Для премирования регионов, которые увеличили налоговый потенциал, заложено 20 млрд. Иркутская область получит из этой суммы 714 млн.
Еще одна важная программа – создание новых мест в общеобразовательных учреждениях. Проект запущен с 2016 года, и я, вместе с руководителями муниципалитетов, активно работаю над вопросом участия в программе нашей области. Так, 1 сентября в рамках этой программы открылась школа №69 в микрорайоне "Эволюция" в Иркутске. Это действительно современное, уникальное сооружение, какие еще надо поискать в центральной части РФ. Сегодня мы строим ещё несколько школ – в Молодежном, в Академгородке.
Ведется работа по реализации программы переселения граждан из аварийного жилья. Тоже удалось добиться серьезной федеральной поддержки.
И впредь наша главная задача – отстаивать финансирование социально важных программ.
— С какими вопросами к вам чаще всего обращаются граждане во время региональных недель?
— Обращаются по различным вопросам – за поддержкой в отстаивании своих прав, жилищным проблемам, за помощью в получении квалифицированной медицинской помощи. Для жителей северных территорий актуален вопрос выделения им жилья в муниципалитетах с более комфортными условиями, молодым семьям важна льготная ипотека. Обращения по вопросам здоровья мы обычно не афишируем, так как тема очень деликатная, но, тем не менее, активно по каждому случаю работаем. Вот один из примеров – нашему земляку в Братске сделали неудачно операцию, пришло обращаться в областной центр, проведено успешное вмешательство, чувствует себя нормально. В прошлом году иркутянину понадобилась замена жизненно важного органа — в Москве в научном институте по нашему обращению оперативно выполнили эту сложнейшую операцию.
Для того, чтобы таких ситуаций было меньше, необходимо развивать сферу здравоохранения в муниципалитетах. Потому продолжаю активно заниматься вопросами строительства в Иркутске радиологического корпуса онкологического центра. Другая тема — строительство перинатального центра в Братске.
— Планируете ли вы баллотироваться на выборы в Заксобрание Иркутской области в 2018 году? Нет ли усталости от политики?
— Знаете, устают от безделья. Когда работа приносит результат, это мотивирует к решению проблем, которых еще немало.
Справка: ШУБА Виталий Борисович. Родился 13 июля 1951 года в Нижнеудинске Иркутской области. В 1968 году начал трудовую деятельность техником-радиооператором аэрологической станции в Нижнеудинске. В 1970—1972 годах проходил службу в рядах советской армии. С 1972 года работал на Братском алюминиевом заводе. В 1980 году перешел на комбинат "Братскжелезобетон" заместителем главного энергетика завода. Затем работал главным энергетиком, главным технологом, директором предприятия. В 1990 году избран депутатом Братского городского Совета народных депутатов. 1992 — 1993 год — председатель городского Совета народных депутатов города Братска. В 1993-2011 годах — депутат Государственной Думы пяти созывов. С 2013 года — представитель Заксобрания Иркутской области в Совете Федерации РФ. Почетный гражданин города Братска, Почетный гражданин Иркутской области.
Начните обсуждение первым!