Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Счетная палата: эффект от Нацпроектов для экономики России – не более 1%

Рубрики: Аналитика
14.07.2019
При разработке показателей Нацпроектов мнение регионов практически не учитывалось.

По мнению Председателя Счетной палаты России Алексея Кудрина, национальные проекты нуждаются в существенной доработке.

 

Как известно, 8 мая Председатель Правительства России Дмитрий Медведев утвердил Единый план по достижению национальных целей развития, где расписаны основные шаги Правительства до 2024 года для улучшения российской экономики. Однако, по данным Счетной палаты, положительная динамика есть далеко не во всех сферах. В частности, цель «Улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно» до сих пор не имеет показателей, которые позволили бы оценить ее достижение.

Как заявил Алексей Кудрин, то, что сейчас есть в нацпроектах, недостаточно для прорывного роста экономики, ведь настроены только приоритеты.

Согласно первым выводам мониторинга выполнения национальных проектов, который ведет Счетная палата, реализация последних не приводит к достижению национальных целей. Ведь даже эффективная реализация всех запланированных мероприятий в рамках утвержденных паспортов содержит серьезные риски недостижения поставленных национальных целей, т.к. в Едином плане обозначен широкий круг направлений, но плана как такового в нем нет.

Кроме того, нацпроекты не могут вывести экономический рост страны на общемировой уровень. По оценкам Альфабанка и Института народного хозяйства и прогнозирования, они повлияют на увеличение роста лишь на 0,5%-1%.

В связи с этим Алексей Кудрин подчеркнул, что Счетная палата будет более строго следить за ходом выполнения нацпроектов.

Вторит ему и заместитель Председателя Счетной палаты Вера Чистова, отмечая серьезные проблемы. К примеру, мониторинг показал, что прямое влияние на достижение национальных целей развития оказывают не более четверти мероприятий нацпроектов. Остальные носят организационный и обеспечивающий характер, при этом значительная их часть дублирует мероприятия ранее реализованных госпрограмм и проектов, которые, как известно, к прорыву не привели.

Другая системная проблема связана с тем, что часть показателей появляется в Федеральном статистическом наблюдении итогов уже после наступления срока подготовки отчета. Сложность состоит и в системе распределения мероприятий нацпроектов и финансовых ресурсов по госпрограммам, искажающей принципы проектного подхода.

Кроме того, система управления нацпроектами характеризуется дублированием управленческих функций, размыванием ответственности между множеством организационных структур и должностных лиц.

По словам Веры Чистовой, беспокойство вызывает и ситуация с реализацией национальных проектов в регионах – при разработке показателей мнение самих регионов практически не учитывалось. Например, по данным мониторинга НП «Жилье и городская среда», лишь 11% регионов России полагают возможным достижение установленных показателей по увеличению объемов жилищного строительства и расселению аварийного жилищного фонда, 15% - считают значения установленных показателей недостижимыми, а 38% - отмечают риск их достижения.

Немаловажно, что паспорта нацпроектов формировались в крайне сжатые сроки, и в них прописаны недостаточно обоснованные и обеспеченные ресурсами целевые показатели, поэтому в настоящее время все паспорта находятся в стадии корректировки.

 

Галина Крупен

 

Эффективность работы министерств и ведомств стремится к нулю

 

Счетная палата провела проверки деятельности ведомств в 2018 году. Результаты - плачевные.

 

К примеру, по итогам проверки исполнения федерального бюджета за 2018 г. в Министерстве культуры России выяснилась низкая эффективность работы по снижению объемов незавершенного строительства.

Относительно 2017 г. этот объем практически не изменился, а на 1 января 2019 г. составил более 57 млрд руб. В составе министерства и его подведомственных учреждений числится 223 объекта незавершенного строительства, причем на 21 объекте с общим объемом затрат более 1,2 млрд руб. работы приостановлены более чем на 6 месяцев без консервации.

На 1 января 2019 г. из 25 объектов, запланированных на 2018 г., введен всего 1, а из оставшихся 24 объектов 100% техническую готовность имели только 3.

 

***

Худший результат деятельности за все 10 лет своего существования показала в 2018 г. Госкомпания «Российские автомобильные автодороги».

Автодор не выполнил 11 из 12 целевых показателей и индикаторов, установленных в Программе деятельности Госкомпании на 2018 г., непосредственно связанных с проведением дорожных работ. Он не завершил работы по строительству и реконструкции 317,7 км автомобильных дорог, что составляет больше половины планового показателя - 54,9%. А показатель результативности использования субсидии, предоставленной из федерального бюджета в прошлом году, выполнен всего на 45,1%.

Однако субсидию Госкомпания использовала практически полностью, несмотря на низкую результативность, – 99,8% от выделенных ей 74,8 млрд руб. Как выяснилось в ходе мониторинга, столь высокое исполнение связано с выплатой авансов компаниям-подрядчикам в конце года.

Например, при строительстве обхода села Лосево на М-4 «Дон» Госкомпания профинансировала работы на сумму 13,3 млрд руб., перечислив 63% этих средств авансом подрядчику 28 декабря 2018 г. Такая же практика применялась Госкомпанией и при строительстве автомобильной дороги М-11 Москва – Санкт-Петербург.

Примечательно, что, учитывая невыполнение условий предоставления субсидии, средства должны быть возвращены в федеральный бюджет. Однако в каком размере – не понятно, так как порядок расчета средств, подлежащих возврату, не установлен ни Правилами предоставления субсидии, ни соглашением между Госкомпанией и Минтрансом России.

В связи с этим Счетная палата предложила Правительству внести соответствующие изменения в Правила их предоставления.

Кроме того, как показал мониторинг, Автодор не выполнил и показатели по вводу платных участков автодорог и сбору средств от их эксплуатации. На сегодняшний день построено всего 1,07 тыс. км из запланированных 1,46 тыс. км, а доход от сбора платы в 2018 г. составил 13,1 млрд руб. или 77% от предусмотренного объема.

Также неэффективно решается задача и по привлечению средств инвесторов на строительство автомобильных дорог – в 2017-2018 гг. Госкомпания не привлекла средства инвесторов и концессионеров на общую сумму 72,4 млрд руб.

 

***

По данным проверки, Росавтодор в 2018 г. ввел в эксплуатацию менее 234 км автодорог из запланированных 270,8 км и еще 46,8 км из объектов прошлых лет. А Росжелдор неоднократно переносил сроки реализации проектов — до сих пор не сдан ряд объектов за 2016 г.

Росавиация не ввела в эксплуатацию 17 объектов строительства и реконструкции или 74% от запланированных. Также федеральное агентство не обеспечило завершение проектно-изыскательских работ по 5 объектам из 7. Основная причина – несоблюдение подрядчиками обязательств по госконтрактам и некачественная разработка проектной документации.

Большой объем незавершенного строительства выявлен у Росморречфлота – им не реализовано 65% из заявленных на 2018 г. проектов и не завершены проектно-изыскательские работы по четырем объектам.

Помимо этого, Росморречфлот и Росавиация не достигли 5 из 19 целевых показателей государственной программы «Развитие транспортной системы». В частности, производственная мощность портов Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов не была увеличена, а взлетно-посадочные полосы и вспомогательные объекты аэропортовой инфраструктуры не введены в эксплуатацию после реконструкции.

Основная проблема Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – дебиторская задолженность по штрафам в рамках системы «Платон». В 2018 г. она выросла в 169 раз и составила по итогам года 4,43 млрд руб.

 

***

Так и не ввел в эксплуатацию в 2018 г. ФМБА России Высокотехнологичный центр медицинской радиологии в Димитровграде, а Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора не завершил реконструкцию экспериментально-биологической лаборатории.

 

По факту проверки исполнение бюджета за 2018 г. в Федеральном агентстве по туризму выяснилось выполнение на низком уровне ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма», реализация которой шла с 2011 по 2018 г.

Кассовое исполнение за весь период составило 118,8 млрд руб. или 98,4% программных назначений, ожидаемые результаты мероприятий по развитию туристско-рекреационного комплекса достигнуты только на 37%. Из 45 проектов по созданию туристских кластеров полностью реализовано только 17. Например, готовность ТРК «Золотые дюны» в Республике Дагестан – всего 29%, а ТРК «Южная Карелия» в Республике Карелия – 69%.

 

***

Сложная ситуация отмечена по ФЦП «Охрана озера Байкал»: достигнуто меньше половины показателей - 44,4%, что практически в 2 раза ниже уровня 2017 г.

В 2018 г. подведомственные учреждения Минприроды должны были обеспечить строительство объектов инфраструктуры, необходимых для развития экологического туризма в районе озера Байкал. Однако использовано чуть более половины выделенных на это средств, и есть существенное отставание от плановых сроков завершения строительства данных объектов.

 

***

Минобрнауки в рамках реализации ФАИП допустило строительство объекта без соответствующего разрешения, причем в декабре 2018 г. объект был исключен из ФАИП, хотя на него уже успели потратить 1,9 млн руб., а в отчет о реализации указанную сумму не включили. Таким образом, был увеличен объем незавершенного строительства.

Кроме того, Министерством планировалось ввести в эксплуатацию в 2018 г. 20 объектов и на 21 разработать проектно-сметную документацию. Но по итогам года введено было только 8 объектов, а положительные заключения государственной экспертизы получены на 12 проектов.

Курчатовский институт при реализации ФАИП не обеспечил консервацию двух объектов, строительные работы на которых не ведутся с 2006 г., при этом объем вложенных в них средств составил 75,3 млн руб.

Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова получила на строительство Картинной галереи 535 млн руб., а освоила из них только около 40%. Срок действия разрешения на строительство истек еще в 2017 г., готовность объекта не превышает 10%, т. е. это работы нулевого цикла. Строительство не ведется с августа 2017 г., а проектная документация требует корректировки, при этом объект с 2018 г. в ФАИП не включен.

Примечательно, что из 447 объектов недвижимого имущества, находящихся на балансе РАН, за Академией закреплен лишь 171 объект. Остальные требуют перезакрепления или передачи в казну России и иным правообладателям.

В Минобрнауки не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на 9 объектов недвижимого имущества.

У Курчатовского института отсутствует право оперативного управления на 35 зданий из-за неоформленного права собственности России на эти объекты.

В МГУ отсутствует государственная регистрация права собственности России на 12 объектов. Право оперативного управления не зарегистрировано в отношении 8 объектов МГУ и 19 зданий СПбГУ. На земельных участках, закрепленных за СПбГУ, размещены 8 объектов, построенных и реконструированных без разрешительных документов, государственная регистрация прав на них отсутствует.

Недостаточный контроль за деятельностью подведомственных организаций осуществлялся Министерством просвещения. Так, 5 объектов Лицея-интерната в Геленджике с 2000-2005 гг. используются без разрешения на ввод в эксплуатацию, что создает опасные условия для обучения детей.

http://ancb.ru

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика