Минстрой и Национальные объединения намерены в очередной раз перекроить структуру строительного саморегулирования
Минстрой России готовится продолжить реформирование системы строительного саморегулирования в следующем году. С этими целями уже разработан и проходит стадию согласования соответствующий проект закона. В рамках него предусмотрены такие меры, как создание Единого федерального реестра членов СРО, ужесточение требований к специалистам НРС при проведении аукционов, саморегулирование для техзаказчиков и другие непопулярные меры (копия документа есть в нашем распоряжении – ред.).
***
В общественную организацию «Деловая Россия» проступил запрос от Администрации Президента Российской Федерации с просьбой высказать своё мнение по проекту федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О саморегулируемых организациях». Его разработчиком выступает Минстрой России. Как сообщает ведомство, документ уже подготовлен и полностью прошёл согласования Минкомсвязи, а также с условием устранения замечаний согласован Минэкономразвития, Ростехнадзором, ФАС и Центробанком.
Что же предлагает Минстрой?
1. Ужесточаются требования по участию специалистов НРС в закупках.
Как указано в пояснительной записке, в случаях, указанных в части 2-2 статьи 47, части 4-1 статьи 48 и частей 2-1 и 2-2 статьи 52 ГрК РФ, в целях повышения качества выполняемых работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству устанавливается обязанность лиц, членство в саморегулируемой организации для которых не требуется, при организации выполнения соответствующих подрядных договоров, осуществления функций технического заказчика иметь в штате работников, сведения о которых включены в соответствующий Национальный реестр специалистов.
Речь идёт о государственных и муниципальных унитарных предприятях и юрлицах, созданных с участием таких предприятий, которым, согласно настоящим нормам ГрК, не требуется членство в СРО в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти. По предлагаемым нормам эти предприятия будут обязаны держать в своём штате специалистов НРС. Нетрудно понять, что означает данное требование – возросший спрос на специалистов, повышение доходности от торговли липовыми членами НРС и дальнейшую деградацию этого инструмента, как не соответствующего реальному положению дел в отрасли. При этом согласно последней, девятой редакции Регламента ведения НРС НОСТРОЙ окончательно отказался от текущего контроля и попыток поддерживать базу данных в актуальном состоянии.
2. Создание Федерального реестра членов СРО.
Законопроект предусматривает формирование Единого федерального реестра сведений о членах CPО, куда должны войти их обязательства по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам на осуществление функций технического заказчика, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров. Формирование Единого реестра предусматривается юридическим лицом, определённым Минстроем России. При этом, в соответствии с частью 10 проектируемой статьи 55.23-1 Градкодекса, ведение Единого реестра будет осуществляться за счёт средств СРО.
Эта норма вызвала критику со стороны Минэкономразвития России. МЭР указало, что соответствующая информация в настоящее время размещается в реестре членов саморегулируемой организации на сайте соответствующей СРО. Кроме того, в соответствии с пунктом 8 части 8 статьи 55-20 ГрК, Национальное объединение осуществляет ведение Единого реестра членов СРО, также содержащего указанные сведения. Поэтому получается даже не дублирование, а «затроение» сведений.
Также данную норму не согласовала Федеральная антимонопольная служба, указав, что порядок отбора оператора Единого реестра членов СРО не определён. Кроме того, согласно законопроекту, сведения указанного реестра будут находится в закрытом доступе и будут предоставляться за плату, с чем ФАС категорически не согласен.
3. Изъятие доходов от размещения средств компфонда на нужды Нацобъединений.
Законопроектом предлагается перечисление части дохода от размещения и (или) инвестирования средств КФ ВВ и части дохода от размещения средств КФ ОДО на нужды соответствующего Национального объединения. Эта также одна из норм, которые уже давно лоббирует в своих интересах НОСТРОЙ. Норма спорная, поскольку, во-первых, никак не отменяет обычных взносов на содержание Нацобъединений, а во-вторых, может понизить финансовую устойчивость СРО в связи с выплатами из средств КФ ОДО.
На последнее обстоятельство обратил внимание Ростехнадзор, выступивший с критикой данной нормы. Надзорное ведомство указало, что, согласно действующим требованиям законодательства о саморегулируемых организациях, доход от размещения средств компенсационного фонда направляется на пополнение компенсационного фонда. И добавило, что к предмету проверки СРО относится проверка формирования и размещения средств компфондов и не относится проверка своевременности и достаточности отчислений на нужды Национального объединения.
4. Введение саморегулирование для технического заказчика.
Законопроект предусматривает внесение в ГрК изменений, связанных с регулированием вопросов членства в СРО юридических лиц, осуществляющих функции технического заказчика. Это действительно революционное преобразование, поскольку в настоящее время строительное саморегулирование предлагает участие подрядных организаций. Законотворцы предлагают расширить его и на застройщиков.
По мнению экспертов, данная норма также вызывает много сомнений. В соответствии с пунктом 22 статьи 1 ГрК, технический заказчик – юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении работ в области капстроительства, инженерных изысканий, проектирования. Деятельность технического заказчика является заведомо посреднической и регулируется договором поручения, комиссии или агентским договором. Действующее законодательство не предусматривает разрешительного режима деятельности застройщика как таковой (кроме разрешений на совершение отдельных действий). В этой связи установление такого режима для его поверенного (комиссионера, агента) в лице технического заказчика очевидным образом нецелесообразно. При этом если технический заказчик намеревается самостоятельно осуществлять инженерные изыскания, проектирование или строительство, он должен в общем порядке вступить в СРО, в соответствии со статьями 47, 48 и 52 Градкодекса.
Однако само по себе представительство интересов застройщика не является деятельностью, требующей введения какого-либо разрешительного режима. Более того, в соответствии с пунктом 3 раздела III Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 2776-р, недопустимо введение обязательного саморегулирования в сферах посреднических услуг.
5. Лишение статуса СРО за неуплату членских взносов в Нацобъединение.
Разработчики предлагают дополнить часть 5 статьи 55.2 ГрК пунктом 5-1, предусмотрев исключение СРО из Единого реестра за неуплату членских взносов.
Это положение также было подвергнуто критике со стороны РТН, поскольку задолженность перед НОСТРОЙ и НОПРИЗ не может относиться к грубым нарушениям требования законодательства о саморегулируемых организациях, являющимся основанием для исключения сведений. Более того, ранее аналогичная норма существовала и была исключена.
Подведём итог.
Как нетрудно заметить, практически все базовые положения предлагаемого законопроекта не имеют ничего общего с поддержкой строительного комплекса, а также с решением вопросов безопасности и качества. Предложенные нормы написаны в исключительных интересах Национальных объединений, которые получают более широкую ресурсную базу, новый закрытый реестр, с возможностью торговать сведениями из него, дополнительные доходы от средств компфондов, новые коррупционные возможности в части торговли специалистами НРС, дополнительные рычаги давления на СРО. Уменьшается фактическая роль Союзов и Ассоциаций, как объединений строителей. Сами Национальные объединения становятся ещё более закрытыми и неподконтрольными структурами с крайне непрозрачным механизмом расходования средств.
Очень жаль, что нормотворчеством в сфере саморегулирования, Минстрой России традиционно занимается кулуарно, в тайне, игнорируя мнение экспертов строительного сообщества. Новые нормы вводятся сверху, без всякого согласования и учёта позиции российских строителей. Механизм формирования таких решений остаётся непонятным, а в итоге отрасль получает новые нормативные акты, подобные 359-ФЗ или 372-ФЗ, которые порождают себе серьёзные коррупционные риски, противоречат нормам российского законодательства и оказываются тяжёлым финансовым бременем для российского строителя.
Остаётся открытым вопрос о перспективах принятия данного законопроекта. Разработчики настроены добиться вступления в силу законопроекта не позднее второго полугодия 2021 года. Очевидно, что, говоря о согласовании предложенных норм с рядом министерств и ведомств, Минстрой выдаёт желаемое за действительное. Большинство федеральных структур выступило с критикой базовых положений проекта закона. Теперь своё слово должно сказать саморегулируемое сообщество, сформировав консолидированную позицию и доведя её до сведения Правительства РФ и первых лиц.
Очередная профанация.
НЕ прошло и полгода...а, точнее десять лет. Гладко было на бумаге
Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации противоречат основам российского законодательства и саморегулирования, снижают уровень обеспечения безопасности объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры
Саморегулируемые организации должны действовать в соответствии с поставленными руководством страны задачами, целями, а не дожидаться, когда органы государственной власти (должностные лица) начнут выполнять законы и указы, создадут условия, обстоятельства и поставленные задачи легче начнут решаться.
Стратегической целью развития саморегулируемых организаций является приведение норм права, регулирующих отношения в области безопасности, саморегулирования в соответствие с этими источниками права
Кстати. Такой подход, как справедливо утверждал государственный деятель Михаил Мень,совершенно не понятен строителям.
Формированию компенсационных фондов уделяется необоснованное, повышенное внимание. Их формирование рассматривается как панацея от всех бед.