Кого поддержит господдержка стройкомплекса в 2017 году
Выживут ли отечественные строительные компании в следующем году
У правительства нет ни средств, ни, похоже, большого желания поддерживать стройкомплекс страны. Такой вывод можно сделать по итогам выступлений на Форуме региональных строителей, который прошел на днях в столице. Мероприятие показало, что какой-то продуманной политики в отношении регионов с целью поддержки местных стройкомплексов просто нет.
Регионы в предбанкротном состоянии
Мы привыкли рассматривать отечественный стройкомплекс как нечто единое целое. На самом деле это далеко не так. Регионы в этом плане сильно отличаются друг от друга. Потому и меры поддержки строительного сектора в каждом из них должны быть разными.
Как считает генеральный директор РАСК Николай Алексеенко, помогать следует всем, а не только крупнейшим игрокам рынка. Этот тезис следует признать актуальным, учитывая, что из примерно 5 тыс. застройщиков 60% — это небольшие фирмы.
Но государству, наоборот, удобнее иметь дело с небольшим числом крупных игроков, чем с морем мелких компаний. Поэтому наблюдающаяся консолидация рынка поддерживается властью, а негативные последствия в виде дальнейшей монополизации почему-то не учитываются.
А эта монополизация, кстати, может усилиться в связи с уходом с рынка в ближайшем будущем ряда компаний: уже сейчас 121 строительная организация находится либо в предбанкротном состоянии, либо в конкурсном производстве. При этом 98% таких компаний с 4,5 млн кв. м недостроя работают как раз в регионах.
Согласно анализу РАСК, одна из причин банкротств — плохой доступ к кредитным ресурсам. В Европе на долю строителей приходится 14% всех выданных банковской системой кредитов, у нас — только 6%. К тому же кредиты дорогие, риски высокие, что делает ситуацию еще более непредсказуемой.
Между тем строительный сектор для регионов очень важен. Известно, что одно место на стройке создает 6 рабочих мест в смежных отраслях. И уход строительных компаний с рынка ухудшает общую экономическую ситуацию, увеличивает безработицу.
Основная проблема отрасли в регионах — отсутствие реальной стратегии развития строительного сектора. Кроме того, мешают не всегда прозрачные тендеры и дефицит кадров.
У нас вообще слабая политика в сфере расселения: есть регионы, которые буквально обезлюдели, а есть, наоборот, чрезмерно перенаселенные территории. Это, в свою очередь, сильно влияет на развитие региональных стройкомплексов.
По мнению Николая Алексеенко, есть несколько сценариев развития событий. Самый пессимистический из них таков: через некоторое время из 5 тысяч компаний на рынке останется 1 тысяча. Такого нельзя допустить, но и не учитывать эту возможность было бы опрометчиво. Уже сейчас в строительстве отчетливо просматривается крен в сторону олигополии.
При этом у регионов есть инструменты для поддержки своего стройкомплекса — вопрос в том, начнут ли они, наконец, их эффективно использовать.
Крохи с барского стола
В кризисные времена поддержка со стороны государства различных отраслей и секторов экономики может оказаться решающим условием для их выживания. Субсидирование ставок по ипотечным кредитам стало серьезным подспорьем по стабилизации положения в строительстве. Теперь эта программа прекращается.
Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень анонсировал ряд мер, направленных на поддержку региональных стройкомплексов. Так, в 2017 году выделяется 20 млрд руб. на субсидии для строительства инфраструктуры. Одно из условий выделения средств — софинансирование со стороны местной власти. Еще одно важнейшее требование для получения этих денег — они должны расходоваться на объектах комплексной застройки.
Другая программа также предполагает выделение 20 млрд руб. Но они пойдут только дотационным регионам на цели благоустройства дворовых территорий, причем преимущественно в областных центрах. Как подчеркнул министр, непременным условием расходования этих денег станет наличие волеизъявления граждан в отношении того, что именно следует сделать на той или иной площадке.
Также, по мнению министра, мерой поддержки можно считать создание с 1 января 2017 года государственного компенсационного фонда, призванного поддержать обманутых дольщиков.
Однако эти меры — крохи с барского стола. Если более или менее равномерно разделить на всю страну 20 млрд руб., выделяемых на развитие инфраструктуры, то суммы получатся микроскопические, даже с учетом софинансирования.
Вторая программа вообще имеет крайне слабое отношение к строителям и носит, скорее, политический характер. Как она способна поддержать строителей, понять трудно.
Создание компфонда, возможно, до определенной степени увеличит доверие людей к строительным проектам застройщиков, но вряд ли принципиально изменит общую ситуацию. Те, кто вносят деньги по ДДУ, — это контингент, готовый рисковать. К тому же государство не вкладывает собственных денег в новую структуру, за все придется платить застройщикам — читай, дольщикам.
Таким образом, государство в следующем году не намерено предложить отечественному стройкомплексу реальную и действенную программу выхода из кризиса. Снова получается, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Ну, а кто не может — добро пожаловать в банкроты.
Владимир ГУРВИЧ
Начните обсуждение первым!