Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Ограничения седьмой подзоны могут затормозить возведение зданий в городе, а также грозят резким приростом числа пострадавших дольщиков

18.05.2021

Новость об установлении границ приаэродромной территории аэропорта (ПАТ) потрясла Иркутск в марте 2021 года. Хотя о приказе Росавиации было известно еще два года назад, все же решение об установлении границ ПАТ застало местные власти врасплох. Бурное обсуждение началось и среди горожан, а также профессиональных сообществ. Ограничения, в частности связанные с седьмой подзоной, поставили под угрозу реализацию многих программ по строительству жилья и соцобъектов. Поскольку в границы приаэродромной зоны попадает более 50% площади областного центра. Обсуждение проблемы вынесли не только на площадку Думы Иркутска и правительства региона, но и Госдумы РФ. Власти и депутаты до сих пор ищут решение того, как избежать строительного коллапса в городе и взрывного роста числа пострадавших дольщиков. Подробнее об этом — в материале ИА IrkutskMedia.

Зоны отчуждения

Требование по установлению приаэродромной территории введено Федеральным законом от 1 июля 2017 года №135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны". Тогда же документ был опубликован в интернете. Кроме того, в июле 2017 года Росавиация в установленном порядке проинформировала операторов аэродромов о вступлении в силу Федерального закона.

Спустя два года приказом Росавиации от 29 мая 2019 года №421-П было принято решение об установлении ПАТ аэродрома Иркутска. Как отметили в Росавиации в ответе на запрос агентства, проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Иркутска ранее был согласован письмом правительства Иркутской области от 11 марта 2019 года.

"Копия решения Росавиации об установлении приаэродромной территории аэродрома Иркутска была направлена в адрес органов местного самоуправления муниципальных образований", — говорится в сообщении.

Однако, как заявили на депутатских слушаниях в Думе Иркутска решение об установлении границ ПАТ было принято в феврале 2019 года, без уведомления депутатов. Документ якобы подписала одна из бывших чиновниц. Однако сейчас отозвать это решение не представляется возможным.

При этом получение санитарно-эпидемиологического заключения при размещении объектов строительства в пределах приаэродромной территории, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости в настоящее время действующим законодательством не предусмотрено, подчеркнули в Управлении Роспотребнадзора по Иркутской области. 

На основании приказа Росавиации №421-П от 29 мая 2019 года были обозначены границы приаэродромной территории (ПАТ) аэродрома Иркутска. Так, ПАТ была разделена на несколько зон:

  • Первая подзона — запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
  • Вторая подзона — запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а тажке объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;
  • Третья подзона — запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным федеральным органом при установлении соответствующей приаэродромной территории;
  • Четвертая подзона — запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
  • Пятая подзона — запрещается размещать опасные производственные объекты, определенные Федеральным законом ”О промышленной безопасности опасных производственных объектов“, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов.
  • Шестая подзона — запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
  • Седьмая подзона — запрещается размещать объекты ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Хотя в шестой подзоне ПАТ будет невозможна реконструкция и эксплуатация полигонов бытовых отходов, все же основные риски касаются именно седьмой подзоны. Из-за строгих ограничений строительство различных объектов будет невозможно в большой части Иркутска, а также наиболее перспективной для развития части Иркутского района. Об основных негативных последствиях установления границ седьмой подзоны ПАТ рассказали в Союзе строителей Иркутской области. Организация отправила главе региона Игорю Кобзеву и первому заместителю губернатора Константину Зайцеву соответствующее письмо (имеется в распоряжении редакции).

Так, по данным Союза строителей региона под угрозой могут оказаться 16 проектов жилищного строительства общей площадью 257,3 тысячи кв. метров. Из-за возможного отказа ввода в эксплуатацию этих объектов может возникнуть резкий прирост социальной напряженности среди вновь появившихся "обманутых дольщиков". В итоге бюджет будет вынужден нести расходы на предоставление жилья взамен выше указанных объектов. На эти цели понадобится более 20 млрд рублей (в текущих ценах первичного рынка жилья) или более 14 млрд рублей (в ценах Минстроя России на второй квартал 2021 года).

Кроме того, будет сорвана реализация нацпроектов по строительству восьми социальных объектов и важного не только для города, но и области Суворовского училища.

"Приказ Росавиации грозит неисполнением обязательств региона по вводу жилья до 2024 года в рамках подпрограммы "Доступное жилье" на 2019-2024 годы на четырех площадках, по которым общий объем ввода жилья к 2024 году должен составить 676,06 тысяч кв. метров. Будет невозможна реализации мероприятий по строительству индивидуального жилья, в том числе на земельных участках, которые ранее предоставлены многодетным семьям и иным социальным группам согласно закону", — подчеркнули в Союзе строителей Иркутской области.

Также будет невозможна регистрация прав граждан на ранее возникшие объекты, в том числе узаконивания результатов долевого строительства жилья, подготовка придомовых земельных участков для реализации мероприятий подпрограммы "Благоприятная среда".

Также специалисты обратили внимание на риски солидарной ответственности правительства Иркутской области как собственника оператора ПАТ. Только в многоквартирном жилом фонде, одномоментно включенном в седьмую подзону приаэродромной территории, проживают более 268 тысяч граждан. Большинство этих граждан, как отмечают в Союзе строителей региона, вправе обратиться с исками к оператору ПАТ о возмещении ущерба, ранее причиненного их здоровью, и ущерба, который будет причинен в дальнейшем.

Кроме указанных исков все эти граждане вполне могут обратиться с исками к оператору ПАТ о возмещении морального вреда в связи с проживанием на территориях, признанных "неблагополучными" оператором ПАТ. Также возможно обращение граждан с исками к собственнику оператора ПАТ с требованиями о предоставлении иного жилья, вне седьмой подзоны. Площадь жилья, которое должно будет предоставлено в этом случае, составит от 5,5 млн кв. метров.

"Есть все основания полагать, что решение Росавиации об утверждении седьмой подзоны ПАТ приведет к фактическому прекращению развития Иркутска и Иркутского района, "коллапсу" строительной отрасли региона, росту протестных настроений среди граждан, предполагавших самостоятельное строительство жилья, в том числе многодетных семей, получивших земельные участки в седьмой подзоне ПАТ. В результате Иркутская область в ближайшее время перейдет в категорию крайне депрессивных территорий, так как прекратится строительство объектов здравоохранения, образования и культуры, следствием чего станет рост темпов оттока населения из региона", — подчеркнули в Союзе строителей Иркутской области.

Еще одним негативным эффектом принятого решения может стать сокращение доходной части регионального и муниципальных бюджетов. Привлечение средств федеральных бюджетов в том числе — в рамках программы "Стимул" также будет невозможно.

Решение, висящее в воздухе 

И хотя Росавация давно предупреждала власти Иркутской области и города о введении границ ПАТ, в марте 2021 года ситуация обрела масштаб катастрофы. На комиссии по вопросам градостроительства, архитектуры и дизайна Думы Иркутска депутат Евгений Савченко напомнил о том, что проблема, которая уже оформилась сейчас, появилась раньше, но никто не предпринял никаких превентивных шагов в этом направлении. Уже после того, как приаэродромную санитарную зону вокруг иркутского аэропорта поставили на кадастр вопрос экстренно начали обсуждать на всех уровнях власти.

"Если раньше мы думали о том, что нужно аэропорт переносить, то теперь пора задуматься о переносе города. Чем чаще мы об этом будем говорить, что под угрозой стоит реализация нацпроектов, тем быстрее нас услышат. <...> Ситуация тяжелая, конкретного выхода мы не видим. Если исправить положение не удастся, развитие областного центра попадет под вопрос. Как выяснилось, прошлая администрация об этом знала, но не приняла конкретных решений. Помимо обращения к губернатору обратимся и к коллегам в Госдуме РФ из межфракционной группы Байкал", чтобы ускорить процесс формирования поправок в федеральный закон №135-ФЗ от 1 июля 2017 года, что технически позволит разрешить сложившуюся ситуацию", — подчеркнул Евгений Стекачев

Градоначальник Руслан Болотов также поддержал позицию спикера Думы. Народные избранники пришли к мнению, что необходимо поставить вопрос по исключению седьмой подзоны приаэродромной территории из кадастра, а также пересмотреть границы ПАТ.

Проблему седьмой подзоны также обсудили глава Росавиации Александр Нерадько и глава Приангарья Игорь Кобзев. По итогам совещания для оптимизации границ приаэродромной территории аэропорта Иркутска было принято решение сформировать рабочую группу на базе правительства региона. В формировании границ будут принимать участие специалисты Роспотребнадзора, Росавиации, правительства Иркутской области, администрации населенных пунктов и аэропорта.

Между тем аэропорт Иркутска уже провел конкурс на корректировку проекта приаэродромной территории, в том числе седьмой подзоны. Тендер выиграла компания "Ижица". Организация предложила меньшую цену за исполнение контракта 1,19 млн рублей. Внести изменения в проект планируется за четыре месяца. Однако здесь существуют некоторые риски, заметил депутат Евгений Савченко. "Ижица", по его словам, уже разрабатывала этот проект и вряд ли сможет внести значительные правки.

