Ростехнадзор не вправе требовать размещения средств СРО в депозиты и (или) депозитные сертификаты!
Эксперты Общественного совета по развитию саморегулирования (ОСРС) продолжают давать комментарии по спорным вопросам Федерального закона № 372-ФЗ. На сей раз речь идёт о полномочиях Ростехнадзора предписывать партнёрству размещение средств СРО в депозиты и (или) депозитные сертификаты.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 55.2 Градостроительного кодекса РФ, неисполнение саморегулируемой организацией требования либо требований статьи 55.4 или статьи 55.16 настоящего Кодекса признаются серьёзным нарушением и является основанием даже для исключения сведений о такой саморегулируемой организации из Государственного реестра СРО.
В утративших силу с 4 июля 2016 года в связи с принятием 372-ФЗ редакциях статей 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ предусматривалась обязанность СРО сформировать компенсационный фонд и разместить его в депозиты и (или) депозитные сертификаты.
В соответствии с частью 1 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса РФ, действующей с 4 июля 2016 года, средства компенсационного фонда возмещения вреда (КФ ВВ) и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (КВ ОДО) саморегулируемой организации размещаются не в депозитах и (или) депозитных сертификатах, а на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», саморегулируемые организации на основании заявлений своих членов не позднее 1 июля 2017 года обязаны сформировать КФ ВВ, в соответствии с частями 10 и 12 статьи 55.16 ГрК РФ. В случаях, установленных частями 2 и 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса РФ, в указанный в настоящей части срок такие СРО также обязаны сформировать КФ ОДО, в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 55.19 Градостроительного кодекса РФ, предметом проверки Ростехнадзором СРО является соблюдение саморегулируемой организацией требований к СРО и их деятельности, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Поскольку Градостроительный кодекс РФ с 4 июля 2016 года не требует от саморегулируемой организации размещать средства в депозитах и (или) депозитных сертификатах, то размещение или не размещение таких средств СРО в депозитах и (или) депозитных сертификатах, в соответствии с нормами части 2 статьи 55.19 ГрК РФ, не может быть предметом проверки, проводимой Ростехнадзором в отношении той или иной саморегулируемой организации.
В связи с этим есть твёрдая уверенность, что с 4 июля 2016 года во время проведения плановых или внеплановых проверок СРО Ростехнадзор не вправе требовать, чтобы они размещали средства компфонда в депозиты и (или) депозитные сертификаты, как было установлено в предыдущей, утратившей силу редакции части 4 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Такой нормы больше не существует.
Поэтому если СРО не вложила средства в депозиты или депозитные сертификаты, то она ничего не нарушила.
Эти средства необходимо размещать по-новому, то есть после формирования двух компфондов на основании части 9 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 июля 2017 года надо будет разместить эти средства компенсационных фондов на двух специальных счетах в уполномоченном банке. Но это в будущем, когда, в первую очередь, будут сформированы компенсационные фонды, а потом они будут размещаться на этих двух спецсчетах. Иных способов на сегодня Градостроительным кодексом (но не 315-ФЗ) не предусмотрено, кроме как вышеописанный: размещение в будущем и на двух спецсчетах в российских кредитных организациях (банках), соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Ростехнадзор не вправе спрашивать с саморегулируемой организации об исполнении требований статьи закона, редакция которой утратила силу. Но ещё не вправе спрашивать по причинам, описанным выше, – поскольку пока нет сформированных фондов и нет уполномоченных банков. Никакие нарушения СРО в этом отношении в данный переходный период Ростехнадзору фиксировать было бы не верно, так как они нарушениями не являются. Если же Ростехнадзор и определит и зафиксирует такое нарушение, то это будет незаконно.
Эксперты ОСРС полагают, что Ростехнадзору сложно будет сослаться на конкретную норму закона, которую бы нарушила в этом отношении СРО. Такие нормы закона на этот переходный период не существуют.
Экспертам остаётся надеяться, что руководители СРО в этой ситуации поведут себя разумно и взвешенно. И не растратят денежные средства СРО, не «пустят» их на сомнительные нужды или вложения, как уже за многими водилось, например, в какие-нибудь инвестиционные паи, недвижимость или строительство коттеджных посёлков, как это подчас делалось некоторыми СРО до вступления в силу 240-ФЗ в августе 2010 года. Ведь именно этот закон впервые внёс в Градостроительный кодекс РФ нормы о размещении КФ в депозиты.
Конечно же, с юридической точки зрения подобное размещение денежных средств не будет нарушением, однако подобные «игры» с попыткой таким способом приумножить имеющиеся средства, а к 1 июля 2017 года успеть его с лихвой вернуть, могут привести к нездоровым рискам. Потому что вложить деньги легко, а к 1 июля 2017 года, когда надо будет сформировать компенсационный фонд, «выхватить» их из тех самых инвестиционных проектов будет крайне непросто.
А откуда эти чудные вопросы выскакивают. Что за бред? Какие депозиты и РТН?
Такое впечатление, что вообще парням говорить не о чём. А жаль.
Понятие "специального банковского счета" не могу найти в законодательстве, возможно он будет в форме депозита.
Отлично получается. Сами пишут, делайте что хотите, но в то же время ответственность с себя снимают, надеясь, что руководители СРО "поведут себя разумно и взвешенно".
Вся проблема в том, что у РТН своё толкование законов. И с этим приходится мириться
Признать принятый закон кривым и неисполнимым в первую очередь должны его авторы ) надо было хотя бы прочитать прежде чем протаскивать поперек всех процедур
Написано одно, надо понимать по-другому, применять же совсем иначе.
Василий. Получается, что разработчики лоббируя принятие данного Закона подставили тех, кто подписал его на самом высоком уровне и пострадают прежде всего те, для кого он (Закон) вроде бы был написан как снимающий барьеры и облегчающий участь непосредственно строителей
Полностью поддерживаю. реальным строителям при переходе из одной сро в другую неизбежно придется повторно вносить КФ, как бы не хотелось отдельным "романтикам" верить в обратное, и услуги посредников оформляющих документы на вступление в СРО дешевле в условиях региональных "монополий" точно не станут. открытым
А что мешало СРО 7 лет достигать тех высоких целей, которые были определены законом?
Ирина. Целей они достигли.... правда, исключительно, личных
Очередная попытка СРОшников сохранить свои кормушки.
Кто сочинил такую ситуацию? Кто это придумал, что вдруг ТРН будет интересоваться депозитами? РТН будет проверять ровно то, что будет прописано в Постановлениях Правительства. Кто-то из видел? Нет ! Так в чём дело?