Минстрой с лифтовиками согласен, а ДОМ.РФ — нет. И в чем права Валентина Матвиенко?
Зачем госкорпорация пытается удушить конкуренцию в лифтовой отрасли?
Во второй половине июня в адрес Национального Лифтового Союза (НЛС) и Ассоциации «Российские лифтовые системы» (РЛО) пришло письмо, за подписью заместителя министра строительства и ЖКХ Максима Егорова, в котором, на радость лифтовикам, утвердительно была озвучена положительная позиция Минстроя по вопросу участия представителей лифтовой отрасли в реализации плана мероприятий по развитию последней.
Напомним, что в конце мая в адрес руководителей профильных министерств промышленности и строительства, Д. Мантурова и В. Якушева было направлено письмо, подписанное президентами НЛС и РЛО. В нем высказывалась просьба лифтовиков, представляющих интересы предприятий по производству, монтажу, эксплуатации и экспертизе лифтов, о включения НЛС и РЛО в качестве соисполнителей в план мероприятий (Дорожная карта) по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации, утвержденный Минпромторгом России и Минстроем России 29.08.2019 г.
Действительно, ситуация с принятием и реализацией Дорожной карты сложилась довольно невнятная и во многом непонятная тем, кто непосредственно связан с конкретной деятельностью в лифтовой сфере. Еще до ее принятия Национальный Лифтовый Союз, в котором сосредоточен основной экспертный потенциал лифтовой отрасли, указывал на недопустимость и крайнюю ошибочность позиции автора этого документа — госкорпорации ДОМ.РФ, которая решила не привлекать к работе над дорожной картой представителей лифтового сообщества.
Неоднократные обращения лифтовиков к руководству госкорпорации оставались без ответа либо ограничивались пустыми отписками. А ведь содержание Дорожной карты в значительной мере затрагивает интересы как отрасли в целом, так и многочисленных лифтовых предприятий, деятельность которых непосредственно связана с производством, монтажом и сервисным обслуживанием подъемных механизмов.
АНСБ неоднократно поднимало эту тему, публикуя критические высказывания представителей лифтового сообщества по поводу односторонности в обсуждении и реализации Дорожной карты. В свою очередь, руководство НЛС, следуя многочисленным просьбам непосредственных участников лифтового комплекса, отраженных в резолюциях всероссийских конференций и съезда 2019 года, целенаправленно добивалось принятия экспертных заключений специалистов и настойчиво требовало дать возможность лифтовикам участвовать в реализации этого важного для всей отрасли документа.
Важное значение в отстаивании интересов лифтовиков в создавшейся ситуации имеет деятельность Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России, на заседаниях которой в течение прошлого и нынешнего года высказывалось категоричное мнение о недопустимости осуществления каких бы то ни было мероприятий по реформированию лифтовой отрасли без участия экспертов лифтового комплекса. По словам руководителя Комиссии, члена президиума Общественного совета при Минстрое России Сергея Чернышова, письмо заместителя министра Максима Егорова вполне отражает понимание серьезности вопроса в министерстве и дает надежду на объективный подход в обсуждении и реализации большинства пунктов Дорожной карты.
Лифтовики за справедливую конкуренцию
То, что объективность рассмотрения вопросов реализации плана развития лифтовой отрасли обретает реальные очертания, можно подтвердить содержанием июньских совещаний. Одно из них Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, при участии замминистра Максима Егорова провело 11 июня. Оно рассмотрело вопрос исполнения пункта 6 «Плана мероприятий (Дорожной карты) по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации», а именно — поэтапный переход на прямые закупки лифтов у заводов-изготовителей лифтового оборудования.
Лифтовое сообщество на совещании представляли Сергей Чернышов, президент Ассоциации «РЛО» и Алексей Захаров, вице-президент НЛС, которые выступили в поддержку интересов профессионального лифтового сообщества. В частности, комментируя содержательную составляющую совещания, Алексей Захаров отметил объективность положительной оценки со стороны представителей Минстроя работы лифтовых организаций по реализации планов замены лифтового оборудования в условиях капитального ремонта за последние три года.
В то же время он заострил внимание на неуместной с точки зрения лифтового сообщества позиции госкорпорации «ДОМ РФ» и Минпромторга по поводу процесса замены лифтов.
Позиция госкорпорации и упомянутого министерства сводится к тому, что поставка лифтового оборудования, в том числе и его монтаж в рамках замены, должна осуществлять исключительно определенная группа лифтостроительных заводов (2—3предприятия), причем подконтрольных АО ДОМ.РФ. Что, разумеется, исключает всякую конкуренцию в этом сегменте рынка.
Понятно, что здесь напрочь ущемляются интересы десятков лифтостроительных и тысяч монтажно-наладочных предприятий, много лет работающих в этом направлении. Комментируя этот момент, Сергей Чернышов обратил внимание на то, что чиновники Минпромторга и представители ДОМ.РФ искажают суть протокола совещания у тогдашнего Председателя правительства Российской Федерации от 5 февраля 2019 года, где черным по белому написано: «Минстрою России (В.В. Якушеву), Минфину России (А.Г. Силуанову), Минпромторгу России (Д.В. Мантурову) и Минэкономразвития России (М.С. Орешкину) в целях повышения эффективности использования средств фондов капитального ремонта представить до 3 апреля 2019 г. в Правительство Российской Федерации предложения по переходу на прямые закупки у заводов-изготовителей лифтового оборудования…».
То есть речь идет только о закупках лифтового оборудования. А в интерпретации АО ДОМ.РФ и поддерживающего его Минпромторга явно слышны призывы отдать на откуп этим двум-трем избранным заводам и возможность выбора и контроля за монтажом и наладкой лифтов. Любой более или менее менее разбирающийся в рыночных отношениях человек невооруженным глазом разглядит здесь явную попытку избежать конкурентности и насадить в лифтовом сегменте монополию.
В своем выступлении на совещании Сергей Чернышов в острой, категоричной форме заявил «партнерам» из ДОМ.РФ:
«Ваша цель одна — ограничение конкуренции. Мы вынуждены предупредить, что не допустим подобного положения вещей, поскольку это затрагивает интересы сотен лифтовых предприятий. А в то же время система капитального ремонта работает в течение 5 лет и с каждым годом мы видим положительные тенденции ее реализации. Кстати, если и были в системе сбои, так именно по причине неудовлетворительной работы заводов изготовителей».
Далее Сергей Чернышов привел интересные цифры: за пять месяцев текущего года 61 подрядная организацией заключила контракты на замену 5653 лифтов. А в случае, если бы были приняты условия, предлагаемые ДОМ.РФ, в подрядчики смогли бы попасть только три завода. Это Щербинский лифтостроительный завод (принадлежит по сути АО ДОМ.РФ — авт.), Карачаровский механический завод (на него уже наложили руку и вероятно он разделит судьбу ЩЛЗ — Авт.) и ПО «Евролифтмаш». Однако, последний не входит в компетенцию ДОМ.РФ и в результате мы бы имели только два подрядчика.
Немного другая картина вырисовывается по предложениям Минпромторга, где нет ограничений по выпуску не менее тысячи лифтов в год. Тем не менее и здесь количество подрядных организаций не превысит цифру семь.
В заключение Сергей Чернышов напомнил собравшимся о том, что ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) высказала однозначную оценку сложившейся ситуации и, в частности, отметила, что переход на прямые закупки лифтов у заводов-изготовителей лифтового оборудования приведет к ограничению конкуренции путем устранения с товарного рынка организаций осуществляющих монтаж, наладку и ремонт лифтового оборудования.
Решительность руководителей НЛС и РЛО в отстаивании интересов лифтовых организаций достойна уважения. Но вот взгляд со стороны на общую картину борьбы профессионалов с госкорпорацией, пытающейся прибрать к рукам отрасль, оставляет достаточно грустное впечатление.
Начните обсуждение первым!