"Учитывая мнение аэропорта, который поверхностно относится к этой зоне и этому вопросу, непонятно, что будет. Работа тех же самих корректировщиков существенно не улучшит ситуацию. Прошло два месяца и за этот промежуток "Ижица" могла показать предварительные расчеты, но мы, к сожалению, этого не видим. Поскольку правительство Иркутской области является акционером аэропорта Иркутска, то считаю, что необходимо поставить на контроль подготовку документации", — подчеркнул народный избранник.

Депутаты Иркутска обратились к своим коллегам из Госдумы РФ с предложением ускорить процесс формирования поправок в федеральный закон №135-ФЗ, а также к губернатору Иркутской области с просьбой взять под контроль внесение изменений в границы седьмой подзоны. Кроме того, народные избранники попросили власти региона поддержать инициативу о переносе сроков действия №135-ФЗ, ограничиваещего строительство объектов в нескольких округах Иркутска, с 1 января 2021 года на 1 января 2025 года.

Проблема не только в Иркутске 

При этом не только Иркутск столкнулся ограничениями приаэродромной зоны. Такая же проблема существует и в других крупных городах РФ. В связи с этим в Государственной Думе РФ сейчас обсуждаются поправки в №135-ФЗ, которые должны смягчить нормативы, определенные для седьмой подзоны по уровню шумового и электромагнитного воздействий, концентрации загрязняющих веществ в воздухе. Кроме того, поправки в единую методику установления границ приаэродромных территорий для населенных пунктов всей страны готовит Роспотребнадзор. Документ должен быть готов к 1 июня.

"С учетом сложившейся ситуации в Иркутской области и в других регионах замедление решения острого вопроса по срокам недопустимо. С одной стороны, данный законопроект касается комплексного совершенствования регулирования приаэродромных территорий с учетом ряда поручений правительства. С другой стороны, конкретная проблема установления седьмой подзоны приаэродромной территории в Иркутске и других крупных городах — более частный и одновременно самый острый вопрос, касающийся во многом и подзаконных актов. В том числе он непосредственно затрагивает права граждан и реализацию в регионах нацпроектов", — сказал председатель МРГ "Байкал" Сергей Тен. 

В свою очередь в Союзе строителей Иркутской области также предложили выходы из сложившейся ситуации. Это оперативное изменение федерального законодательства и включение правовых механизмов "переходного периода" для корректировки планов развития субъектов РФ; взаимовыгодное сотрудничество правительства Иркутской области, местных органов власти, граждан, субъектов предпринимательства в процессе корректировки решения Росавиации об установлении седьмой подзоны в границах приаэродромной территории аэродрома Иркутска, а также возобновление активных действий правительства региона по выносу аэропорта Иркутска за пределы города.

Кроме того, организация попросила губернатора и его заместителя обратиться к совету директоров Иркутского аэропорта с предложением о заключении трехстороннего соглашения для проработки решения о границах подзон ПАТ аэропорта Иркутска.

Во избежание дополнительного расходования бюджетных средств, с привлечением независимых экспертных организаций, Союз строителей Иркутской области предложил провести обследование аэродрома и приаэродромной территории (в радиусе 30 км от контрольной точки аэродрома) для определения и классификации расположенных в ее границах объектов недвижимости и осуществляющейся в ней деятельности.

Кроме того предложен еще ряд мер: выполнить анализ всех объектов на соответствие требованиям, предъявляемым к безопасной эксплуатации аэродромов гражданской и государственной авиации; определить границы семи подзон на приаэродромной территории аэродрома согласно №135-ФЗ; подготовить "Проект установления санитарного разрыва аэродрома" и обеспечить техническое сопровождение принятия соответствующего решения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти об утверждении подзон и границ приаэродромнои территории аэродрома и внесения сведений о них (ограничений в использовании) в Правила землепользования и застройки и в Генплан Иркутска.

Добавим, что тема строительства жилья в Иркутске и пригороде является одной из самых острых. За лакомые куски земли в областном центре постоянно борются крупные застройщики и другие интересанты. Только строительство Суворовского училища и застройка территории бывшего ИВВАИУ вызвали большой резонанс в судебном поле. Кроме того, в перспективе стоит развитие Чертугеевского залива и иркутско-ангарской агломерации. Однако из-за приказа Росавиации и неподготовленности чиновников в вопросе установления приаэродромной зоны аэропорта Иркутска столицу Приангарья может ждать существенная стагнация в развитии. Помимо, этого трудности могут возникнуть не только в строительстве, но и смежных отраслях экономике. А учитывая, что в столице Приангарья расположены два аэродрома, решать вопрос нужно как можно быстрее. Причем во взаимодействии с федерацией. Иначе бомба замедленного действия все-таки сможет взорваться.

https://irkutskmedia.ru

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика