Право на эффективную работу
23 ноября депутаты областного парламента рассмотрят законодательные инициативы мэра Иркутска Дмитрия Бердникова по налогообложению, управлению неразграниченными земельными участками и тарифам на водоснабжение и водоотведение. Что стало поводом для пересмотра действующих законов? Какие проблемы областного центра это может решить?
Без земли виноватые
Точечная застройка, сомнительные торговые павильоны, гаражные контейнеры — хорошо знакомые иркутянам проблемы. Обыватели зачастую видят в этом недоработку городских властей, что становятся поводом для критики. Но есть одно «но» — такие объекты зачастую находятся на неразграниченной земле, которой администрация Иркутска попросту не вправе распоряжаться, ими ведает министерство имущественных отношений Иркутской области.
— Таких примеров достаточно много. Появляются непонятные ларьки, на дороге стоящие, — рассказал на слушаниях в Думе Иркутска 26 октября депутат Евгений Стекачев. — Самый яркий пример, который у всех перед глазами — проезд к «Союзу». Он перегорожен стоянкой. Начинаем разбираться, выясняем, что у них есть разрешение от минимущества.
В муниципальной собственности земли практически не осталось — она занята социальными объектами, дорогами и скверами. Сложившаяся ситуация угрожает планам администрации по возведению социальных объектов.
— Мы каждый раз вынуждены обращаться в министерство имущественных отношений, просить, объяснять, — рассказывает заместитель мэра председатель комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии Маргарита Ли. — К сожалению, возникают отказы. Из-за этого наши планы по строительству дорог и соцобъектов рушатся.
В 2015-2016 годах министерство представляло земельные участки под жилищное строительство для инвалидов, многодетных семей без необходимой инфраструктуры — нет света, воды, дорог, детсадов и школ. Так разрослись поселки Славный, Боково, Лесной, а администрация вновь получила удар по планам строительства социальных объектов.
— Мы вынуждены перекраивать свои планы. Понимаем, что надо строить туда дороги, инфраструктуру и подстраиваться под то, что произошло, — говорит председатель КУМИ.
Третьи не лишние
Непредсказуемое распределение участков со стороны министерства имущества – не единственная проблема, возникшая после потери городом права распоряжаться неразграниченной землей. В короткие сроки образовалась задолженность по арендным платежам. В 2015 году она составила около 100 миллионов рублей, а в 2016 по прогнозам достигнет 100-120 миллионов.
Взысканием долгов в судебном порядке занимаются региональные власти, но рассмотрение дел затягивается. По словам Маргариты Ли, региональные власти попросту не в состоянии контролировать все подобные процессы.
— Думаю, что это связано с нехваткой кадров, — рассуждает председатель КУМИ. — Потому что заниматься областью, районами, очень тяжело в одном министерстве. Мы просим включить нас в качестве третьего лица во все эти иски по взысканию платежей, но нам отказывают. Говорят, что это не наши полномочия.
Вдобавок, в течение последних двух лет выявлены случаи захвата участков на неразграниченной земле. Никаких мер по их возврату не принимаются — у городской администрации связаны руки, а региональные власти, по словам Маргариты Ли, бездействуют.
Интересно, что когда полномочия были в городе, собираемость арендной платы достигала от 100 до 105%.
Именно поэтому в администрации уверены — передача контроля над городской землей добавит работы администрации Иркутска, но наведет порядок и предотвратит новые ошибки при распределении участков.
Денежная самостоятельность
Грамотное планирование земельных участков под строительство социальных объектов без оглядки на «сюрпризы» минимущества — лишь полдела. Не менее трудная проблема — найти средства на возведение новых детских садов, школ и поликлиник.
Цифры не утешительны. Последние три года разрыв между доходами и расходами лишь увеличивается. По предварительным оценкам, в бюджете на 2017 год доходы снизятся почти на 200 миллионов рублей по сравнению с 2014 годом. При этом расходы растут вместе с городом, социальных объектов требуется все больше. Результат: падение сбалансированности бюджета, рост дефицита и увеличение муниципального долга.
В таких условиях настоящим спасением может стать закрепление за городским бюджетом новых нормативов отчисления от региональных и федеральных налогов. На это и направлена еще одна инициатива Дмитрия Бердникова — внести изменения в областной закон о межбюджетных трансфертах и нормативах по отчислению.
Сегодня Иркутск из 100% налогов на доход физических лиц получает только 26,5%, остальное уходит в областной бюджет. Налог на прибыль и имущество предприятий в город не поступают вообще.
Градоначальник предложил увеличить процент отчислений в бюджеты городских округов до 29,5%, что принесет Иркутску доход около 500 миллионов рублей. Федеральное законодательство такую возможность предоставляет, более того — такая практика давно применяется в других крупных региональных центрах СФО, таких как Красноярск и Новосибирск, где процент отчислений установлен на отметке в 30%.
Второе предложение касается так называемой «упрощенки». К 2018 году все регионы страны должны принять закон о зачислении в муниципальные бюджеты единого социального налога, взимаемого по упрощенной системе. Дмитрий Бердников предложил отдать 25% этого налога на год раньше — с 1 января 2017 года, что даст еще 600 миллионов рублей в городскую казну.
Общественная палата Иркутска и депутаты Думы уже выразили свое одобрение предложениям градоначальника. Председателю Законодательного собрания Сергею Брилке еще в конце октября было направлено письмо с просьбой о рассмотрении инициатив.
— Депутаты этот вопрос внимательно изучают, — комментирует заместитель председателя Законодательного собрания Кузьма Алдаров. — В целом желание мэров улучшить ситуация с бюджетом я поддерживаю, но важно, чтобы эти мероприятия не повлияли на благосостояние муниципальных районов и поселений.
Первые подвижки в решении старых проблем уже есть — жителей Боково на болоте жить не оставят. Иркутянам, получившим непригодные участки (таковых оказалось свыше 90) предоставят новые в Селиванихе и микрорайоне Славный. На болотах, по плану администрации, появится особо охраняемая природная территория.
Кузьма Алдаров, являющийся председателем комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве, уже внес соответствующие поправки в действующий закон «Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области».
— У нас закон не касается отдельно взятых территорий, он лишь создает правовую основу для создания особо охраняемых природных территорий местного значения, — рассказывает депутат. — Какой это вид примет, в каких границах и как будет называться — это все полномочия местной власти. Есть несколько обращений со стороны муниципалитетов о том, что они хотели воссоздать эти территории. Не только в Иркутске, но и в районах области.
Начните обсуждение первым!