Когда архитектор должен «встать на крыло»
Почему выпускники архитектурных вузов зачастую неконкурентоспособны на рынке. Об этом поговорили на недавней конференции «Открытый город», посвященной архитектурному образованию.
Уж сколько твердили на мероприятиях самого разного уровня, что наше архитектурное образование, мягко говоря, не соответствует требованиям рынка. Наши молодые архитекторы, хорошо зная теорию, имеют смутное представление о том, что их ожидает на практике. И вот очередная серьезная попытка поразмышлять над проблемами, накопившимися в архитектурном образовательном комплексе, — конференция «Открытый город», организованная Москомархитектурой, которая прошла на днях в Музее Москвы.
Чем дольше учишься, тем больше зарабатываешь?
На конференции было презентовано любопытное исследование, авторы которого утверждают, что каждый дополнительный год обучения увеличивает заработную плату архитектора на 8–13 %. Высчитано это было неким хитрым способом, учитывающим занятия с репетиторами перед поступлением в вуз, стоимость самого обучения, магистратуры и последующих стажировок. «Хедлайнер» исследования, урбанист, социолог, соучредитель TDI (TDI — институт развития территорий), партнер бюро Citymakers Петр Кудрявцев всерьез уверен, что новые профессиональные знания значительно повышают ценность архитектора на рынке.
Правда, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов усомнился в такой уж прямой зависимости. Сам он, окончив МАРХИ со степенью бакалавра и минуя магистратуру, сразу же углубился в практическую деятельность.
— Я начал работать уже на последних курсах института. Мне было интересно попробовать себя в реальных проектах. И, как вы понимаете, на свои доходы мне сегодня жаловаться не приходится (смеется). Правда, должен сказать, что самообразованием занимался все время и продолжаю это делать сейчас.
Сергей Кузнецов считает, что во всем важна мера. Важно не упустить момент, когда архитектор, опираясь на всю массу накопленных знаний, должен «встать на крыло».
А в том, что учиться архитектору нужно много и долго, а лучше — всю жизнь, вряд ли кто-то усомнится. Кстати, один из круглых столов, которые проходили на конференции, так и назывался — «Непрерывность образования как драйвер развития архитектурной профессии».
Сейчас очень модно стало ездить на зарубежные стажировки учиться у великих. Этой возможностью уже воспользовалось и достаточно большое количество старшекурсников и выпускников архитектурных вузов.
Кроме бюджетных вузов в России потихоньку начала формироваться альтернативная (дополнительная) система образования. Заработали МАРШлаб — воркшопы при архитектурной школе, программа дополнительного образования Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, архитектурные практики «Точка роста», курс урбанистических практик «Территориум», Архковоркинг и так далее. И здесь тоже стало возможным получать дополнительные знания — необходимый каждому творческому человеку «энергетический» заряд.
Конкуренция заставляет быть «человеком обучающимся»
Что может стать мотивацией для продолжения образования? Здесь мнения представителей архитектурного цеха расходятся.
Известный российско-немецкий архитектор Сергей Чобан считает, что это конкуренция. Например, в Германии архитектор находится в состоянии жесточайшей конкуренции с коллегами по цеху. И тут хочешь не хочешь, а нужно соответствовать самым высоким профессиональным стандартам. Это побуждает постоянно работать над собой. В России конкуренция среди архитекторов небольшая, поэтому и стимулов «быть лучшим из лучших» как бы нет. К тебе в итоге и так обратятся. Именно рост конкуренции, по мнению Сергея Чобана, заставит российского архитектора пересмотреть свои взгляды на самообразование.
Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что сохранение элемента саморазвития дает возможность сохранить себя как творческую единицу. Достаточно однообразная работа погружает архитектора в рутину. В этой ситуации есть опасность и вовсе, что называется, «засохнуть».
— Архитектору, как никому другому, важно сохранить в себе некую свободу, творческую игривость. Словом, «человека играющего», — считает руководитель МАРШлаб Елена Гонсалес. — Это можно сделать во многом за счет постоянного «образовывания» самого себя.
Желание быть «живым» — отличная мотивация для развивающей работы над собой.
Купаться в собственной славе или разделить чужую?
Считается, что буквально все выпускники мечтают открыть собственное архитектурное бюро. И именно наличие такого бюро является показателем успешности в профессии.
— Но многие молодые забывают о том, что свое бюро — это в первую очередь профессиональный риск, это ответственность перед заказчиком, обязательная публичность, не всегда комфортная для архитектора открытость к обсуждению своей работы с общественностью, — размышляет Сергей Кузнецов. — К этому готовы далеко не все.
К счастью, по мнению Сергея Кузнецова, существует немало других способов стать успешным, даже в рамках чужого бюро. А можно сделать карьеру, поменяв свой функционал — занявшись градостроительным планированием, например. Надо найти свои сильные стороны и реализовывать именно их.
То, что мешает хорошему преподавателю, плохого вводит в ступор
Кем должен быть современный архитектор, чтобы соответствовать запросам рынка? Мультифункционалом или, наоборот, добротным узким специалистом? Вопрос непраздный.
— Рынку нужен универсальный специалист, воспитанный в рамках междисциплинарного подхода, — считает заведующая кафедрой архитектуры МИТУ МАС Елена Булгакова. — Между тем мы продолжаем «выдавать на гора» архитекторов, у которых практически отсутствуют познания в менеджменте, нет навыка общения со строительным бизнесом, понимания того, что нужно девелоперу.
Елена Булгакова перечислила на конференции целый ряд «вузовских болячек», которые мешают двигаться вперед. Среди них: негибкость учебной программы по подготовке архитекторов, барьеры, мешающие продвижению научной архитектурной мысли, неразбериха с болонской системой (бакалавр — недоучившийся студент, а магистр — переучившийся?), отсутствие готовых методик обучения «мультифункционалов».
Предложения у вузовского преподавателя в итоге вполне здравые. Нужно превращать вузы в социально-культурные площадки, где студенты могли бы общаться со специалистами самых разных профилей — это расширит их кругозор.
Второе — нужно дать вузам возможность зарабатывать самим.
И третье — привлекать студентов к конкретным проектам. Например, в виде получения преференций на выполнение госзаказов в сфере градостроительства и проектирования. Допустим, студенты могли бы поучаствовать в проектных работах по программе реновации пятиэтажек, которая развернулась сейчас в Москве.
— Умение чертить для студента на данном этапе становится не самым важным, — соглашается вице-президент Союза московских архитекторов Елена Баженова. — Сейчас работодатель ищет специалиста, способного анализировать, исследовать, думать.
«Поляной» обучения сегодня становится не только вуз, но и интернет, СМИ, сам город с его потребностями. И это уже в каком-то смысле преодоление цеховой герметичности.
А вот руководитель Центра градостроительных компетенций РАНГХИС Ирина Ирбитскаянастаивает, что сегодня градостроительному комплексу как никогда нужны именно узкие специалисты. Хороших узких специалистов в России сегодня до обидного мало. А так хотелось бы иметь резерв профессионалов по планированию территорий, разработке концепции зданий и, наконец, концептуалов — собственно, творцов, способных предлагать креативные идеи.
Словом, конструктивных предложений по улучшению архитектурного образования много. Осталось только попробовать воплотить их в жизнь. Но краеугольным камнем здесь все-таки должно стать желание самого молодого специалиста развиваться, двигаться вперед, учиться у архитекторов с мировым именем.
Елена МАЦЕЙКО
Этапы профессионального образования архитекторов в США и РФ:
Предложения по улучшению архитектурного образования в России (по результатам исследования бюро Citymakers):
- Создание междисциплинарной образовательной площадки на базе малых инновационных предприятий.
- Сотрудничество вузов с реальными заказчиками, архитектурными бюро и девелоперами.
- Внедрение обязательных коллективных студенческих проектов.
- Внедрение специализированных магистерских программ для подготовки более узких специалистов в области девелопмента, организации строительного процесса, исследовательской деятельности или предпроектного процесса.
- Поиск новых источников финансирования интеллектуальных инициатив в сфере архитектуры и градостроительства.
- Развитие системы грантов, целевого спонсорства, образовательного кредитования.
- Приглашение в вузы смежных специалистов для проведения кратких курсов по развитию навыков ведения бизнеса, ведения менеджмента.
- Внедрение прозрачной системы стимулов и поощрений – как для сотрудников, так и для работодателей, предоставляющих работникам возможности для дополнительного обучения.
- Выделение дополнительных часов в программе обучения для приобретения исследовательских навыков.
Начните обсуждение первым!