Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Ростехнадзор не вправе требовать размещения средств СРО в депозиты и (или) депозитные сертификаты!

30.08.2016

Эксперты Общественного совета по развитию саморегулирования (ОСРС) продолжают давать комментарии по спорным вопросам Федерального закона № 372-ФЗ. На сей раз речь идёт о полномочиях Ростехнадзора предписывать партнёрству размещение средств СРО в депозиты и (или) депозитные сертификаты.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 55.2 Градостроительного кодекса РФ, неисполнение саморегулируемой организацией требования либо требований статьи 55.4 или статьи 55.16 настоящего Кодекса признаются серьёзным нарушением и является основанием даже для исключения сведений о такой саморегулируемой организации из Государственного реестра СРО.

В утративших силу с 4 июля 2016 года в связи с принятием 372-ФЗ редакциях статей 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ предусматривалась обязанность СРО сформировать компенсационный фонд и разместить его в депозиты и (или) депозитные сертификаты.

В соответствии с частью 1 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса РФ, действующей с 4 июля 2016 года, средства компенсационного фонда возмещения вреда (КФ ВВ) и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (КВ ОДО) саморегулируемой организации размещаются не в депозитах и (или) депозитных сертификатах, а на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно части 9 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», саморегулируемые организации на основании заявлений своих членов не позднее 1 июля 2017 года обязаны сформировать КФ ВВ, в соответствии с частями 10 и 12 статьи 55.16 ГрК РФ. В случаях, установленных частями 2 и 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса РФ, в указанный в настоящей части срок такие СРО также обязаны сформировать КФ ОДО, в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно части 2 статьи 55.19 Градостроительного кодекса РФ, предметом проверки Ростехнадзором СРО является соблюдение саморегулируемой организацией требований к СРО и их деятельности, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Поскольку Градостроительный кодекс РФ с 4 июля 2016 года не требует от саморегулируемой организации размещать средства в депозитах и (или) депозитных сертификатах, то размещение или не размещение таких средств СРО в депозитах и (или) депозитных сертификатах, в соответствии с нормами части 2 статьи 55.19 ГрК РФ, не может быть предметом проверки, проводимой Ростехнадзором в отношении той или иной саморегулируемой организации.

В связи с этим есть твёрдая уверенность, что с 4 июля 2016 года во время проведения плановых или внеплановых проверок СРО Ростехнадзор не вправе требовать, чтобы они размещали средства компфонда в депозиты и (или) депозитные сертификаты, как было установлено в предыдущей, утратившей силу редакции части 4 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Такой нормы больше не существует.
Поэтому если СРО не вложила средства в депозиты или депозитные сертификаты, то она ничего не нарушила.

Эти средства необходимо размещать по-новому, то есть после формирования двух компфондов на основании части 9 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 июля 2017 года надо будет разместить эти средства компенсационных фондов на двух специальных счетах в уполномоченном банке. Но это в будущем, когда, в первую очередь, будут сформированы компенсационные фонды, а потом они будут размещаться на этих двух спецсчетах. Иных способов на сегодня Градостроительным кодексом (но не 315-ФЗ) не предусмотрено, кроме как вышеописанный: размещение в будущем и на двух спецсчетах в российских кредитных организациях (банках), соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Таким образом, Ростехнадзор не вправе спрашивать с саморегулируемой организации об исполнении требований статьи закона, редакция которой утратила силу. Но ещё не вправе спрашивать по причинам, описанным выше, – поскольку пока нет сформированных фондов и нет уполномоченных банков. Никакие нарушения СРО в этом отношении в данный переходный период Ростехнадзору фиксировать было бы не верно, так как они нарушениями не являются. Если же Ростехнадзор и определит и зафиксирует такое нарушение, то это будет незаконно.

Эксперты ОСРС полагают, что Ростехнадзору сложно будет сослаться на конкретную норму закона, которую бы нарушила в этом отношении СРО. Такие нормы закона на этот переходный период не существуют.

Экспертам остаётся надеяться, что руководители СРО в этой ситуации поведут себя разумно и взвешенно. И не растратят денежные средства СРО, не «пустят» их на сомнительные нужды или вложения, как уже за многими водилось, например, в какие-нибудь инвестиционные паи, недвижимость или строительство коттеджных посёлков, как это подчас делалось некоторыми СРО до вступления в силу 240-ФЗ в августе 2010 года. Ведь именно этот закон впервые внёс в Градостроительный кодекс РФ нормы о размещении КФ в депозиты.

Конечно же, с юридической точки зрения подобное размещение денежных средств не будет нарушением, однако подобные «игры» с попыткой таким способом приумножить имеющиеся средства, а к 1 июля 2017 года успеть его с лихвой вернуть, могут привести к нездоровым рискам. Потому что вложить деньги легко, а к 1 июля 2017 года, когда надо будет сформировать компенсационный фонд, «выхватить» их из тех самых инвестиционных проектов будет крайне непросто.

http://zanostroy.ru

 

Комментарии

  1. Станислав

    А откуда эти чудные вопросы выскакивают. Что за бред? Какие депозиты и РТН?

    Такое впечатление, что вообще парням говорить не о чём. А жаль.

    Добавить сообщение
    • Ирина

      Понятие "специального банковского счета" не могу найти в законодательстве, возможно он будет в форме депозита.

    • Елена Сергеевна

      Отлично получается. Сами пишут, делайте что хотите, но в то же время ответственность с себя снимают, надеясь, что руководители СРО "поведут себя разумно и взвешенно".

    • Олег Самуилович

      Вся проблема в том, что у РТН своё толкование законов. И с этим приходится мириться

    • Алексей

      Признать принятый закон кривым и неисполнимым в первую очередь должны его авторы ) надо было хотя бы прочитать прежде чем протаскивать поперек всех процедур

    • Василий Гончаров

      Написано одно, надо понимать по-другому, применять же совсем иначе.

    • Олег Самуилович

      Василий. Получается, что разработчики лоббируя принятие данного Закона подставили тех, кто подписал его на самом высоком уровне и пострадают прежде всего те, для кого он (Закон) вроде бы был написан как снимающий барьеры и облегчающий участь непосредственно строителей

    • Альберт Алексеевич

      Полностью поддерживаю. реальным строителям при переходе из одной сро в другую неизбежно придется повторно вносить КФ, как бы не хотелось отдельным "романтикам" верить в обратное, и услуги посредников оформляющих документы на вступление в СРО дешевле в условиях региональных "монополий" точно не станут. открытым

    • Ирина

      А что мешало СРО 7 лет достигать тех высоких целей, которые были определены законом?

    • Реалист

      Ирина. Целей они достигли.... правда, исключительно, личных

    • Игорь Петрович

      Очередная попытка СРОшников сохранить свои кормушки.

    • Реалист

      Кто сочинил такую ситуацию? Кто это придумал, что вдруг ТРН будет интересоваться депозитами? РТН будет проверять ровно то, что будет прописано в Постановлениях Правительства. Кто-то из видел? Нет ! Так в чём дело?

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика