Сергей Сокол: «Деньги есть, дорог нет»: в Иркутской области к середине года на дорожное хозяйство потратили лишь четверть запланированного
В Иркутской области в этом году на ремонт и строительство дорог запланировали потратить 13 млрд рублей. Однако по итогам двух первых кварталов 2019 года на эти цели израсходовали лишь 3,3 млрд рублей, то есть четверть от заложенной суммы. При этом по программе развития административного центра – Иркутска – исполнение составляет 0%. Об этом 16 октября на совещании сообщил председатель Заксобрания Иркутской области Сергей Сокол.
Как отметил спикер, проблемы дорожного строительства регулярно стоят в повестке дня. От жителей постоянно приходится слышать, что ремонт дорог некачественный, что он проводится в небольших объёмах и так далее. При этом деньги на эти цели в последние годы выделяются достаточные, в том числе из федерального бюджета.
– Хорошие дороги должны быть везде, в том числе в сельской местности, на дачах, где люди зачастую живут постоянно. Должна быть возможность вызвать «скорую», отправить ребёнка на учёбу в школьном автобусе, а не так, чтобы он шёл через лес куда-то, – говорит Сергей Сокол. – Попутно возникает и вопрос с маршрутками. Часто люди до своих дач добираются при дополнительной плате водителю, который везёт их ещё 8 километров, скажем, после конечной остановки.
О том, что деньги на дороги есть, свидетельствует отчёт КСП Иркутской области. С учётом сентябрьской корректировки бюджета региона финансирование Дорожного фонда области составляет 13 млрд 827 млн рублей. Как сообщила заместитель председателя Контрольно-счётной палаты Иркутской области Юлия Махтина, из общей суммы 1,5 млн рублей предназначены на обслуживание долговых обязательств, 300 млн рублей – деньги на бюджетные кредиты муниципальным образованиям. К 1 июля их выделили восьми муниципалитетам, общая сумма составила 247,9 млн рублей. Ассигнования непосредственно на дорожную деятельность занимают примерно 13,5 млрд рублей.
Около 90% из этих денег предусмотрено на выполнение государственной программы в сфере строительства и дорожного хозяйства. Это, в первую очередь, проект «Безопасные и качественные дороги». В майской редакции бюджета на него было заложено 7,8 млрд рублей, из которых 3,2 млрд рублей – средства федерального бюджета. Региональные дороги включены в подпрограмму «Дорожное хозяйство». По ней перечень дорог сократился, общая протяжённость составляет 11,8 тысяч км. На их содержание предусмотрено 2,5 млрд рублей, ремонт – 2 млрд рублей, 1,4 млрд – капитальный ремонт, 3 млрд – новое строительство и реконструкция.
– При проведении наших контрольных и экспертных мероприятий мы всегда отмечаем проблему, что бюджетные ассигнования, предусмотренные в рамках Дорожного фонда, не покрывают утверждённые нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, – сказала Юлия Махтина, добавив, что чтобы выдержать нормативы необходимо около 60 млрд рублей.
По этой же программе предусматриваются и ассигнования местным бюджетам, в этом году сумма составляет 1,2 млрд рублей. В первом полугодии Минстрой распределил их 23 муниципалитетам, соглашения подписаны на всю сумму. При этом кассовые расходы на 1 июля составили только 136 млн рублей из общей суммы.
Что касается Иркутска, то в 2019 году по подпрограмме развития административного центра региона он должен получить 1 млрд 109 млн рублей, из них 939 млн рублей – средства федерального бюджета. Деньги должны были быть направлены на 31 локальный ремонт, а также на три больших объекта. Это реконструкция улицы Баумана – 66,7 млн рублей и улицы Джамбула – 355 млн рублей, капитальный ремонт улицы Култукская – 72 млн рублей. Постановлением правительства Иркутской области от 19 июня межбюджетные трансферты были Иркутску предоставлены в полном объёме, но, по данным на 1 июля, кассовых расходов не осуществлялось.
Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции из общей суммы Дорожного фонда забирает на себя 762 млн рублей. Основанная часть денег в этом году запланирована на строительство дороги Тайшет-Шиткино-Шелаево. Девять муниципалитетов должны были получит субсидии по этой госпрограмме, но кассовые расходы по ней составляют 0,8% от принятых бюджетных обязательств.
Ещё 62,7 млн рублей предусмотрено по программе «Безопасный город», кассовые расходы составили 1,4 млн рублей. На программу «Доступное жильё» уходит 229,4 млн рублей. По состоянию на 1 июля 2019 года объём незаключённых соглашений с муниципалитетами составил 80 млн рублей.
– Что касается самих объектов капитального строительства, то всего было предусмотрено 12 автомобильных дорог, по которым были запланированы реконструкция или строительство. Мы отмечаем, что по строительству обхода Иркутск-Ново-Разводная не было экспертизы, поэтому деньги на 1 июля так и не были расторгованы. По реконструкции дороги Иркутск-Оса-Усть-Уда в Осинском районе – этот объект, по данным на 1 июля, тоже не выставлялся на торги. По дороге Баяндай-Еланцы-Хужир на участке 124-153 км в Ольхонском районе проект находился в разработки. Реконструкцию причала в Сахюрте планировалось перенести на 2020 год, несмотря на то, что деньги полгода простояли в программе, – рассказала зампред КСП Иркутской области.
Среди дорог, на которых в этом году должны были начаться капитальные ремонты, по трём проекты к середине года так и не получили экспертизы – это дорога Братск-Усть-Илимск в Усть-Илимском районе, Хребтовая-Рудногорское в Нижнеилимском районе, Олха-Большой Луг в Шелеховском районе.
– По цифрам всё понятно. Почему тогда нет дорог? Или нет подрядчиков, или нет строителей? Мы все знаем указ президента России, который обещал нам безопасные и качественные дороги к 2024 году. По нему надо увеличить в два раз и дорожную сеть с асфальтовым покрытиям. Получается, мы целевые показатели не выполняем, – сказала вице-спикер ЗС Иркутской области Ольга Носенко.
Кроме того, стоит вопрос о своевременном доведении денег до муниципалитетов и подрядчиков. Обычно это происходит в сентябре, ремонты тоже начинаются поздно – это уже ушло в городской фольклор, у жителей сформировалась полушуточная примета «дороги начали делать, значит, скоро зима», заметил председатель Заксобрания Иркутской области.
К слову, к участию в совещании были приглашены и представители правительства, но встречу они проигнорировали. Сергей Сокол отметил, что исполнительную власть по вопросу дорожного строительства призовут к ответу на одной из предстоящих сессий Заксобрания.
Начните обсуждение первым!