Куда дует мусорный ветер? Пока «партизаны Шиеса» жгут технику, отраслевая СРО борется за финансирование
В социальных сетях оживлённо обсуждают факты поджога техники, использовавшейся при строительстве мусорного полигона на станции Шиес, что расположена на юге Архангельской области. Этой осенью, 18 октября, комиссией по инвестиционной политике и развитию конкуренции региона было принято решение о возможности строительства полигонов для приёма мусора из Подмосковья на свалки Архангельской губернии. Полигон, находящийся в 30-ти километрах от рабочего посёлка Урдома в Ленском районе области, был признан приоритетным инвестиционным проектом и получил название «Экотехнопарк «Шиес».
***
Создание полигона для вывоза столичного мусора было крайне негативно встречено местными жителями. Северяне даже сдали 24 октября пакет документов в местный избирком. Цель – проведение референдума, в результате которого жители области смогут выразить своё отношение к ввозу мусора из других регионов. Тем временем сторонники Алексея Навального также подключились к протестам против строительства свалок в Архангельской области. На 2 декабря они назначили «Единый день протеста».
Может ли отраслевая СРО в сфере переработки мусора помочь решить проблему, выведя её из политической в технологическую плоскость? Сегодня в России действует только одна такая организация. Это – Национальный союз СРО операторов по обращению с отходами (НССОО), основанный в 2013 году. Его возглавляет Андрей Умников, по совместительству член Экспертного совета комитета Государственной Думы по экономической политике.
Как пишет портал «Всё о СРО» со ссылкой на экспертов партнёрства, на рынке обращения с отходами преднамеренно, создаётся критическая ситуация, которая может перейти в народные волнения. Для нормализации ситуации необходимо обеспечить условия для здоровой конкуренции на рынке, а также передать разрешительно-контрольные функции по транспортированию твёрдых коммунальных отходов (ТКО) саморегулированию. Также необходимо поднять уровень услуг по вывозу ТКО, а за некачественное выполнение своих обязанностей исключать недобросовестные компании из состава саморегулируемых организаций, что будет лишать права на вывоз твёрдых коммунальных отходов.
Институт саморегулирования в данной сфере объединяет более 3,7 тысячи операторов по обращению с отходами, 26 организаций являются членами НССОО.
«Мусорная» реформа началась в стране относительно недавно, и уже с 1 января 2019 года она охватит всю страну. Пока в профессиональном сообществе с нетерпением ждут её результатов, экологи и правозащитники требуют доработать некоторые механизмы. Серьёзной угрозой остаются несанкционированные свалки, продолжающие заражать водные источники и атмосферный воздух.
В Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» («ОЭКР») назвали основные причины, мешающие положить конец мусорной стихии. В 2013 году, по данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в России насчитывалось 72,5 тысячи несанкционированных свалок, в 2016-ом – 93 тысячи, при этом количество легальных объектов размещения отходов, внесённых в Государственный реестр, составляло всего 4,6 тысячи. В 2017 году надзорный орган публично признал, что в стране каждый год появляется более 20 тысяч новых несанкционированных свалок. Их общее количество увеличилось на 64%, и это на фоне увеличения количества лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами за 2014 – 2017 годы.
Как полагают в профессиональном сообществе, сложившаяся ситуация говорит о проблемах в системе лицензирования и низкой эффективности Росприроднадзора, насчитывающего 1,7 тысячи штатных инспекторов, в том числе 1,1 тысячи инспекторов экологического надзора. Эксперты отмечают, что такое количество сотрудников недостаточно для осуществления государственного контроля за деятельностью 80,9 тысячи объектов федерального экологического надзора и 150-ти тысяч хозяйствующих субъектов, занимающихся обращением с отходами, включёнными в область лицензирования.
«В отличие от лицензирования, в систему саморегулирования изначально заложена персональная ответственность организаций за деятельность своих членов через выплаты из компенсационных фондов в случаях нанесения ущерба окружающей среде или здоровью людей. Это очень важный момент при обращении с отходами – саморегулируемые организации мотивированы на эффективный контроль за своей деятельностью», – заявил журналистам господин Умников, по мнению которого, бизнес сам должен регулировать рыночные отношения и нести ответственность за причинённый природе ущерб.
В Национальном союзе СРО операторов по обращению с отходами отметили, что лицензирование таких видов деятельности, как сбор и транспортирование отходов является искусственным административным барьером. В то же время законодательное закрепление полномочий СРО обеспечит использование внебюджетных средств, такое финансирование деятельности саморегуляторов не станет дополнительной нагрузкой для государства, уверяют представители партнёрства.
По их мнению, именно избранные местной властью и аффилированные с ней монополисты «режут по живому» десятилетиями налаженные рыночные отношения, бесцеремонно и цинично выдавливают с рынка десятки тысяч индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий, оставляя сотни тысяч граждан без работы и средств к существованию, а населению и организациям вместо права выбора поставщика услуг навязывают завышенные тарифы.
К сожалению, приходится отметить, что за благими словами руководителей «мусорных» саморегуляторов и связанных с ними организаций, невозможно различить пути решения проблемы. Речь идёт исключительно о борьбе за право выдачи разрешительных документов, а значит, и за контроль над денежками. В то же время про технологическую сторону вопроса все помалкивают. Между тем, очевидно, что при современном подходе к пластиковой таре и целлофановым упаковкам города продолжат генерировать миллионы тонн отходов, заражая целые регионы вокруг.
Необходимо обобщение опыта, в том числе и советского, по переходу на картонную и бумажную упаковку, со стимулированием производителей и драконовскими налогами на выпуск ПЭТ-тары, пластиковой посуды, тарелок, пакетов. При этом, очевидно, что окажутся затронуты интересы могущественных предприятий пластпрома, напрямую аффилированных с нефтяной отраслью. Нужны сокращение номенклатуры стеклянной тары и организация вторичного сбора. Необходимо наводить порядок со сбором макулатуры и металлолома. Требуются жёсткие силовые методы, чтобы поставить на место региональные «мусорные мафии», контролирующие потоки отходов и не заинтересованные в современных технологиях переработки. Пока всё это не будет сделано, от профильных СРО толку будет мало.
Начните обсуждение первым!