На повестке Госдумы – земля, СРО и воля
Наступило лето, и многие законопроекты Государственной Думой были отложены на осень. Какие же из них касаются строительной отрасли?
Профильные законопроекты Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
Законопроект № 674870-7 «О внесении изменения в ст. 201.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части защиты прав участников долевого строительства» внесен на рассмотрение в 1 чтении.
Предлагается устранить нарушающие права отдельных категорий лиц-участников долевого строительства, устанавливающие ограничения в 7 кв. м для нежилых помещений и машиномест, по которым может быть предъявлено требование об их передаче в собственность.
Законопроект № 614320-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в части уточнения сроков пересмотра кадастровой стоимости) внесен на рассмотрение в 1 чтении.
Предлагается внести изменения, исключающие препятствие обращения заинтересованных лиц в комиссию или суд с заявлением о пересмотре неактуальной кадастровой стоимости, если на дату обращения сохраняется возможность применения результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, но не ранее 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление.
Законопроект № 612505-7 «О внесении изменения в ст. 39-8 Земельного кодекса РФ (в части увеличения до пяти лет срока аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства)» внесен на рассмотрение в 1 чтении.
Строителям необходимо гарантировано обеспечить право использования земельного участка для строительства на определенный срок, который, исходя из практики, превышает 3 года, установленный ЗК РФ.
Предлагается наделить органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по определению оптимальных для региона сроков договора аренды земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства.
Законопроект № 883169-7 «О внесении изменения в ст. 39-8 Земельного кодекса РФ (в части уточнения срока договора аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства) внесен на рассмотрение.
Исходя из правоприменительной практики, целесообразно наделить органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по определению оптимальных для региона сроков договора аренды земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства.
Предлагается изменить редакцию в части определения законом субъекта РФ срока аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта.
Законопроект № 970002-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав ДФО, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в части установления возможности предоставления земельного участка гражданину в собственность досрочно в случае заключения кредитного договора для строительства на земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства» внесен в Госдуму.
Предлагается расширить перечень случаев досрочного предоставления земельных участков в собственность гражданам и установить, что участок может быть предоставлен в собственность гражданину в любое время до истечения пятилетнего срока действия договора безвозмездного пользования участком в случае, если этим гражданином заключен кредитный договор с российской кредитной организацией, предусматривающий предоставление целевых кредитных средств на строительство на таком участке объекта ИЖС, а также передачу испрашиваемого земельного участка в залог кредитной организации после государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок.
Профильные законопроекты Комитета Госдумы по транспорту и строительству
Законопроект № 965887-7 «О внесении изменения в ст. 1 ГрК РФ» внесен в Госдуму.
Сегодня складывается неоднозначная правоприменительная практика, связанная с определением количества надземных этажей в объектах ИЖС, имеющих цокольный этаж.
Предлагается уточнить определение объекта ИЖС, указав, что надземный этаж – это этаж с отметкой пола помещений не ниже планировочной отметки земли.
Законопроект № 934502-7 «О внесении изменений в ст. 55.5-1 ГрК РФ (об обязательной независимой оценке квалификации специалистов в области строительства)» включен в примерную программу на июль 2020 г.
Предлагается вместо требования к повышению квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в 5 лет ввести требование по наличию свидетельства о квалификации, полученного в порядке, предусмотренном ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Законопроект № 944766-7 «О внесении изменений в ст. 51 и 57-3 ГрК РФ (о необходимости получения градостроительного плана земельного участка в случае раздела земельного участка)» включен в примерную программу на июль 2020 г.
Требуется скорреспондировать нормы, содержащиеся в разных статьях ГрК РФ.
Представляется, что во всех иных случаях, кроме долевого строительства, при разделе исходного земельного участка градостроительные планы для образованных земельных участков должны быть обязательны.
Предлагается уточнить, что в случае раздела земельного участка для целей, предусмотренных ст. 13 214-ФЗ, в отношении которого правообладателем получены градостроительный план и разрешение на строительство, получение градостроительных планов образованных земельных участков не требуется.
Законопроект № 953560-7 «О внесении изменений в ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в связи с установлением административной ответственности за несоблюдение требований законодательства РФ по ведению государственного адресного реестра» включен в примерную программу на июль 2020 г.
Предлагается внести изменения, предусматривающие введение административной ответственности в отношении уполномоченных органов за неразмещение либо несвоевременное размещение сведений об адресах в реестре или за размещение недостоверных (искаженных) и (или) неполных сведений об адресах в реестре, а также за несвоевременное устранение выявленных оператором федеральной информационной адресной системы несоответствий.
Уточняются полномочия организации, признаваемой управляющей компанией в соответствии с ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», касающихся ведения этой организацией реестра.
Законопроект № 899967-7 «О внесении изменений в ГрК РФ и ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» в целях синхронизации стратегического и территориального планирования» внесен на рассмотрение в 1 чтении.
В ГрК РФ вместо понятия «стратегии (программы) развития отраслей экономики» вводится понятие «отраслевые документы стратегического планирования», а вместо «программ социально-экономического развития субъектов, планов» и «программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований» соответственно «стратегии социально-экономического развития субъектов РФ» и «стратегии социально-экономического развития муниципальных образований».
Предлагается новая редакция ст. 30 и 38 172-ФЗ о том, что документы территориального планирования РФ и субъектов РФ разрабатываются на основании требований 172-ФЗ и ГрК РФ.
Законопроект № 866900-7 «О внесении изменений в ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» и отдельные законодательные акты РФ в целях реализации приоритетных проектов по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» внесен на рассмотрение в 1 чтении.
Документ направлен на определение особенностей при строительстве объектов железнодорожной инфраструктуры до 1 января 2025 г.
Устанавливаются особенности правового регулирования отношений, возникающих при подготовке и утверждении документации по планировке территории, предусмотрев, что она может быть разработана и утверждена при отсутствии приоритетного проекта в документах территориального планирования.
Можно корректировать границы особо охраняемых природных территорий регионального либо местного значения на основании документации по планировке территории объекта инфраструктуры.
Решение суда об изъятии земельных участков в целях строительства приоритетных объектов инфраструктуры подлежит немедленному исполнению.
Сокращаются сроки проведения государственной экологической экспертизы до 45 дней, а также предусматривается возможность направления проектной документации на госэкспертизу одновременно с экологической экспертизой; упрощены процедуры оценки воздействия на окружающую среду.
Предусмотрено право начать строительство приоритетного проекта и выполнять подготовительные работы до получения разрешения на строительство приоритетного объекта инфраструктуры с момента направления проектной документации для проведения госэкспертизы.
Застройщику предоставлено право выделять отдельные этапы строительства, реконструкции, а также получать разрешение на ввод эксплуатацию в отношении указанных этапов.
Законопроект № 909970-7 «О внесении изменений в ГрК РФ (об установлении права кредитной организации отказать в осуществлении перевода со специальных банковских счетов денежных средств компенсационных фондов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) внесен на рассмотрение.
Сегодня на законодательном уровне остается неурегулированным вопрос о контроле кредитной организации за соответствием назначения и размера платежа, указанного в распоряжении о перечислении средств компенсационного фонда, содержанию документов, представленных СРО в качестве основания для составления распоряжения, и установленным требованиям к направлению расходования таких средств.
Нет и правового механизма отказа кредитной организации в выполнении распоряжения СРО о перечислении средств компенсационного фонда в случае непредставления соответствующих документов.
Законопроект восполняет существующий правовой пробел и усиливает банковской контроль за использованием средств компенсационного фонда.
Также предлагается сократить срок, предусмотренный для уведомления органом надзора за СРО кредитных организаций, в которых открыт специальный счет в целях формирования компенсационного фонда, об исключении сведений о СРО из реестра СРО.
Законопроект № 747287-7 «О внесении изменений в ГрК РФ и ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие ГрК РФ (о переходе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей во вновь создаваемые саморегулируемые организации) внесен на рассмотрение в 1 чтении.
Предлагаются изменения, направленные на устранение пробела в законодательстве в части регулирования перехода юридических лиц и индивидуальных предпринимателей во вновь создаваемые саморегулируемые организации на территории субъекта, в котором ранее отсутствовали зарегистрированные саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Законопроект № 663958-7 «О внесении изменений в ФЗ «О введении в действие ГрК РФ» в части установления особенностей размещения средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций, находящихся в кредитных организациях, чьи лицензии были отозваны» внесен на рассмотрение в 1 чтении.
Предлагается дополнить ч. 10 ст. 3.3 Закона единственным исключительным обстоятельством, позволяющим в установленные сроки не размещать на специальном банковском счете в полном объеме средств компенсационного фонда возмещения вреда и (или) компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО в связи с отзывом до 1 ноября 2016 г. у кредитной организации, в которой были размещены такие средства или их часть, лицензии на осуществление банковских операций.
Законопроект № 513907-7 «О внесении изменений в ГрК РФ и ст. 13 ФЗ «О саморегулируемых организациях» (о средствах компенсационных фондов строительных саморегулируемых организаций) внесен на рассмотрение в 1 чтении.
Для решения проблем обманутых дольщиков, которые заключили договоры до 21 октября 2017 г., предлагается использовать ранее сформированные компенсационные фонды строительных СРО.
Эти средства превратились в накопления, которые пополняются, но использование их по разным причинам практически не производилось. А отсутствие должного контроля, финансовой дисциплины и плохое управление этими фондами уже привело к значительным бесцельным потерям средств.
Начните обсуждение первым!