Объезд тоже за деньги: систему «Платон» предлагают внедрить и на региональных трассах
Введение платы за проезд большегрузов по региональным трассам приведет к росту тарифов перевозчиков до 3% на коротких маршрутах, подсчитал «Авто-ПЭК». В масштабах бизнеса грузоперевозчиков это значительное подорожание, которое с наибольшей вероятностью будет отражено в тарифах.
А наделение регионов правом самостоятельно вводить плату и устанавливать тарифы чревато усилением влияния человеческого фактора и, как следствие, коррупции.
Ввести плату за проезд по региональным дорогам предложил глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин на заседании президиума Госсовета. Обоснование — большегрузы выбирают маршруты по региональным трассам, чтобы избежать платы за использование федеральных дорог.
Рост издержек транспортных компаний отразится в тарифах на перевозку. Удорожание доставки по конкретным направлениям будет зависеть от протяженности маршрута, доли пробега по региональным трассам и ставок оплаты.
Подорожают прежде всего короткие маршруты
Короткие маршруты (до 500 км) фура может проходить частично или полностью по региональным дорогам. Сейчас проезд по ним бесплатный. Если регионы введут для грузовиков плату за проезд, стоимость перевозки увеличится. Рост будет заметнее на маршрутах, где больше доля региональных дорог. Или в регионах, где установят более высокий тариф.
Например, из Новосибирска в Кемерово большегрузы двигаются по региональной трассе 50К-19р (32Р-67) 260 км. Если средний тариф платы установят на уровне действующего федерального — 2,34 руб. за 1 км пробега, удорожание составит около 610 руб. При стоимости перевозки в диапазоне от 20 тыс. руб. до 35 тыс. руб. на оплату тарифа регионального «Платона» придется от 1,7% до 3%.
Стоимость магистральных перевозок на дальние расстояния (от 500 км и выше) вырастет менее значительно. Доля пробега по региональным дорогам в таких маршрутах невелика. Например, расстояние на маршруте Москва – Владивосток около 9,2 тыс. км. Из них менее 0,5% или 450 км — по региональным трассам. Все остальное по федеральным.
Перевозка полной фуры по этому маршруту стоит в среднем 480-550 тыс. руб. При тарифе 2.34 руб. за 1 км пробега удорожание на маршруте Москва – Владивосток составит в среднем 1,1 тыс. руб. Это около 0,2% от стоимости перевозки.
Как используют региональные дороги
Протяженность федеральных дорог в России почти в 10 раз меньше, чем региональных: 57,2 тыс. км и 508,2 тыс. км соответственно. Но, по данным «Авто-ПЭК», в среднем на региональные трассы приходится 10% пробега большегруза.
Перевозчики чаще всего используют региональные трассы при съезде с федеральной дороги для доставки в конечную точку. Второй вариант — если между конечными точками маршрута проходит только региональная трасса.
«Поэтому аргумент о том, что перевозчики съезжают с федеральных трасс на региональные, чтобы не платить в “Платон”, некорректен. Региональные трассы — не дублеры федеральных», — отмечает Дмитрий Иевлев, генеральный директор ПЭК.
Введение платы за проезд по региональным трассам может иметь и другие негативные последствия для бизнеса. Так, например, один из вариантов, которые обсуждаются — дать регионам право вводить плату и устанавливать тарифы в системах-аналогах «Платона» самостоятельно.
«В результате мы получим в каждом регионе систему с собственным интерфейсом, способами оплаты и тарифами. Это неудобно для перевозчиков, может усилить коррупцию и в целом влияние человеческого фактора на собираемость в системе», — подчеркивает Дмитрий Иевлев.
Плата за проезд транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по федеральным трассам введена с ноября 2015 года. Всего система «Платон» собрала в федеральный Дорожный фонд 163,8 млрд руб. В том числе в 2021 году — 36,8 млрд руб. Деньги направляются на ремонт и строительство дорог и дорожной инфраструктуры.
На трассе дороги стали лучше, на порядок! Да именно на ПОРЯДОК ! Раньше по трассам ездить опасно было, можно было убить подвеску, убить себя, убить окружающих, потому что, мог закончится асфальт, пойти огромные ямы и т.д. Сейчас из того что я вижу, отсыпают подушку, кладут асфальт, делают освещение, много чего полезного делают. Не стоит пытаться увидеть плохое в чем то хорошем.
Скорее бы уже Платон для легковых ввели и пешеходовСразу заживем как белые люди
Если задуматься, то тариф с начала действия системы „Платон“ увеличился более чем на 50%
Официальные данные говорят о том, что «Платон» за пять лет заработал 130 млрд, получается, ежегодно система зарабатывает около 25 млрд рублей. 12-тонная фура может проезжать в месяц в среднем 20 тыс. километров, это 44 тыс. рублей по тарифу «Платона» ежемесячно и свыше 500–600 тыс. в год.«Таким образом, чтобы достичь показателя в 25 млрд рублей, нужно всего около 45 тыс. грузовых автомобилей. А их в системе 1,4 млн! Как говорится, „где деньги, Зин?“.
Сейчас только 30% перевозчиков платят по тарифам, а 70% уходят от них разными способами.Не берут с собой бортовые устройства, пользуются другими хитростями на дороге — ставят глушилки, завешивают тряпками госномера, чтобы их не считали автомобили контроля, заранее узнают, где и когда стоят эти автомобили, чтобы объехать их.
«Платон» привел к перераспределению заказов в пользу крупных транспортных фирм. Чувствуют себя сейчас хорошо лишь те компании и предприниматели, которые выигрывают тендеры.
За пять лет с дальнобойщиков через «Платон» было собрано почти 130 млрд рублей, включая 6,6 млрд рублей штрафов.
Если учесть, что всего в России около 1,5 млн грузовых машин массой свыше 12 тонн (это данные Росавтодора), а система «Платон» насчитывает в общей массе более 330 тыс. большегрузов иностранных перевозчиков, то получается, что около полумиллиона грузовиков по-прежнему находятся на «нелегальном» положении.
Количество всевозможных поборов растет, "Платон" - лишь один из них. Налоговые и прочие проверяющие приходят и тупо требуют б0льших платежей без каких либо осмысленных обоснований.