Фото: Олег Беседин, besedin-oleg.livejournal.com

Конкуренция в строительстве тормозит из-за общей стагнации и дискриминации застройщиков

Рубрики: Аналитика
2.11.2020

Еще в 2019 г. в Прогнозе социально-экономического развития РФ на период до 2024 г. отмечалось, что мировой экономический рост, в частности, в первой половине 2019 г. продолжил замедляться.

При этом уже в 2020 г. мировая экономика ввиду шокирующей угрозы оказалась в состоянии рецессии. И 4 апреля 2020 г. Международный валютный фонд зафиксировал остановку мировой экономики, что произошло впервые в истории. А последствия рецессии могут быть хуже, чем во время кризиса 2008–2009 гг.

По данным Центробанка РФ, всего месяц карантина для российской экономики может стоить порядка 1,5–2% ВВП в 2020 г., невостребованными на рынке труда могут оказаться до 15,5 млн человек, а сокращение налогов, сборов и страховых взносов оценивается в 4,2 трлн руб.

Вместе с тем, несмотря на то, что пандемия коронавируса изолировала ряд стран и остановила большинство процессов, она же одновременно с этим позволила предприятиям в различных сферах экономики открыть для себя «новую плоскость» возможностей.

Так, в настоящее время большими темпами, например, развивается электронная торговля, сферы доставки, логистики. Фактически бизнес при отсутствии какого-либо выбора развития событий приспосабливается к новым условиям, реагируя на возникшие вызовы и формируя тем самым «дистанционную экономику» и делая еще один большой шаг к глобальной цифровизации. Пандемия в разы ускорила «четвертую промышленную революцию».

В текущей ситуации очевидно, что мир изменился и масштаб шока настолько велик, что экономика требует принятия комплексных долгосрочных мер. А реализация государственной политики по развитию конкуренции – это не разовое мероприятие, а одно из ключевых направлений и факторов экономического роста. При этом конкуренция и меры по ее развитию – это именно тот ресурс, который способен сделать экономику страны более развитой.

Ежегодно в России выявляется значительное количество картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений. В 2019 г. ФАС России возбуждено 944 дела о заключении ограничивающих конкуренцию соглашений и запрещенных согласованных действиях, из них 424 дела о картелях, что на 15% больше, чем в 2018 г. - 360 дел. При этом более 87% дел по картелям – сговоры на торгах – 320 дел.

Причем в России есть специфическая черта ограничивающих конкуренцию соглашений – участие в них государственных органов, организаций и должностных лиц, совершение государственными служащими преступлений с целью сокрытия и (или) обеспечения заключения и исполнения антиконкурентных соглашений.

Так, в 2019 г. антимонопольными органами возбуждено 320 дел о заключении антиконкурентных соглашений с органами власти, что на 6,25% больше, чем в прошлом году – 300 дел.

Ограничивающие конкуренцию соглашения, включая картели, широко распространены в сфере государственных закупок, закупок компаний с государственным участием и закупок в сфере государственного оборонного заказа, во всех секторах российской экономики, в том числе имеющих стратегическое значение. Более трети антиконкурентных соглашений связано с ограничением конкуренции в сфере ремонта и строительства, в том числе автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения, включая их обслуживание и благоустройство прилегающих территорий – 37%.

Сегодня деятельность картелей с целью поддержания цен на торгах в строительной сфере охватила более 1000 электронных аукционов, общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов по которым составила более 154 млрд руб. Только в 2019 г. деятельность картелей и иных антиконкурентных соглашений выявлена на территории 74 субъектов.

Тенденции и проблемы конкуренции в сфере строительства

В 2019 г. объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил 9132,1 млрд руб. или 100,6% к уровню 2018 г. Из общего объема 93,6% введенных зданий – жилого назначения.

Всего за I кв. 2020 г. ввод жилья вырос на 0,51 млн кв. м к I кв. 2019 г. При этом за I кв. 2020 г. построено 15,4 млн кв. м жилья, что на 3,4% выше уровня 2019 г.

