Над чем продолжит работать переназначенный министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Реформа долевого строительства, разработка стратегий развития стройотрасли и сферы ЖКХ, вопросы ценообразования и качества городской среды – всем этим министру строительства и ЖКХ РФ Владимиру Якушеву пришлось заниматься в составе прежнего Правительства России. Перейдя на должность министра с позиции губернатора, он столкнулся с необходимостью перевода жилищного строительства в стране на принципиально другой механизм расчётов дольщиков с застройщиками, при этом увеличивая объём ввода жилья для выполнения задач нацпроекта «Жильё и городская среда». Не все цели были достигнуты – над ними Якушеву предстоит работать теперь уже в новом Правительстве.
Тяжёлый портфель
Владимир Владимирович возглавил Минстрой России 18 мая 2018 года, сменив на этом посту Михаила Меня. До этого Якушев 13 лет занимал должность губернатора Тюменской области.
Он получил министерский портфель в переломный для строительной отрасли момент, когда она готовилась перейти на систему эскроу-счетов. По словам министра, радостных эмоций по поводу своего назначения он не испытывал, и начало работы на новой должности было «достаточно тяжёлым периодом».
Сложный переход
Изменения в правила долевого строительства в России вступили в силу 1 июля 2019 года. Всех российских девелоперов, привлекающих средства граждан в строительство жилья, обязали работать через механизм эскроу-счетов, когда девелоперы могут получить деньги дольщиков лишь после передачи квартир покупателям.
Объявленная в 2018 году необходимость отказаться от расчётов с дольщиками напрямую шокировала всех застройщиков, для которых деньги дольщиков фактически были бесплатным кредитом. Рынку новостроек предсказывали масштабные банкротства девелоперов, и задачей Минстроя во главе с Якушевым было, с одной стороны, исполнить поручение Президента о создании безопасной схемы отношений между дольщиками и девелоперами, а с другой – не убить отрасль. В итоге пришли к компромиссному решению. Компаниям, которые построили свои жилые проекты до 1 июля 2019 года на 30% и продали в них 10% квартир по ДДУ, разрешили завершать дома и продавать в них квартиры по старым правилам, то есть с расчетами с покупателями напрямую. Отдельные послабления были сделаны застройщикам, реализующим проекты комплексного освоения территорий, и двум крупнейшим девелоперам России – ПИК и ЛСР.
В итоге, по данным госкомпании Дом.РФ, на 1 января 2020 года уже четверть всех российских новостроек продавалась через эскроу-счета. По старым правилам на начало года в стройке находилось 68,4 миллиона квадратных метров.
Одним из нерешённых пока остаётся вопрос о возможности поэтапного раскрытия эскроу-счетов. В мае 2019 года Владимир Якушев обещал вернуться к этому вопросу в 2020-ом.
Непростые планы
Ожидаемые сложности возникли у министра с выполнением планов по показателям ввода жилья в рамках федерального проекта «Жильё и городская среда». Ещё в декабре 2018 года Якушев заявлял о том, что этот нацпроект является самым противоречивым из всех: с одной стороны, отрасль подвергается серьёзному реформированию, а с другой – объёмы строительства должны быть увеличены.
Согласно паспорту нацпроекта, в 2024 году в стране должно быть введено 120 миллионов квадратных метров жилья, для этого показатели ежегодно должны расти. По итогам 2019-го ввод увеличился, приблизившись к цифре в 80 миллионов квадратных метров. Однако плановый показатель в 88 миллионов квадратных метров так и не был достигнут.
Долгожданные стратегии
Владимиру Владимировичу предстоит также продолжить работу над модернизацией сферы ЖКХ. В рамках этой работы предстоит принять стратегию развития сферы до 2035 года, в которой Минстрой сфокусируется на вопросах технического состояния ЖКХ, техрегулировании, управлении жильём, развитии инвестиционного потенциала, городской среде и подготовке кадров. Одновременно готовится стратегия по стройотрасли до 2030 года, в дальнейшем оба документа будут объединены.
Одной из основных проблем сферы ЖКХ, как стало ясно при разработке стратегии развития отрасли, оказалась сильная изношенность коммунальных сетей, что даже заставило министра инициировать разработку отдельной подпрограммы модернизации изношенной коммунальной инфраструктуры («программа 60+», по уровню изношенности объектов, которые могли в нее попасть).
Если говорить о стратегии развития стройотрасли, то она должна охватить все сферы строительства в России, а также рынок стройматериалов и строительной техники. Особое внимание планируется уделить внедрению инноваций в отрасль.
Реформа ценообразования
В составе нового Правительства господину Якушеву предстоит продолжить реформу ценообразования в строительстве, начатую ещё в 2015 году. Работа над реформированием этой сферы началась после того, как Счётная палата обнаружила в ней серьёзные проблемы. В 2016-ом был разработан план по переходу с устаревшего базисно-индексного подхода к ценообразованию, когда цены на стройматериалы и виды работ ежегодно умножаются на рассчитанные на основе прошлых лет индексы, на ресурсный, предполагающий мониторинг актуальных рыночных цен.
Для перехода на новый способ ценообразования была создана Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) с данными производителей и импортеров стройматериалов. Она должна была полноценно заработать с 2019 года.
Однако, как заявил министр, переход на ресурсный метод формирования смет на госстройку должен проходить поэтапно. Одновременно Якушев предложил на переходный период сохранить действующий, базисно-индексный метод. Он посчитал, что повсеместный переход на использование ресурсного метода может произойти не раньше 1 января 2022 года, только после апробирования его на пилотных проектах и отладки работы ФГИС ЦС.
Качество городов
При Владимире Якушеве впервые в истории России был опубликован индекс качества городской среды – министерство представило его в ноябре 2019 года. Для расчёта индекса использовалось более нескольких десятков индикаторов, методика расчёта была разработана Минстроем, компанией Дом.РФ и КБ «Стрелка».
В частности, приняты во внимание такие критерии, как благоустройство, состояние общественного транспорта, безопасность дорог, качество общественных пространств. Итоги оказались не очень обнадёживающими – индекс показал, что лишь 23% российских городов имеют благоприятную среду.
Якушев обещал, что в дальнейшем индекс будет рассчитываться каждую весну. Федеральные власти не исключали также, что города с благоприятной городской средой в будущем смогут рассчитывать на финансовое поощрение.
Начните обсуждение первым!