Как строили Останкинскую башню
Очень интересно наблюдать за процессом строительствв объектов, а особенно если это касается огромных объектов, которые мы уже давно видим готовыми.
Видите эту яму на первой фотографии? А ведь это начало строительства грандиозного сооружения - Останкинской башни. "Сто лет " уже мечтаю побывать в ресторане "Седьмое небо" и походить по стеклянному полу. Да и вообще побывать бы внутри, очень заманчиво. А вы были? Интересно?
Но давайте посмотрим и почитаем как шло строительство ...
В 1960 году в Москве началось семилетнее строительство Останкинской телебашни, на сегодняшний день — высочайшего сооружения в Европе (ее высота — 540,1 м). Останкинская телебашня занимает 8-е место в мире после небоскреба Бурдж-Халифа (Дубай), Небесного дерева Токио, Шанхайской башни (Шанхай), Абрадж аль-Бейт (Мекка), телебашни Гуанчжоу, телебашни Си-Эн Тауэр (Торонто) и Башни Свободы (Нью-Йорк).
Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение — каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.
Фото 3.
Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагается, что он осядет на 3—3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.
Фото 4.
Железобетонная опора всего сооружения—это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки — 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни — 500 миллиметров.
Фото 5.
В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций — башни и стакана — позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.
Фото 6.
Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.
Фото 7.
Есть у башни еще один “враг”. Это… солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок — на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам—это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру — от коррозии.
Фото 8.
На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.
Фото 9.
При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.
Фото 10.
На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части — царги — подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.
Фото 11.
Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация — ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.
Фото 12.
Фото 14.
После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.
Последнее, самое верхнее звено кран поднимает за его середину. Для сохранения вертикального положения звена его нижний конец искусственно утяжеляется.
Фото 13.
Строительство велось с 1960 по 1967 год, а в ноябре 1967 года началась трансляция в эфир четырех телевизионных и трех радиовещательных программ на расстояние 120 км.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 21.
Фото 22.
Ресторан «Седьмое небо» на высоте 337 метров готов к приему гостей, 1967 год.
Фото 23.
Фото 24.
Аппаратный зал центральной радиорелейной связи на Останкинской телебашне, 1982 год.
Фото 25.
Механик-монтажник проверяет состояние метеорологических приборов, установленных на Останкинской телебашне, 1970 год.
Фото 26.
Фото 27.
27 августа 2000 года в башне на высоте 460 м произошел пожар — тогда полностью выгорели 3 этажа. Помещения были восстановлены к 2008 году.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.
http://masterok.livejournal.com
В 71 году после окончания 8 класса наш класс побывал в Москве. Нам повезло: наша экскурсовод достала 10 билетов на останкинскую телебашню. Билет я сохранил, как и буклет. Мы поднялись на пассажирском лифте на площадку обзора. Если я не ошибаюсь фотографировать там было нельзя. Поэтому я снимал башню только снаружи. Перед посещением высотной обзорной площадки нас провели в специальный лекционный зал в нижней части башни и очень подробно рассказали о том как она проектировалась и строилась. Отдельно остановились на теме лифтов: там было два типа пассажирские и грузовые. Скорость грузовых была в два раза выше чем пассажирских и их использовали для доставки блюд в ресторан из кухни, которая находилась рядом с башней внизу. Пассажирские лифты (производства ФРГ) шли, если не ошибаюсь, со скоростью 7 м/сек и при остановке наверху создавалось легкое ощущение невесомости. Нас предупредили, что бы никто не паниковал и не нажимал никаких кнопок! Привели недавний пример, когда группа казахов испугалась подъема и замкнутого пространства и в панике бросилась к кнопкам и стала беспорядочно их нажимать. Аварийщикам с большим трудом удалось "поймать" и остановить взбесившийся лифт, который метался то вверх, то вниз внутри башни. На меня экскурсия произвела колоссальное впечатление. Башня была великолепна, высота ошеломляла, с высоты 300 метров открывалась огромная панорама Москвы, а тело башни уходило вниз, туда где ползали букашки-автомобили, и казалось что оно утончается и башня едва стоит на тоненькой ножке! Было страшно и красиво одновременно.
А это тот самый билет:
Там еще и концертный зал есть:
"Концертный зал Останкинской телебашни «Королёвский» находится в здании экскурсионного корпуса, в котором находится дирекция Московского регионального центра ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». Во время работы смотровой площадки концертный зал использовался как кинозал для демонстрации роликов об Останкинской башне, Останкино и телевидении. Сейчас в концертном зале «Королёвский» проходят различные концерты, театральные представления, конференции, семинары и другие мероприятия.
Размер сцены: 18 × 9 × 8,5. Оснащена: антрактно — раздвижным занавесом, 7 механических подъёмов, три фермы сценического освещения, «Звёздное небо» на заднике сцены и 3-х планах кулис."
Не ! Я бы не полез на такую ни за что! Я высоты боюсь!
Туда ещё и очередь, чтоб залезть.
Был на башне несколько раз. Ходил по стеклянному полу.
Сооружение грандиозное. Впечатляет. Был на Эйфеле. Был на Шарде. Есть с чем сравнить.
Создавали этот объект в 1960 году.
Без AutoCad, без компьютеров, исполняя чертежи на ватмане, изобретая новые технологии и методики проектирования и строительства. И делали это сами, своими силами, своим умом, желанием и волей.
"- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!" (с) М.Ю.Лермонтов
"Создавали этот объект в 1960 году"
В журнале "Искусство кино" за 1958 г. была статья о новой телебашне, с иллюстрациями.
Внешний вид башни был практически такой же - но "лап" в основании было меньше (всего четыре или пять).
Судя по картинкам - к основанию башни предполагался свободный доступ, а "лапы" изнутри должны были быть украшены мозаикой.
Высота — 540 метров (первоначально высота башни была 533 метра, но затем был достроен флагшток)[1].
Высота бетонной части — 385 метров.
Высота основания над уровнем моря — 160 метров.
Глубина фундамента не превышает 4,6 метров.
Масса башни вместе с фундаментом — 55 000 тонн.
Коническое основание сооружения опирается на 10 опор; средний диаметр между опорами-ногами — 65 метров.
Кольцевые сечения ствола башни обжаты 149 канатами.
Суммарный объём помещений и высотных обстроек — 70 000 м³.
Полезная площадь помещений башни — 15 000 м².
Максимальное теоретическое отклонение вершины башни при максимальных расчётных скоростях ветра — 12 метров.
Застеклённая смотровая площадка расположена на высоте 337 метров.
Открытая смотровая площадка чуть выше — 340 метров.
Опорная площадь фундамента — 2037 м².
Еще информация:
На данный момент в телебашне действуют 5 из 7 лифтов: 4 скоростных лифта концерна ThyssenKrupp и один служебный Щербинского лифтостроительного завода. Также ЩЛЗ был спроектирован один из двух лифтов, которые должны располагаться в антенной части телебашни.
Скоростные лифты имеют следующие характеристики: Два пассажирских:
Скорость — 7 м/с.
Грузоподъёмность — 1050 кг.
Количество остановок — 13.
Грузо-пассажирский:
Скорость — 7 м/с.
Грузоподъёмность — 1050 кг.
Количество остановок — 47.
Ресторанный:
Скорость — 4 м/с.
Грузоподъёмность — 500 кг.
Количество остановок — 9.
Машинные агрегаты скоростных лифтов установлены на отметках 360 и 364 метра. Скорость движения лифтов может автоматически уменьшаться, по сигналам от датчиков, контролирующих амплитуду раскачивания башни. Также лифты оснащены уникальной системой, в которой осуществлена бесконтактная передача электроэнергии в кабину лифта за счёт индуктивной передачи энергии, по принципу трансформатора. Для этого в шахте размещены элементы индуктивной передачи энергии, а на кабине закреплены токосъёмники.
На данный момент работает только один служебный лифт под номером 5, расположенный в стилобате башни. Лифты № 6 и 7, расположенные выше смотровой и идущие до отметки ориентировочно 450 метров, на данный момент не работают, и, возможно их восстановление и не планируется из-за того, что лифтовые шахты забиты кабелями и фидерами.
В декабре 2006 года был запущен в эксплуатацию скоростной лифт № 4.