Программа замены лифтов под угрозой – число контрактов упало на 72%
«Считаю, что Совету Федерации необходимо подключиться к решению данного вопроса, так как это затрагивает интересы многих регионов России», - заявил Сергей Лукин, добавив, что многочисленные обсуждения на различных площадках к результату пока не привели.
Парламентарий напомнил, что замена всех лифтов старше 25 лет в нашей стране должна быть выполнена к 2025 году – согласно техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов».
«К этому времени в РФ необходимо заменить около 123 тысяч лифтов, у которых истек срок эксплуатации. Пока удавалось менять порядка 16 тысяч в год. При этом ежегодно устаревает еще 10 тысяч лифтов», - уточнил Сергей Лукин.
По его словам, в 2022 году в целом по стране была запланировано заменить 20 тысяч лифтов, однако эти планы оказались под угрозой срыва. Согласно официальным данным с электронных площадок, за первый квартал 2022 года проведены аукционы на замену 1699 лифтов в 34 субъектах федерации, что на 72% меньше, чем в первом квартале 2021 года.
Экспертное сообщество едино во мнении: такое снижение показателей стало результатом резкого удорожания лифтов. Так, во второй половине 2021 года цены на лифты увеличились до 20%, а в текущем году – еще на 30%, продемонстрировав в итоге рост стоимости порядка 50%.
Замена лифтового оборудования в рамках капитального ремонта является самым дорогим видом работ, при этом непосредственно влияющим на безопасность граждан. Нельзя забывать, что лифты относятся к категории потенциально опасного транспорта, только за минувший год в авариях при их использовании в стране пострадало более пятидесяти человек.
Сенатор проинформировал, что в качестве меры поддержки в 2021 году был опробован способ замены лифтов через механизм факторинга – рассрочки, проценты за которую вносились за счет господдержки. Более 1,3 млрд рублей в масштабах страны было направлено на погашение процентов по факторингу или другим видам кредитования, а также на оплату части соответствующих расходов из бюджетов субъектов.
Предполагалось, что механизм факторинга станет основным способом финансирования замены лифтов. Однако в сегодняшних экономических условиях банки не готовы работать по этой схеме. В то же время, по мнению парламентария, справиться с данной проблемой за счет взносов населения на капитальный ремонт не представляется возможным.
Также Сергей Лукин указал на еще один серьезный вопрос в лифтовой отрасли, требующий решения.
«В настоящее время в Российской Федерации складывается тревожная ситуация относительно безопасного использования и эксплуатации лифтов. Ни один орган государственной исполнительной власти, уполномоченный контролировать соблюдение технического регламента «Безопасность лифтов», не наделен правами контроля. Ранее эту функцию выполнял Ростехнадзор и другие ведомства. Соответственно, резко снижены требования по безопасному использованию и эксплуатации лифтов», – обозначил проблему сенатор.
Сергей Лукин внес предложение обратиться в Правительство РФ с целью скорейшей разработки действенных механизмов государственной поддержки по замене лифтов и определения органов и ведомств, наделенных правом контроля за безопасной эксплуатацией лифтов. На площадке Совета Федерации парламентарий считает целесообразным обсудить пути решения указанных проблем в формате парламентских слушаний или «круглого стола».
Отметив важность темы, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала точку зрения сенатора Сергея Лукина и поручила профильному Комитету СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера взять на контроль данный вопрос. Кроме того, спикер добавила, что строительную отрасль беспокоят проблемы насыщения рынка оборудованием и комплектующими – в частности, лифты для высотных домов в России не производятся.
Начните обсуждение первым!