Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Профсообщество взывает к новому министру: наладьте работу по техрегулированию стройки!

31.05.2018
Как сообщает ФБА «Экономика сегодня», по время представления нового министра строительства и ЖКХ Владимира Якушева коллективу Минстроя России 21 мая вице-премьер Виталий Мутко отметил, что одной из причин кадрового решения по смене главы Минстроя России стала «реакция по хвостам».

По словам вице-премьера, некоторые ситуации доводились до точки кипения, прежде чем проблемы начали исправлять. В.Мутко отметил, что в будущем особое внимание стоит уделить вопросам техрегулирования.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Якушев заявил журналистам по итогам презентации результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России 25 мая в рамках Петербургского международного экономического форума, что Минстрой России будет работать в формате максимальной открытости и постоянного диалога: «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства будет работать в формате «открытых дверей». Это будет министерство для людей». Министр подчеркнул, что очень важно наладить диалог с профессиональным сообществом.

И вот профессиональное сообщество в лице Президента Российской и Международной инженерных академий, чл.-корр. РАН Б.В.Гусева направило 29 мая 2018 года министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимиру Якушеву письмо с перечислением важнейших проблем в области технического регулирования и нормирования в строительстве. Б.В.Гусев - известный специалист в области науки и образования в строительстве: он возглавлял ГНЦ «Строительство», является сопредседателем Высшего инженерного совета РФ, лауреатом многочисленных государственных и правительственных премий в области науки и образования по строительному комплексу.

Это письмо с разрешения автора прилагается к статье.

Невозможно не прокомментировать перечисленные в письме многократно обсужденные в профессиональной среде проблемы.

По итогам заседания Госсовета РФ, состоявшегося 17 мая 2016 года, Президент Владимир Путин поручил правительству РФ привести в соответствие с современными требованиями документы технического регулирования в сфере строительства, в том числе принять меры по гармонизации отечественных и международных стандартов с учетом лучших мировых практик. 6 октября 2016 года более 120 экспертов, в том числе, представители Минпромторга России, Минэкономразвития, Минтранса, Минобороны, Росстандарта, Роспотребнадзора, Евразийской экономической комиссии, Департамента строительства г.Москвы, представители Российского союза строителей, Союза архитекторов России, Российской академии архитектуры и строительных наук, МГСУ, Национального объединения строительной индустрии, Союза проектировщиков России, Национальной палаты инженеров и других профессиональных организаций строителей и производителей строительных материалов, представители госкорпораций и госкомпаний, ведущих национальных и транснациональных компаний, научных и общественных организаций, подробно обсудили состояние дел в области технического регулирования в строительстве, существующие проблемы и пути их разрешения.

Большинство из перечисленных в письме Б.В.Гусева проблем подробно обсуждались на конференции, и по ним  были выработаны конкретные предложения: Концепция совершенствования системы технического нормирования и регулирования в строительной отрасли и проект Дорожной карты по ее реализации. И это был результат многомесячной подготовки и обсуждения на различных публичных и профессиональных площадках. Резолюция была оформлена решением не только представительной конференции, но и профильных комитетов РСПП и ТПП РФ, Совета по техрегулированию при Минпромторге России. В ней настоятельно рекомендовалась использовать Концепцию и Дорожную карту в качестве составной части Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года, а также при реализации поручения Президента Российской Федерации по итогам Госсовета. Минпромторг направил решения в министерства и ведомства, в т.ч. в Минстрой России. И что в ответ? Ничего!

 

Работа по техрегулированию отрасли систематически проваливается

При этом за прошедшее время эти проблемы, как вы понимаете, не исчезли, а только усугубились, о чем Агентство новостей «Строительный бизнес» неоднократно писало в своих публикациях.

Стратегия инновационного развития строительной отрасли РФ на период до 2030 года, разрабатываемая Минстроем России с 2014 года, так и не принята, а проблематика по техническому регулированию в ее проект не включена.

Правительственные планы и дорожные карты, содержащие разделы по совершенствованию наилучших доступных технологий (НДТ) по повышению энергоэффективности зданий, строений и сооружений, по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах "жизненного цикла" объекта капитального строительства, находятся в зависшем состоянии.

Практически все заинтересованные министерства, институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, руководители РСПП и ТПП РФ, экспертная комиссия Минпромторга России, крупнейшие госкомпании высказали категорическое неприятиее законодательных инициатив Минстроя России по внесению изменений в федеральный закон от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этот закон на протяжении трех лет с периодичностью раз в полгода возвращается Правительством РФ на доработку. Он противоречит целому ряду российских законов и международным договорам РФ, содержит коррупциогенные факторы, а самое главное, предусматривает полный пересмотр нормативно-технической базы в строительстве. И при этом никаких обоснований этой нормативной революции в строительстве не приводится, также, как и расчетов – во сколько эти новшества обойдутся стране и бизнесу в условиях кризиса.

Эксперты неоднократно отмечали низкое качество актуализируемых сводов правил, дублирование разрабатываемых стандартов друг другу (бетон, цемент и др.). Удивляет, что даже такие актуализированные за государственный счет своды правил устаревают и не включаются в Перечень документов обязательного применения. Проектировщики и строители вынуждены руководствоваться устаревшими версиями документов. В чем причина? Ждем появления анонсированных законопроектом новых строительных норм и правил.

