Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Накроет ли девальвация рубля строительство стадионов к ЧМ-2018 по футболу?

Рубрики:
Накроет ли девальвация рубля строительство стадионов к ЧМ-2018 по футболу? 18.04.2016

серьёзными проблемами для подрядчиков, которые занимаются строительством новых стадионов к Чемпионату Мира по футболу в 2018 году. Вынужденные корректировать сметы в пользу отечественных материалов застройщики не могут заменить все комплектующие, а значит, рискуют построить объекты себе в убыток, говорится в расследовании газеты «КоммерсантЪ».

Распоряжение Правительства РФ о назначении подрядчиков по возведению стадионов было опубликовано на сайте Минспорта России в апреле 2014 года. Документ определил, что строительством в Нижнем Новгороде и Волгограде займётся «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, в Самаре и Саранске – производственно-строительное объединение (ПСО) «Казань» Равиля Зиганшина, в Калининграде и Ростове-на-Дону – Crocus Group Араса и Эмина Агаларовых. Реконструкция арены в Екатеринбурге была передана компании «Синара-девелопмент» Дмитрия Пумпянского. В сентябре того же года был выбран и подрядчик для реконструкции сочинского «Фишта», им стало строительно-монтажное управление (СМУ) «Краснодар», подконтрольное экс-чиновнику краснодарской администрации Юрию Клещенко. Другие входящие в программу ЧМ-2018 объекты – «Открытие Арена», «Лужники» и «Зенит» – построены на частные средства, либо финансируются за счёт местных властей.

Самым дорогостоящим спортивным объектом к ЧМ-2018 станет петербургская «Зенит Арена». Её генподрядчиками выступают находящееся в предбанкротном состоянии АО «Инжтрансстрой» и выполняющее все работы ООО «Инжтрансстрой СПб». Оба предприятия входят в группу «Трансстрой», которую владелец «Базэла» Олег Дерипаска передал своему сокурснику Егору Андрееву. С учётом недавнего решения Смольного о дополнительном выделении 435 миллионов рублей из-за девальвации целкового стоимость всего проекта превысит 38 миллиардов рублей: 35,34 миллиарда будет освоено по основной смете, ещё 2,9 миллиарда выделено подрядчику на устройство входной зоны. Как заявлял ранее куратор проекта, гендиректор «Главстроя» (также входит в «Базэл») Кирилл Поляков, трудности проекта связаны с инфляционным давлением, что усложняет дальнейшее технологическое оснащение сложным инженерным импортным оборудованием. Ещё одна проблема, по его словам, сводится к тому, что генподрядчик по действующему контракту ведёт работы в ценах 2013 – 2014 годов.

Контрольно-счётная палата (КСП) Санкт-Петербурга в конце января заявляла о наличии рисков невыполнения работ в срок. Согласно отчёту ведомства, в 2015 году отдельные виды строительных работ велись со значительным отставанием от плана, подрядчики не освоили 590 миллионов рублей, предусмотренных в бюджете города ассигнований, не заключили контракты с субподрядчиками на сумму около 1,6 миллиарда, а в отдельных помещениях обнаружены дефекты, влияющие на качество отделки, эксплуатационную пригодность и долговечность строительных конструкций. Подрядчики допускали отклонения параметров объекта от проектной документации до внесения в неё изменений, согласованных с Главгосэкспертизой, резюмировала комиссия.

Но претензии КСП – не единственная проблема «Зенита». Один из основных контрактов с генподрядчиком, который должен был завершиться 15 декабря 2015 года, приостановлен до 30 июня 2016 года, объем не сданных по нему работ составляет 3 млрд руб., госзаказчик утверждает, что приостановлены работы на сумму 277 млн руб.

Итоговые сметы остальных стадионов намного скромнее: примерно от 3,5 миллиарда рублей, как, например, смета реконструкции сочинского «Фишта», до 19,12 миллиарда – столько, по данным ФГУП «Спорт-инжиниринг», госзаказчика строительства всех стадионов к ЧМ-2018, полагается на арену в Ростове-на-Дону (см. подробнее карту – ред.). Процесс утверждения стоимости объектов шёл параллельно с согласованием документации со стороны ФАУ «Главгосэкспертиза России». По условию контрактов, заключённых «Спорт-инжинирингом» с генподрядчиками, сметная стоимость меняться не будет, рассказывает источник «Ъ», знакомый с ходом ведения работ.

Совладелец Crocus Group Арас Агаларов называет сложившуюся ситуацию беспрецедентной. По его мнению, войти в утверждённый бюджет – сейчас архисложная задача для любого подрядчика. «Стоимость строительства одного объекта составляет около $200 миллионов, в истории FIFA такого ещё не было. Для сравнения: средняя цена возведения аналогичных объектов в Бразилии, ранее принимавшей Чемпионат Мира по футболу, составляла $400 миллионов, притом, что климатические условия в стране более благоприятные, чем у нас», – объясняет господин Агаларов.

Но есть и другая позиция. Так, по оценкам представителя группы «Интэкс» (строила стадион «Казань Арена» к летней Универсиаде в 2013 году, входит в группу «Сумма» Зиявудина Магомедова), средняя стоимость строительства стадиона, соответствующего требованиям FIFA, обычно складывается из расчёта $5 тысяч на одно зрительское место. Исходя из этой формулы стадионы в Калининграде и Екатеринбурге должны стоить бюджету примерно по $175 миллионов, или 13,5 миллиарда рублей по текущему курсу. Стройки в Ростове-на-Дону, Казани, Саранске, Волгограде и Нижнем Новгороде – по $225 миллионов (около 17,3 миллиарда рублей).

Одна из главных проблем подрядчиков строительства стадионов – резкий рост стоимости на импортные материалы на фоне девальвации рубля. Их доля в общей смете на строительство стадионов по требованиям FIFA может составлять от 5 до 20 процентов. Всё зависит от конфигурации: бетон, арматура, металлоконструкции, то есть всё, что нужно для возведения основных конструкций объекта, закупается в России. Иностранное оборудование используется для технологической и инженерной начинки – освещения футбольного поля, звука, оборудования для видеотрансляций, системы безопасности. При этом импортное технологическое оборудование и материалы в большинстве своём не имеют российских аналогов.

Рост цен на строительном рынке в любом случае скажется на прибыли генподрядчика, которая обычно составляет 5 – 15 процентов от стоимости работ, если стоимость договора зафиксирована и не подразумевает дополнительной компенсации, говорят эксперты. В России опыт возведения крупных инфраструктурных объектов в ущерб подрядчикам уже был. Так одним из главных итогов подготовки к сочинской Олимпиаде 2014 года для строительного рынка стал уход двух крупнейших независимых игроков. Владелец заявившей о ликвидации в марте 2014 года компании «Инжтрансстрой» Ефим Басин связывал финансовые проблемы своего бизнеса с удорожанием двух сочинских объектов: в период строительства биатлонная трасса выросла в цене на 512 миллионов рублей, а расходы на инженерные коммуникации в Имеретинский низменности – на 949 миллионов. «Инжтрансстрой» выступал подрядчиком этих объектов, компании не удалось компенсировать потерянные средства.

В августе того же года заявление о собственном банкротстве подало омское НПО «Мостовик» – подрядчик санно-бобслейной трассы и Большой ледовой арены для хоккея. Анонимные сотрудники компании оценивали убытки от строительства трассы в 2,5 миллиарда рублей. При подаче заявки в существовавшей тогда нормативной базе стоимости работ в Сочи компания рассчитывала на прибыль 3 – 5 процентов. Но и проект пришлось сильно менять, и государство искусственно – нормативно – снизило стоимость работ, а реально стоимость и работ, и материалов сильно выросла. Всё это привело к колоссальным убыткам «Мостовика» и других подрядчиков Сочи.

Впрочем, собеседник «Ъ», знакомый с ходом финансирования стадионов к мировому чемпионату по футболу, сомневается, что сочинская проблема повторится и в этот раз. «Все же здесь речь идёт о принципиально других компаниях, – рассуждает он. – Не думаю, что кто-нибудь из них уйдёт с рынка, даже если понесёт в рамках этого проекта потери».

Заработать на проведении самих футбольных матчей и компенсировать таким образом хотя бы минимальные убытки вряд ли удастся. По словам вице-президента футбольного клуба «Спартак» (домашний стадион этой команды – «Открытие Арена») Наиля Измайлова, аренда площадок для проведения матчей никак не оплачивается: все доходы от реализации билетов, трансляции и спонсоров также направляются в FIFA. Совладелец «Спартака» и вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун стал единственным частным инвестором в проекте строительства стадионов к ЧМ-2018.

http://zanostroy.ru

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика