Россия построит железную дорогу за $31 млрд, чтобы «прорубить окно» на китайский рынок и увеличить вывоз сырья
Российские власти готовятся выделить 31 миллиард долларов на крупнейший со времен БАМа железнодорожный проект, чтобы «прорубить окно» на китайский рынок и увеличить вывоз сырья, оказавшегося под западным эмбарго.
Три новых погранпункта на границе с КНР, 369 км путей внутри России и еще 3000 км на территории Китая, Казахстана и Монголии планирует построить Минтранс к 2030 году, сообщают «Ведомости» со ссылкой на презентацию министерства и источник в ведомстве.
Проект ляжет в основу новой модели развития страны в новых геополитических условиях, который в сентябре должен лечь на стол президенту Владимиру Путину.
Его ключевая часть — это транспортный коридор Россия — Монголия — Китай, в рамках которого с КНР планируется связать Транссибирскую магистраль. Также запланирована 226-километровая железная дорога от станции Зуунбаян Улан-Баторской железной дороги до границы с Китаем. Кроме того, в Забайкальском крае планируется построить второй железнодорожный пограничный переход в Китай, а в Амурской области — вернуть в эксплуатацию погранпереход Джалинда — Мохэ, работа которого была приостановлена в начале 2000-х гг. в связи с низким грузопотоком. Возобновление его работы позволит сократить расстояние для перевозки грузов между Россией и Китаем на тысячу километров, подсчитали в Минтрансе.
За китайский рынок, как за последнюю соломинку, пытаются уцепиться российские металлурги, потерявшие до трети продаж на внешних рынках и строящие планы переориентировать на восток до 4 млн тонн продукции в год. Некуда девать металл и золотодобытчикам, которые сначала лишились «доверенного» статуса на крупнейшем в мире лондонском рынке, а затем попали под прямое эмбарго западных стран.
На «апокалипсис» жалуются топ-менеджеры деревообрабатывающих предприятий: на складах скопилось 2 миллииона тонн фанеры, продать которую в ЕС больше невозможно.
Все они ищут покупателей в Китае. Но даже если такие найдутся, вывезти товар де-факто невозможно: существующей железнодорожной инфраструктуры недостаточно для «разворота на Восток», констатировал в начале июля полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
Так называемый Восточный полигон РЖД, ориентированный главным образом на вывоз в Китай якутского угля, не справляется с нагрузкой: потребность в перевозках, по словам Трутнева, достигла 258 млн тонн, а реально перевести можно только 100 млн. «Вся продукция, которая выпускается в России экспортноориентированными предприятиями, повернулась на Дальний Восток в те страны, с которыми мы продолжаем экономическое сотрудничество», — заявил Трутнев, добавив, что ущерб от отсутствия инфраструктуры оценивается в 1,5 трлн рублей в год.
Начните обсуждение первым!