Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Михаил Викторов обозначил слабые места перехода на проектное финансирование

4.07.2019
С 1 июля 2019 года рынок жилищного строительства перешел на систему проектного финансирования предполагающую привлечение средств инвесторов через эскроу счета. Слабые места в регулировании новой системы финансирования жилищного строительства с привлечением средств дольщиков в интервью Агентству новостей «Строительный бизнес» обозначил председатель Комитета по градостроительной деятельности Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, председатель Совета СРО Союз «МООСС» Михаил Викторов.
Эксперт отметил большой объем поправок внесенных в законодательство, их низкое качество «проработки» и неизбежность длительного переходного периода в окончании которого должен быть обеспечен паритет интересов частников процесса — банков, застройщиков, жителей и региональной власти. По мнению М.Викторова, в законодательстве имеется очевидный крен в сторону интересов банковского сообщества.

«Нужно отдать должное Минстрою России, он на все предложения строителей реагирует быстро и адекватно, но к сожалению, в этом процессе задействована слишком большая цепочка заинтересованных организаций. Мы видим, что строительный блок имеет разные интересы с финансовым и банковским блоком. Более того, крен, который сейчас сделан под флагом защиты прав дольщиков, в гораздо большей степени защитил интересы банков, у которых сейчас есть полное право акцептовать или не акцептовать проект. А если банк не устраивает маржинальность проекта, он вправе отказать застройщику в кредитовании.

И банковский сектор, говоря прямо, не волнует, что большая часть региональных проектов – низкомаржинальные. Но строить-то надо, потребность в жилье есть как в Москве и Московской области, так и в Рязани, в Хакассии или Алтайском крае. Как в этих условиях работать региональным застройщикам? Ответа на этот вопрос пока нет, и как вся эта ситуация будет разруливаться, пока непонятно. Хотя информация до лиц, принимающих решение по отрасли, доведена, и понимание на словах есть. Но опять-таки, решения принимаются медленно, а их исполнение еще более неторопливо.

На этом фоне представителями власти уже объявлено, что они готовы к снижению объемов строительства жилья и к росту цен в тех регионах, где есть финансово состоятельный спрос. Но там, где спроса нет, цены будут стоять, а застройщики будут банкротиться.

Конечно, мы сейчас слышим обещания, что в ближайшую осеннюю сессию Госдумы на основе правоприменительной практики и мониторинга ситуации будут сделаны предложения, чем можно помочь застройщикам. В связи с этим еще раз хочу обратить внимание, что до конца не решен вопрос о том, как строить социальные объекты и инженерные сети. Потому что в рамках проектного финансирования банкам совершенно неинтересна нагрузка в виде детских садов, школ или поликлиник. А инженерные сети потом забирают естественные монополии, по сути дела, это их актив, и не всегда удается договориться об их продаже по рыночной стоимости или хотя бы по факту понесенных затрат. А это существенная доля в себестоимости квадратного метра, в среднем, от 7-8 до 15-20%. Если бы это взяло на себя государство, должным образом помогая в строительстве социальных объектов и инфраструктуры, в том числе, с помощью льготных кредитов или ссуд и путем нормального экономически обоснованного выкупа, отрасль бы встрепенулась. Это способствовало сдерживанию роста цен на жилье, а в ряде случаев и их снижению. Этот вопрос надо решать.

Второй момент – банковское сопровождение эскроу-счетов. Как неоднократно говорили эксперты, что если деятельность специализированного застройщика теперь регулируется так жестко, то банк, которому вменено обслуживать это схему, и через который теперь будут проходить огромные средства, также должен получить ограничения на маржу от своей деятельности. На мой взгляд, здесь неприменимы чисто рыночные механизмы и понятие «выгодно-невыгодно». Если банки по закону обязаны открывать эскроу-счета, то тогда и их маржа должна быть установлена не более 1-1,5%. А по факту мы имеем 7-8%. На мой взгляд, это неоправданно дорого. Этот аспект пока не решен, и к сожалению, руководству нашего отраслевого блока тяжело договариваться с Банком России. Поэтому хотелось бы привлечь к этой проблеме внимание политическое, в том числе, и высшего руководства страны.

И еще одна тема, которую нужно обязательно поднимать, — это правовая основа счета эскроу. Нужно до конца разобраться, как он регулирует права и обязанности покупателя жилья, причем с упором именно на права. Не будет ли эта схема подводной лодкой, с которой потом не выскочишь ни при каких раскладах, даже при условии банкротства застройщика или банка? И что будет происходить в этом случае? Насколько защищены права дольщика? Насколько эскроу-договор дает ему возможность маневрировать, переуступать эти права, увеличивать или уменьшать площадь приобретаемого жилья? Если в схеме договоров долевого участия все это было за долгие годы прописано и обкатано и никто не жаловался на неуступчивость застройщика, то права эскроу-дольщика совершенно неясны. Здесь нужно очень серьезно поработать».

по материалу АНСБ

 

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика