Крупнейший мегапроект РЖД срывается из-за санкций
Строительство энергообъектов для расширения Восточного полигона РЖД сорвалось из-за санкций, введенных в ответ на войну России против Украины. Главе «Россетей» Андрею Рюмину пришлось просить президента Владимира Путина перенести сроки ввода трех ЛЭП Байкальского кластера, выяснил «Коммерсантъ».
По данным издания, Рюмин отправил письмо Путину еще 6 июля. В нем утверждалось, что «Россети» не смогут построить вовремя три ЛЭП по 500 кВ из-за отказа западных компаний от поставок оборудования. Речь шла о следующих электросетях: Нижнеангарская — Усть-Кут № 1 с подстанцией «Нижнеангарская», Нижнеангарская — Усть-Кут № 2 и Нижнеангарская — Таксимо с подстанцией «Таксимо». Общая стоимость строительства этих объектов — 114,8 млрд рублей.
От продолжения сотрудничества с «Россетями» отказалась американская General Electric, которая поставляла комплектующие для выключателей 500 кВ. А российская ЭКРА — производитель релейной защиты и автоматики — заявила о задержке и невозможности изготовления вторичных систем для подстанции «Нижнеангарская».
Президент согласился дать Рюмину еще 9 месяцев. По новому графику работ на Восточном полигоне первую ЛЭП должны поставить под напряжение в сентябре 2023 года, остальные — в сентябре 2024 года. При этом сроки ввода трех ЛЭП в эксплуатацию, то есть момент, когда они получат заключение Ростехнадзора, отодвинулись еще дальше: на сентябрь 2024 года и декабрь 2025 и 2026 годов соответственно.
Ранее планировалось, что второй этап расширения Восточного полигона, который позволит увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба до 180 млн тонн в год, завершится в 2024 году. Всего «Россетям» поручили построить 25 энергообъектов, уже готовы 13 из них.
В июне замглавы Министерства энергетики РФ Евгений Грабчак заявлял, что в ведомстве рассчитывают на ввод электростанций до 2027 года. Он оценил необходимые для этого инвестиции в 420 млрд рублей.
Источник в ОАО «РЖД» сообщил, что из-за переноса сроков объем перевозок по Восточному полигону будет ограничен текущим уровнем. Ощутимый дефицит пропускных мощностей может возникнуть, если электроснабжение не запустят к концу третьего квартала 2023 года.
Модернизация БАМа и Транссиба — один из крупнейших инфраструктурных проектов в России. Весной Газпромбанк и «Бамтоннельстрой-Мост» предложили передать расширение Восточного полигона в концессию. С такой идеей они обратились к Путину.
Они пообещали вложить 1,5 трлн рублей на строительство тоннелей и моста через Амур и достичь к 2035 году провозной способности в 260–280 млн тонн — это больше, чем РЖД закладывала в варианты третьего этапа проекта.
Президент поручил рассмотреть это предложение премьеру Михаилу Мишустину, министру транспорта Виталию Савельеву и главе ОАО «РЖД» Олегу Белозерову, а затем доложить, как обстоят дела. Минтранс создал рабочую группу по проработке этого и других вариантов в течение двух месяцев. При этом в РЖД тогда сообщили, что Газпромбанк и «БТС-Мост» не предоставили достаточно детальных расчетов, которые позволили бы дать оценку проекту.
Начните обсуждение первым!