Общественники и эксперты обсудили плюсы и минусы строительства дороги на Ольхоне
Экологические проблемы в Иркутской области всегда стоят особенного остро из-за близости национального достояния — озера Байкал. Имея байкальскую природоохранную территорию, порой годами приходится проходить экологические экспертизы для строительства столь необходимых объектов инфраструктуры. Так получилось и с дорогой на острове Ольхон. Капитальный ремонт и реконструкция началась в начале этого лета. Несмотря на просьбы жителей о скорейшем открытии дороги нашлись и те, кто высказывает противоположное мнение, ссылаясь на недоработки проекта. Делегация в составе главы "Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области", мэра Ольхонского района, советника губернатора, курирующего НОЦ "Байкал" и члена общественного совета партпроекта "Чистая страна", замдиректора по научной работе нацпарка "Заповедное Прибайкалье" и руководителя общественного движения "За чистый Байкал", выехали на место, чтобы разъяснить особенности проводимых работ на острове, пишет ИА IrkutskMedia.
Еще в 2017 году житель поселка Хужир Виктор Власов задал во время прямой линии с президентом Российской Федерации вопрос относительно строительства новой дороги:
Здравствуйте, Владимир Владимирович. Я задаю вопрос, который отражает все чаяния жителей острова. Дорога от парома до Хужира отвратительная. Считайте, что ее вовсе нет. Народу ездит много, каждый выбирает себе, что помягче, машины съезжают, топчут всю растительность. После этого трава не растет десятками лет, а этой дорогой никто не занимается. Много лет, уже 10-15, отсыпки не было", — пожаловался тогда обеспокоенный житель.
Спустя несколько лет местные власти в том числе и региональная дирекция по строительству дорог начали прорабатывать этот вопрос и готовить проектную документацию для решения проблемы. Но, к сожалению, они столкнулись с противниками этого проекта. В частности, по словам некоторых общественников работы, которые проводятся на объекте, не соответствуют проектной документации. В соцсетях поступали высказывания, что высота горы, которая была "срезана" для прокладки трассы, выше, чем предполагалось. Не обустроены специальные площадки для размещения инертных материалов и строительной техники.
Соответствуют ли работы требованиям природоохранного законодательства мы и решили выяснить. Вместе с общественниками из экодружины мы отправились на самый крупный остров озера Байкал — Ольхон.
Путь до места реконструкции участка дороги и правда вся в ямах. И доехать относительно спокойно можно лишь на самом популярном транспорте на острове — "буханке".
По словам главы "Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" Юлии Гординой, перед началом строительства дороги протяженностью 5,5 км им пришлось пройти все согласования с Минприроды РФ в течение одного года.
"На этом объекте очень строго соблюдаются все требования законодательства. Проектом предусмотрена карта размещения эндемических растений, а также флоры и фауны. Каждую неделю на остров приезжают сотрудники научного центра национального парка, природоохранная прокуратура, которые проверяют исполнения всех требований. Все растения огорожены специальными столбиками. Полоса отвода тоже определена специальными сигнальными метками. Никто не заходит за полосу отвода. Все работы производятся в точности с соблюдением проектных мерок и нормативов", — рассказала Юлия Гордина.
Также она опровергла слухи о добычи материала и его вывозе с острова. Весь материал берется в полосе отвода, которая находится в зоне промышленного назначения. Его строители перемещают по профилю автомобильной дороги с повышенных мест на пониженные для того, чтобы достичь определенных отметок в соответствии с ГОСТами, а также добиться необходимого обзора и видимости для автомобилистов. Этоо дно из основных требований безопасности.
К словам руководителя дирекции автодорог присоединилась и заместитель директора по научной работе "Заповедного Прибайкалья" Светлана Бабина. Она рассказала, что в рамках проектирования специалистами была заказана работа "Заповедному Прибайкалью" по обследованию прилегающей территории к дорожному полотну на предмет природоохранной ценности. Еще в 2018 году были определены участки, где есть возможность нарушения популяции редких видов.
"Мы выезжали на места с целью контроля соблюдения рекомендаций. Наши специалисты выезжают, берут навигаторы и координаты поворотных точек, где были определены места нахождения редких видов. После этого они смотрят нарушен ли там почвенный покров, коснулись ли ремонтные работы этой популяции или нет. Сейчас мы удостоверились, что работами почва не затронута, поэтому место обитания редких видов в ходе ремонтных работ нарушено не было. Подрядчики сделали огораживание микропопуляций редких видов", — прокомментировала ход работ Светлана Бабина.
Специалисты отметили, что вред от формирования асфальтового покрытия будет в разы меньше, чем от проезда автомобилистами по параллельным дорогам в степях. На тех участках восстановление флоры будет происходит не один год. К тому же, проезжая по не предназначенным для этого участках, автомобилисты уничтожают в том числе и краснокнижные растения.
"Я считаю, что это дорога долгожданная и многострадальная. Она однозначно нужна в первую очередь для местных жителей, для детей, для коммунальной техники и жителей, которые часто ездят в районный центр. Само строительство дороги это и есть одно из важнейших природоохранных мероприятий. Вы видите альтернативные дороги по сторонам от основной — они нарушают почву и флору степей. Проектно-сметная документация прошла государственную и экологическую экспертизы и находится на контроле у многих. Требования по строительству настолько жесткие, что особо желающих на проведения работ не было", — ответил мэр Ольхонского района Андрей Тыхеев.
Как рассказали специалисты, сейчас уже согласована площадка для стоянки строительной техники и складирования инертных материалов. Сейчас подрядчики ведут формирование земельного полотна. Необходимые инертные материалы берут в полосе отвода, разрешенной проектной документацией. В дальнейшем потребуется доставка из-за границ Нацпарка, минимум за 100 км от места проведения работ.
"Проектом предусмотрено много экологических ограничений. Можно использовать только те материалы, которые не наносят вреда окружающей среде. Для того, чтобы дождевая или талая вода с дороги, которая может содержать автомобильные жидкости, не попадала на землю и в озеро Байкал, на всем протяжении трассы построят специальную систему отвода в закрытые емкости. На этом участке предусмотрено семь таких емкостей. Их уже приобрели и доставляют к месту проведения работ. Собранную воду будут вывозить в ближайший населенный пункт, где есть очистные сооружения. Этот проект в итоге должен сформировать новый экологический стандарт любой хозяйственной деятельности в Прибайкальской территории", — пояснил советник губернатора, курирующий НОЦ "Байкал"
Андрей Иванов.
Проектом предусмотрены работы на четырех участках. Первый — это 29 км реконструкции дороги (спрямление продольных профилей и улучшение видимости автомобильной дороги), на втором участке будет проводиться капитальный ремонт 5,5 км, на третьем предусмотрен капитальный ремонт дороги в самом Хужире и четвертый завершающий этап работ предполагает капремонт дороги от поселка Хужир до деревни Харанцы.
Начните обсуждение первым!