Опора строительства — оборонка
Что и где строят российские военные
Вооруженные силы РФ находятся под пристальным вниманием западных средств массовой информации, особенно сейчас, в условиях кризиса и санкций. Строительство космодрома Восточный, освоение Арктического региона, реконструкция военных баз России в ответ на расширение НАТО на Восток вызывают неослабевающий интерес.
Масштабы строительной программы, к реализации которой не так давно приступило Минобороны РФ, не уступают процессу восстановления после Второй мировой войны, пишет Global Construction Review. Географически проекты размещаются на территории от Заполярья до Сирии и от Калининграда вблизи границы с Польшей до Курильских островов на границе с Японией.
В 2016 году к недвижимости, находящейся в ведении Министерства обороны РФ, добавилось 2,5 тыс. зданий общей площадью 2,7 млн кв. м. Наряду с обычными военными объектами, такими как радиолокационные станции, кадетские корпуса и военные базы, проекты включают в себя строительство очистных сооружений, медицинских центров, аэропортов, жилых домов, школ и детских садов, гаваней и полигонов ТБО…
Замминистра обороны Тимур Иванов в интервью «Коммерсанту» отметил, что самый крупный проект включает в себя строительство портовых сооружений для подводных лодок в Новороссийске, а также размещение двух ракетных бригад в Южном военном округе.
Цифры впечатляют
Для выполнения такой мощной и разнообразной программы Российские вооруженные силы формируют сейчас единый военно-строительный комплекс. В рамках этой программы реорганизуются 114 предприятий, 142 филиала и 4 госучреждения, входивших в Спецстрой, а также 7 управлений и 18 госпредприятий. Спецстрой упразднен в соответствии декабрьским указом Президента РФ Владимира Путина, в настоящее время осуществляются ликвидационные процедуры. Процесс реорганизации должен завершиться к июлю этого года.
Строительство взлетно-посадочной полосы аэродрома Приволжский. Центр боевой подготовки и боевого применения ВКС России
Спрос со стороны этого заказчика вполне компенсирует острое падение количества заказов от других госструктур. Как отметил замминистра обороны, строительство — одна из сфер, испытывающих самые большие трудности из-за сокращений бюджета. По его мнению, проблемы вызваны не только сложной финансовой и общеэкономической ситуацией, но резким сокращением заказов со стороны основных государственных структур.
«Отрасль выживает в условиях отсутствия мегапроектов, сравнимых по масштабам с сочинской Олимпиадой, — напоминает Тимур Иванов и констатирует: — В сфере же военного строительства ситуация лучше, потому что Министерство обороны гарантирует стабильное финансирование строительного сектора».
С технической точки зрения широкая строительная кампания в оборонном комплексе во многих регионах Российской Федерации способствует внедрению стандартизированного модульного подхода к таким типовым зданиям, как столовые, общежития, казармы, административные здания. Железобетонные конструкции, которые ранее использовались в таком строительстве, заменены на металлоконструкции.
Космический ракетный комплекс «Ангара». Космодром «Плесецк», Архангельская область
По оценке Минобороны РФ, использование стандартных решений позволяет снизить расходы на проектирование и изыскательские работы на 30% и практически вполовину сокращает время на экспертизу проектной документации и стоимость изыскательских работ.
А как дела за рубежом?
В настоящее время на базе ВМФ РФ в Тартусе (Сирия) ведется капитальное строительство порта. Пункт материально-технического обеспечения ВМФ России в Сирии существует на восточном побережье Средиземного моря с начала 1970-х. В настоящее время идет его реконструкция, после которой там сможет базироваться группировка из 11 кораблей под командованием вице-адмирала. Планируется, что работы по реконструкции базы займут два-три года.
Кроме того, Россия начнет строительство более 100 инфраструктурных объектов военного назначения в Арктике. Более 200 единиц строительной техники и почти 1000 рабочих-строителей будут распределены на базах в шести арктических районах, включая Землю Франца-Иосифа, Новую Землю и остров Врангеля.
В связи с глобальным потеплением, вызвавшим массовое таяние льдов, ожидается значительно оживление торгового пути через Арктику. Использование этого маршрута для доставки товаров и коммуникаций между Китаем и Европой на 40% сократит расходы топлива по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. Однако, согласно отчету Copenhagen Business School, опубликованному в прошлом году, крупнотоннажные грузовые судна смогут проходить этим маршрутом не раньше 2040 года.
Помимо этого в рамках строительной программы Минобороны РФ ведется строительство и реконструкция объектов в Таджикистане, Афганистане, Южной Осетии, Абхазии.
Подготовили Татьяна КАНУННИКОВА, Ольга ЭВОЯН
Фото: spetsstroy.ru
Начните обсуждение первым!