Минстрой и его люди: настроения в преддверии нового диалога
Новый глава Минстроя Ирек Файзуллин вправе считать, что на официальном уровне его назначение было воспринято с воодушевлением, даже слегка выходящим за рамки политического этикета. Что же касается реакции рынка, то тут все не так однозначно. И неоднозначность эта связана не столько с самим Иреком Файзуллиным, сколько с отношением к Минстрою как таковому.
Первое немедленно обозначившееся рыночное крыло отреагировало на появление нового министра радостно-положительно. Вслед за профильным вице-премьером Маратом Хуснуллиным, назвавшим своего бывшего коллегу «большим профессионалом с огромным опытом работы как на региональном, так и на федеральном уровне», игроки рынка начали давать Иреку Файзуллину весьма приятные для него определения. «Файзуллин является частью большой команды Татарстана, которая на региональном уровне показала высокую управленческую эффективность», «Во время работы Файзуллина в стройотрасли Татарстана его профессиональные компетенции дополняли управленческий талант вице-премьера Марата Хуснуллина, бывшего тогда главой республиканского Минстроя», «С момента прихода в Минстрой в январе 2020 года он продемонстрировал не просто готовность к открытому диалогу с отраслевым сообществом, он фактически активно вел работу по разработке и утверждению новых инициатив для системного развития индустрии» — и все в таком духе.
Вообще, самого Ирека Файзуллина должен бы — или по крайней мере может — несколько смущать тот факт, что большинство благожелателей говорят не столько о нем лично, сколько о его связке с Маратом Хуснуллиным. Получается, без нее ценность нового главы Минстроя падает вдвое. Но это ладно, сейчас начнется конкретная работа, и все что положено, Ирек Файзуллин услышит уже непосредственно в свой адрес. Кстати, о работе: как заявил новый министр, слова которого приводит РИА Новости, пока команда Минстроя продолжит ее в том же составе, однако возможны кадровые перестановки — точное понимание по этому вопросу может появиться к концу года.
Столь же быстро, как и первое, обозначилось второе рыночное крыло — радикально-негативное с неким оттенком экстремизма. О том, что такое крыло существует, свидетельствуют, например, данные двух блиц-опросов, проведенных телеграм-каналом «Железобетонный замес». Подписчики канала — люди все-таки плюс-минус вовлеченные, а опросы были анонимными, так что их результаты вполне можно принять как некий рыночный срез.
Первый опрос состоялся, когда разговоры об отставке Владимира Якушева уже ходили, но на официальном уровне об этом еще никто не заявлял. «Случится ли в ближайшее время смена министра строительства и ЖКХ?» — задался вопросом канал. И получил вот такое распределение ответов: 45% — да, 8% — нет, 47% — не все ли равно. Второй опрос прошел, когда было названо имя нового главы Минстроя. «Повысится ли статус Минстроя при новом министре Иреке Файзуллине?» — спросил канал. А в ответ услышал: 22% — да, 40% — нет, 38% — разве вы не знали, что это изначально ненужный орган.
Конечно, результаты любого голосования наполовину зависят от постановки вопроса. И, конечно, «Железобетонный замес» — телеграм-канал, часто далекий от уравновешенности и справедливости. Но все-таки Иреку Файзуллину предстоит что-то делать с этими гигантскими процентами скептицизма. Или не делать — перешагнуть и пойти дальше, но без уверенности, что царящие за спиной настроения не будут набирать силу.
Кстати, одна из задач той же направленности, которую, посмотрим, захочет или не захочет активно решать Ирек Файзуллин, связана с повышением уровня открытости Минстроя. С недавних пор в России существует рейтинг открытости министерств и ведомств. Уровень открытости оценивается по трем направлениям: открытость информации, открытые данные и открытый диалог. По каждому из этих направлений министерству или ведомству присваивается буквенное значение: A — высокая степень открытости, B — средняя, C — низкая.
Так вот, по данным доклада «Открытость государства в России — 2020», который был подготовлен Счетной палатой совместно с АНО «Инфокультура» и Центром перспективных управленческих решений, Минстрой со сводным рейтингом СВВ вошел в список федеральных органов исполнительной власти со средним уровнем открытости, став далеко не худшим — но и далеко не лучшим. К примеру, сводный рейтинг Минэнерго России — ААВ, МЧС РФ — АСВ, Федеральной службы судебных приставов — ААС. Так что Минстрою есть куда расти — опять же, если его новый глава сочтет важным место в данном рейтинге.
Впрочем, многие игроки рынка, с которыми побеседовала Business FM, постарались уйти от личностных определений и говорили в основном о том, чего ждут от Минстроя и его нового руководителя.
Андрей Носов, директор по инвестициям ГК «Гранель»
«Полномочия министерства вполне достаточны для улучшения ситуации в отрасли. Мы считаем, что необходимо продолжить цифровизацию выдачи исходно-разрешительной документации. Это ускорит и, как следствие, удешевит строительство. Этих целей позволит добиться также стимулирование внедрения BIM-технологий. И, конечно, требуется уделить особое внимание строительству инфраструктуры — как залогу успешного развития территорий нашей страны. Именно это — топ-3 задач, стоящих сейчас перед Минстроем».
Антон Карганов, генеральный директор ООО «Строительная компания Жупиков»
«Для эффективной реализации 214-го федерального закона необходима доработка закона в части поэтапного раскрытия счетов эскроу и выдачи банками средств застройщикам по готовности ключевых этапов строительства. Это вольет определенный капитал в строительный рынок и даст ему возможность развиваться. Застройщики с хорошим потенциалом, но недостатком собственных оборотных средств будут вводить больший объем жилья в эксплуатацию. Строительные компании будут менее зависимы от банков, и рынок будет более активным. Сейчас зависимость строителей от банковского сектора существенно тормозит рынок. Также необходимо развивать формат трехстороннего партнерства между застройщиками, банками и субъектами Российской Федерации. Программы субсидирования ипотечной процентной ставки со стороны государства способны поддержать не только строительный рынок, но и граждан, нуждающихся в жилье. Наряду с этим необходимо совершенствовать программы стимулирования строительства жилья в части создания инженерной инфраструктуры, создания необходимых мощностей для подключения новых объектов строительства к сетям и коммуникациям».
Андрей Колочинский, управляющий партнер «ВекторСтройФинанс»
«Строительный комплекс — ключевая отрасль экономики России, поэтому от человека, который возглавит министерство строительства и ЖКХ, будет зависеть не только будущее отрасли и достижение целей, прописанных в нацпроекте «Жилье и городская среда», но и темпы восстановления экономики страны в целом. Что касается ключевых вопросов, которые предстоит решить Минстрою в ближайшее время, я бы выделил следующие. Во-первых, это повышение доступности жилья за счет снижения себестоимости строительства. Только при помощи дешевой ипотеки этот вопрос решить не получится. Во-вторых, создание условий для наращивания объемов жилищного строительства. Чтобы застройщики не боялись выводить новые проекты и могли заниматься долгосрочным планированием, необходимо обеспечить доступ к дешевому проектному финансированию. И, наконец, возможно, при поддержке Минстроя в стране получится сформировать строительное лобби, которое бы стало проводником реформ в сфере долевого строительства и помогало бы отстаивать интересы малого и среднего бизнеса».
Владимир Щекин, совладелец группы «Родина»
«В целом, политика Минстроя определяется базовыми векторами, заложенными в планах развития экономики, национальных проектах, различных стимулирующих программах. Они, как правило, долгосрочные, так что за время их действия успевают смениться несколько министров строительства. В целом, каждый из них двигается в заданном госполитикой фарватере. Помимо этого, есть не менее важная фигура вице-премьера по строительству, который также существенно влияет на отрасль и играет роль связующего звена между главой государства, профильными чиновниками и девелоперским сообществом. Личность же министра строительства скорее определяет личную коммуникацию с застройщиками и другими участниками отрасли, возможность выстроить доверительный диалог — это самое главное. Первоочередные задачи Минстроя при этом едва ли меняются: поддержание высокой строительной активности, обновление строительных, санитарных и прочих норм, лоббирование интересов отрасли в принятии решений финансовыми, экономическими, бюджетными властями».
Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE)
«Для застройщиков действительно важна фигура руководителя Минстроя, поскольку именно это подразделение правительства регламентирует и контролирует их деятельность. К тому же в России имеет значение личность главы министерства, поэтому при смене команды может меняться результативность работы того или иного ведомства. Деятельность Минстроя включает в себя три основных направления. Во-первых, необходимо продолжать процесс проработки нормативной базы, которая на законодательном уровне регулирует все взаимоотношения в сфере строительства. Сейчас в ней содержится достаточно излишних ограничений. Во-вторых, перед министерством в рамках национального проекта поставлена задача выйти на показатель ввода жилья 120 млн квадратных метров. В-третьих, Минстрой — ответственное за проблему обманутых дольщиков ведомство. Сейчас отмечается много улучшений в этом вопросе, но необходимо довести его до завершения».
Наталья Гарифуллина, директор по маркетингу федеральной девелоперской компании «Талан»
«Основная задача нового руководителя — достижение показателей нацпроекта. Чтобы существенно увеличить объемы строительства в стране, необходимо решить ряд вопросов, связанных с банковским проектным финансированием, которое удорожает себестоимость строительства и ложится на застройщиков. Во-первых, необходимо запустить субсидирование первоначального взноса по проектному финансированию для застройщиков. Проблемы у девелопера возникают именно на этапе входа в проектное финансирование: необходимо сразу внести большую сумму, при этом прибыль он видит лишь после ввода объекта в эксплуатацию. Ряд банков предлагают решение вопроса, но стоимость этих денег высока. Ставка по этим кредитам, на наш взгляд, не должна превышать 2% годовых. Кроме того, необходимо решить острый вопрос с поэтапным раскрытием счетов эскроу».
И еще, как считает Наталья Гарифуллина, крайне важно сократить сроки выдачи техусловий и выполнения работ по техусловиям, что позволит застройщикам более оперативно стартовать с проектами. Если Ирек Файзуллин не просто демонстрирует готовность, а действительно готов к открытому диалогу, он услышит, с каких ключевых направлений его стоит начинать.
Начните обсуждение первым!