На пространстве ЕАЭС не припомнят таких длительных сроков разработки технических регламентов, как разработка регламента "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий". В течение 8 лет продолжаются эксперименты Минрегиона, Госстроя, Минстроя по его разработке.  В итоге - перенос его принятия на неопределенные сроки в связи с предложениями Минстроя России по внесению концептуальных изменений в Договор о создании ЕАЭС, связанных с полным изменением состава нормативно-технических документов. При наличии доброй воли 5-ти стран – это займет еще 3-4 года.

В результате этих экспериментов в России отсутствует технический регламент для строительных материалов и изделий, устанавливающий обязательные требования для этой продукции. Ассоциации и союзы производителей строительной продукции фиксируют большое количество контрафактной и фальсифицированной продукции на российском рынке, а значит и общее снижение безопасности и надежности зданий и сооружений. Строительный рынок России, в отличие от рынков Беларуси и Казахстана, имеющих такие регламенты, не защищен. По результатам обсуждения на профильных комитетах ТПП РФ с участие представителей десятков ассоциаций (объединений, союзов) Президент ТПП РФ С.Н.Катырин написал в феврале 2018 года в Правительство РФ письмо с инициативой разработки такого регламента.

 

Технический комитет ТК 465 по факту недееспособен, Еврокодов нет

Проблемы организации деятельности технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство», работающего при Минстрое России, обсуждаются в профессиональном сообществе много лет. При этом отмечается его закрытость, субъективность принятия решений, нарушение правил и процедур, конфликт интересов. Только представьте – это единственный ТК, который ни разу не собирался в полном составе для обсуждения планов и принятия решений.

В 2014 году на основании решений Межотраслевого совета РСПП по техрегулированию в строительстве президент РСПП А.Н.Шохин направил предложения по реорганизации системы ТК в строительстве в Минстрой России и Росстандарт. В том же 2014 году впервые в истории российского государства решением Председателя Правительства РФ было предписано «рассмотреть существующую структуру и практику работы технических комитетов в сфере строительства и представить предложения по их оптимизации». При этом отмечалась необходимость принятия «дополнительных меры по обеспечению исключения конфликта интересов и монополизации при проведении процедуры подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве». Эти поручения, впрочем, как и многие другие остались только на бумаге.

Но жизнь берет свое – за прошедшие годы происходит массовый уход из ТК 465 ряда направлений по стандартизации и создание целого ряда новых ТК (строительные материалы и изделия, энергосбережение, технологическое проектирование, «зеленое» строительство, технологии информационного моделирования и т.д.). Это единственный способ организовать работы по стандартизации с участием всех заинтересованных сторон в соответствии с правилами и процедурами стандартизации.

 

Ситуация с введением европейских норм по проектированию (Еврокодов) является очень показательной. За счет средств национальных объединений СРО в области строительства были осуществлены переводы Еврокодов, разработаны национальные приложения к ним. Все эти документы были переданы в Минрегион, Госстрой, Минстрой, но до сих пор не изданы и не введены в действие организационно-распорядительными документами Минстроя России. Многочисленные поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (2010-2016г.г.) не выполнены. При том аналогичные поручения Президентов Республики Беларусь, Республики Казахстан реализованы, способствуя привлечению инвесторов и развитию строительных комплексов указанных стран. В этих государствах никто не допускает мешанины из национальных и европейских стандартов на одни и те же строительные материалы, с различными методами испытаний и их результатами, но с последующим равноправным применением уже в национальных сводах правил по расчету строительных конструкций. Апелляция Ассоциации «Железобетон» на отмену национального стандарта по бетону ГОСТ Р 57345-2016/EN206-2013 этому яркое подтверждение.

В протоколах рабочей группы и комиссии по апелляциям при Росстандарте были отмечены многочисленные противоречия (нарушения) действующего законодательства о техническом регулировании, о стандартизации, об аккредитации, градостроительного законодательства, а также ряда нормативных правовых актов. А самое главное – было отмечено, что применение этого стандарта приводит к снижению безопасности и надежности зданий и сооружений. А ведь такого рода стандартов, идентичных европейским, но имеющих действующие российские аналоги, принято несколько десятков.

Напомним, что за данное направление в Минстрое России отвечает замминистра Хамит Мавлияров.

В письме Б.В.Гусева отмечается, что сфера технического регулирования является ключевой в области обеспечения безопасности, качества и надежности в строительстве, является эффективным инструментом регулирования, способствующим инновационному развитию отрасли.

Отсутствие системных подходов в техническом регулировании в строительстве, игнорирование мнения экспертного сообщества по существующим проблемам и путям их разрешения не позволяет в полной мере использовать потенциал технического регулирования и нормирования во благо российского строительного комплекса. Эта сфера требует новых подходов и решений, использования огромного потенциала профессионального и экспертного сообщества.

 

В целях решения крайне актуальных и требующих немедленного решения проблем в области технического регулирования в строительстве Б.В.Гусев предлагает не только рассмотреть в министерстве предложения экспертного сообщества, но и создать для этого рабочий орган при Минстрое России с участием представителей профессионального экспертного сообщества.

Надеемся, что анонсированный министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ В.В.Якушевым формат «открытых дверей» начнет работать, в том числе, по давно назревшим проблемам технического регулирования в строительстве.

Алексей Шувалин

http://ancb.ru

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика