На Экспертном совете отраслевого комитета Госдумы НОСТРОЙ предложил разграничить обязательные и добровольные требования в строительстве
Технический совет Национального объединения строителей представил свои предложения по реформированию системы технического регулирования. С докладом о необходимых преобразованиях выступил председатель Техсовета Равиль Умеров в ходе заседания Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при комитете Государственной Думы по транспорту и строительству.
***
В основу реформирования системы технического регулирования в строительстве Национальное объединение предлагает разграничить обязательные и добровольные требования в строительстве.
Обязательные требования предлагается установить в нормативных технических документах, утверждаемых в установленном порядке Минстроем России и содержащие требования к надёжности и безопасности зданий и сооружений, применяемые на обязательной основе в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также в перечне обязательных для применения межгосударственных и национальных стандартов в области строительства, утверждаемом Минстроем России по согласованию с Росстандартом.
Добровольных требований будет гораздо больше. Среди них названы своды правил (СП), межгосударственные и национальные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р), стандарты организаций, технические условия (СТО, ТУ), специальные технические условия (СТУ), санитарных правилах и нормах (СанПиН), правилах устройства электроустановок (ПУЭ) и тому подобные нормативно-технические документы. Между прочим, сюда должны войти базовые документы при работе сметчиков, а именно федеральные единичные расценки (ФЕР) и государственные элементные сметные нормы (ГЭСН).
Для реализации такого подхода предлагается создание при Минстрое России двух советов:
1. Научно-технического совета по стандартизации (НТСС), который станет постоянно действующим совещательным органом, принимающим решения о представлении на утверждение нормативных технических документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
В состав НТСС должны войти представители федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные технические документы, касающиеся строительства, а также представители профильных Национальных объединений саморегулируемых организаций.
В функции этого органа войдёт согласование сводов правил (СП) и программы разработки сводов правил, а также согласование перечня обязательных к применению межгосударственных и национальных стандартов в строительстве.
2. Координационный совет по стандартизации (КС НТСС). Он будет разделён на секции по отраслям строительства, состоящего из председателей профильных технических комитетов по стандартизации и представителей профессионального сообщества изыскателей, проектировщиков и строителей.
К основным функциям КС НТСС должны быть отнесены обобщение предложений заинтересованных лиц по программе стандартизации, формирование полного перечня разрабатываемых нормативных технических документов в строительстве на текущий год и его согласование с Минстроем России и Росстандартом, согласование нормативных технических документов в области строительства или в смежной со строительством области перед их утверждением и прочая организационная работа.
Также в докладе Технического совета НОСТРОЙ приводится перечень нормативных актов, в которые предстоит внести изменения для реализации предложенной реформы. Прежде всего это, разумеется, Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и большое количество сопутствующих документов. Кроме этого, предлагается разработать и утвердить постановление Правительства РФ «О системе нормативного регулирования в строительстве.
В целом намеченные НОСТРОЙ контуры системы техрегулирования выглядят достаточно рационально, а сами предложения достойны изучения. Однако возникает вопрос, насколько Минстрой готов в ближайшее время проводить радикальные реформы, с учётом смены команды экс-министра Владимира Якушева на новых управленцев? У которых, к тому же, наверняка, есть и собственное видение системы техрегулирования в строительстве и свои экспертные кадры, готовые выступить с рекомендациями. К тому же, Национальное объединение, к сожалению, не может пока похвастаться собственным успехами в деле разработки системы нормативно-технической документации, поскольку СТО НОСТРОЙ не нашли широкого применения в реальной строительной практике.
Начните обсуждение первым!