Концессии в дорожном строительстве провалились и более не актуальны
Государство заключает их для оптимизации бюджетных расходов и привлечения частных инвестиций в экономику. Однако ряд нерешенных проблем в сфере дорожного строительства и недостатки самих соглашений не дают достичь поставленные цели и реализовать потенциал «дорожной концессии» в полном объеме. К таким выводам пришла Счетная палата, проверив эффективность реализации пилотных соглашений по строительству двух платных трасс – «Новый выход на МКАД» и «М-11 Москва – Санкт-Петербург на участке км 15 – км 58».
Как показала проверка, заключение концессионных соглашений для строительства этих дорог не только не помогло оптимизировать бюджетные расходы, но и привело к дополнительным расходам бюджета в размере 5,6 млрд рублей. Эту сумму государство выплатило концессионерам в качестве компенсации за недополученный доход. Причина такой ситуации – длительная процедура изъятия и оформления земельных участков под строительство дорог.
«К сожалению, сложилась практика заключения концессионных соглашений до решения земельных вопросов, что несет значительные риски срыва сроков строительства объектов и возникновению дополнительных затрат государства. Именно это произошло в ходе реализации проверенных соглашений – из-за нарушения сроков предоставления земельных участков не были соблюдены плановые сроки строительства, эксплуатация этих участков дорог началась с задержкой на 1 и 2 года», – сообщил на Коллегии аудитор Валерий Богомолов.
Что касается недостатков соглашений, то, в первую очередь, речь идет о порядке расчета предельного размера дохода, который может оставаться в распоряжении концессионера. Эта норма рассчитана на основе прогнозных значений трафиков, которые определил концедент (представитель государства в рамках соглашений) на этапе проведения конкурсов. Все, что больше указанной суммы, считается сверхдоходом, 50% которого нужно направить государству. При этом проверка показала, что прогнозные значения трафика были завышены, из-за чего сверхдоход получен не будет.
«В ходе мероприятий мы достоверно установили, что прогноз трафика завышен и отчетность хромает в пользу концессионера. Фактический трафик в среднем в 2,5 раза ниже прогнозного. При этом актуализация и корректировка прогнозных значений условиями концессионных соглашений не предусмотрена», – констатировал Валерий Богомолов.
Счетная палата предлагает Правительству актуализировать прогноз трафика в концессионных соглашениях.
Вмешательство властей, по мнению Счетной палаты, нужно и в вопросе определения стоимости проезда. Сейчас, по условиям соглашений, концессионер может ее устанавливать исходя из востребованности любого отдельно взятого участка трассы. В результате тариф за 1 км пути на разных участках может отличаться более чем в три раза.
«На маршруте Москва – Шереметьево-2 с трафиком 4,6 млн автомобилей за 2019 год стоимость проезда для легкового транспорта составила 310 рублей за 10,5 км пути, или 30 рублей за 1 км. По маршруту от Шереметьево-2 до Московского малого кольца с трафиком 70 тыс. автомобилей за год максимальная стоимость проезда составила 250 рублей, но уже за 28 км, или 9 рублей за 1 км», – привел пример аудитор.
Также Счетная палата предлагает пересмотреть требования к транспортно-эксплуатационным характеристикам платных участков. Сейчас они не отличаются от требований к бесплатным дорогам, при этом скоростные режимы разные.
«Освещение на участке 15 - 58 км автодороги Москва – Санкт-Петербург устроено согласно установленным требованиям, то есть вблизи населенных пунктов и на транспортных развязках, а это только 30% его протяженности. При этом это платный участок дороги. Там разрешенные скорости более высокие, это влияет на безопасность движения», – пояснил Валерий Богомолов.
В Автодоре с выводами Счетной палаты согласны и готовы «работать над ошибками». Как именно, рассказал присутствовавший на Коллегии первый заместитель председателя правления Госкомпании Сергей Перников.
«Мы готовы совместно с Министерством транспорта и Счетной палатой вести работу по изменению методики расчета платы за проезд. Также Государственная компания полностью поддерживает необходимость повышения качества услуг и потребительских свойств и готова принять активное участие в разработке дополнительных требований к проектированию и строительству платных автомобильных дорог высших категорий», – сообщил он.
По состоянию на 1 января 2020 года в доверительном управлении «Автодора» находятся 3,4 тыс. км автомобильных дорог федерального значения. Протяженность платных участков — 1,4 тыс. км.
У Счетной палаты имеются также претензии по эксплуатационным характеристикам платных участков.
В результате тариф за 1 км пути на разных участках трассы отличается более чем в три раза.
Риторический вопрос; кто виноват и что делать?
Хотели как лучше, а получилось как всегда — Этимология
В России две беды...