В апреле 2020 г. 22,3% застройщиков и подрядчиков указывали на остановку строительства, а 17,3% высказывали опасения по поводу его остановки в ближайшее время. 26,4% отпрошенных отметили значительное ухудшение положения, связанное с обеспечением строек трудовыми ресурсами.

По предположениям Агентства НКР, до 90 млрд руб. или 10% от выручки 2019 г. могут потерять топ-20 застройщиков в самом мягком сценарии сокращения спроса, а в наиболее жестком – свыше 200 млрд руб.  Спрос на первичном рынке жилья в сценарии умеренного экономического шока может снизиться на 5-10%, тогда как в кризисном сценарии падение превысит 25%.

Причем, по мнению Агентства НКР, при реализации любого из сценариев крупные застройщики смогут справиться с негативными последствиями без критических потерь. У средних и малых предприятий строительной отрасли возникнут существенные проблемы c обеспечением операционной деятельности, а многие могут начать банкротиться.

Были утверждены отдельные исчерпывающие перечни процедур в строительстве, в результате чего сократилось количество процедур в жилищном строительстве со 134 до 96, в строительстве объектов нежилого назначения – со 130 до 99.

За 2016-2018 гг. в ФАС России и ее территориальные органы поступило 120 жалоб на акты и (или) действия (бездействие) органов власти и ресурсоснабжающих организаций при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни.

Среди основных проблем в сфере административных процедур и барьеров в строительстве можно выделить несколько.

Так, даже в границах одного субъекта могут существенно отличаться перечень документов, необходимых для осуществления процедуры принятия решения о подготовке и утверждении документации по планировке территории, основания для отказа в осуществлении процедуры, ее сроки.

Федеральное законодательство, как правило, не регулирует вопросы возможности или невозможности исправления технических ошибок в документах, выдаваемых по результатам осуществления градостроительных процедур.

Законодательством не отрегулирован порядок действия органа госстройнадзора в начале строительства.

Есть случаи дублирования государственных функций, отсутствует взаимосвязь между внесением изменений в различные исчерпывающие перечни в отношении одних и тех же процедур.

Отсутствует однозначное регулирование последствий обжалования положительных заключений экспертизы результатов инженерных изысканий, проектной документации, выданных разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, если строительство на основании таких документов уже осуществляется или завершено.

Ценообразование как «черная дыра»

С 2016 г. в законодательстве нашли свое отражение вопросы ценообразования и сметного нормирования.

Однако и здесь есть ряд основных проблем.

Во-первых, «накопление ошибки метода» с момента последней актуализации сметно-­нормативной базы в 2000 г. для применяемого в настоящее время «базисно­-индексного» метода. Это приводит к существенному искажению сметной стоимости строительства.

Во-вторых, практически не актуализирована в течение 19 лет нормативная база в области ценообразования. Третье – фактически ликвидированы или прекратили свое действие научные центры и нормативные станции. Также утрачен наработанный годами научный кадровый потенциал в сфере ценообразования.

Следующее – методология определения сметной стоимости исключительно для стадии проектирования объекта и проверки достоверности определения сметной стоимости не охватывает последующие стадии полного жизненного цикла объекта капитального строительства.

И, наконец, отсутствуют нормативные требования к порядку определения стоимости предпроектных работ и подготовке соответствующей документации.

В настоящее время наполняемость ФГИС ЦС сведениями о стоимости строительных ресурсов, необходимыми для определения сметных цен, составляет около 12% номенклатуры классификатора строительных ресурсов, что связано с отсутствием ответственности производителей за представление данных и их достоверность.

Кроме того, методологические подходы в области сбора информации об уровне оплаты труда работников, о стоимости строительных ресурсов и агрегированного расчета на их основе сметных цен без их изменения могут привести к искажениям сметной стоимости строительства. Так, уровень заработной платы колеблется до 300% для разных субъектов, а стоимостные показатели на материалы до 50% отличаются от рыночных как в большую, так и в меньшую сторону.

Поэтому необходима разработка системы первоочередных мер в качестве среднесрочного плана совершенствования ценообразования, рассчитанного на 3 года, и более долгосрочная стратегия до 2030 г.

Требуется создать набор инструментов определения цены адекватных по удобству, быстроте и точности расчета сметной стоимости соответствующего этапа жизненного цикла объекта капитального строительства. Управлять стоимостью строительства на разных стадиях реализации проекта.

Важно восстановить и развить кадровый потенциал в области ценообразования, внедрить систему дополнительного образования на базе актуализированных профессиональных стандартов, системы оценки квалификации и доступа специалистов.

Необходимо расширить номенклатуру укрупненных индексов по видам объектов строительства в разрезе субъектов и отраслей, а также пересчитать индексы изменения сметной стоимости строительства на основании данных о фактической стоимости строительных ресурсов. Также продолжить реализацию мероприятий по совершенствованию единой государственной сметно-нормативной базы.

При этом мероприятия по совершенствованию ценообразования должны быть синхронизированы с оптимизацией стадийности проектирования и внедрением объектно-ориентированных подходов – технологий информационного моделирования. Внедрение последних должно быть на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства.

Требуется создание цифровой платформы системы ценообразования в строительстве. Целесообразно интегрировать ФГИС ЦС с информационными системами ФНС России и ФТС России и обеспечить информационное взаимодействие посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

На прединвестиционной стадии, стадии обоснования инвестиций следует предложить рынку удобный инструмент быстрого подбора наиболее экономически целесообразных проектных решений на базе укрупненного норматива цены строительства. При этом сами нормативы должны формироваться не только расчетным путем на базе формирования адекватной расчетно-технологической модели, но и путем сбора статистических данных о стоимости объектов-аналогов и их частей.

Предложения по развитию конкуренции

По мнению ФАС России, в первую очередь необходимо установление равного, недискриминационного доступа застройщиков к механизмам государственной поддержки.

Строительная отрасль в силу специфики не может быть полностью переведена на дистанционный режим работы. Вместе с тем в настоящее время застройщики, сетевые организации, органы власти всех уровней, организации, задействованные в осуществлении процедур в строительстве, уже работают в различных информационных системах с различным функционалом и на разных операционных уровнях, а во многих случаях и на бумаге, что усложняет и потенциально удорожает процесс строительства.

Поэтому необходим переход к взаимодействию субъектов градостроительных отношений в единой информационной среде на основе единой государственной цифровой платформы.

Внедрение системы управления жизненным циклом объекта капитального строительства с использованием BIM-технологии обеспечит переход на качественно и технологически новый уровень взаимодействия участников градостроительной деятельности.

Цифровизация рынка строительных ресурсов на платформе, интегрированной с ФГИС ЦС, будет также способствовать повышению прозрачности рынка и сокращению теневой экономики. А достоверным источником информации о стоимости строительных ресурсов может быть созданная на принципах государственно-частного партнерства (концессии), интегрированная с ФГИС ЦС технологическая цифровая платформа, которая даст возможность производителям, поставщикам и покупателям совершать сделки купли-продажи строительных ресурсов в электронной форме.

Стратегическая цель в сфере совершенствования регулирования процедур в строительстве – значительное сокращение сроков прохождения административных процедур за счет их перевода в электронную форму и обеспечение «бесшовного» процесса их прохождения, а также продолжение работы по их оптимизации и сокращению.

http://ancb.ru

Комментарии

Начните обсуждение первым!

Добавить сообщение

Дорогие друзья! Помните, что администрация сайта будет удалять:
  1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой
  2. Прямые или косвенные оскорбления героя поста или читателей
  3. Короткие оценочные комментарии ("ужасно", "класс", "отстой")
  4. Комментарии, разжигающие национальную и социальную рознь

Яндекс.Метрика