Доходный дом для управления железной дороги
Появление Дома Кузнеца в Иркутске непосредственно связано со строительством Великого Сибирского железнодорожного пути. К началу 20-го века уже были введены в эксплуатацию следующие участки дороги: Западно-Сибирский, Средне-Сибирский, Забайкальский, Китайско-Восточный и частично Амурский. Действовала паромная переправа через Байкал.
Железнодорожный путь в Иркутской области начинался от станции Иннокентьевской (сейчас Иркутск-Сортировочный. — Прим. ред.) и тянулся до станции Маньчжурия. Он и получил название Забайкальской железной дороги. Первоначально дорога была одноколейной. Сооружение вторых путей и сдача их в эксплуатацию производилась участками с 1908 по 1916 год.
В 1900 году создано Управление по эксплуатации Забайкальской железной дороги, которое расположилось в Иркутске. Оно занималось вопросами перевозки коммерческих и военных грузов, постройкой и ремонтом железнодорожных путей и станционных строений, вопросами найма и увольнения рабочих и служащих.
Чтобы разместить многочисленный штат сотрудников управления, требовались помещения, хорошие добротные дома, которые железная дорога могла бы арендовать. Иркутск хотя и был губернским городом, «столицей» Восточной Сибири, но не располагал достаточным количеством свободных подходящих зданий. Арендованные управлением дома находились в разных частях города.
Развитие деятельности железной дороги привело к оживлению экономической жизни Иркутска, его предпринимателей. В конце 19-го — начале 20-го века многие иркутские купцы строили так называемые «доходные дома». Эти здания сдавались в аренду различным организациям, конторам, учреждениям, быстро оправдывали затраты на строительство и приносили доход владельцам.
Таким «доходным домом» был и дом, построенный Давидом Кузнецом. Здание возводилось для конкретного арендатора — Управления Забайкальской железной дороги, по взаимной договоренности.
В это время Давид Михайлович Кузнец (1861—1912) был для железной дороги «своим человеком». Начал карьеру простым ремесленником на постройке здания Томского университета, затем выдвинулся на строительство Сибирской железной дороги как крупный подрядчик.
Кузнец владел каменноугольными копями в Черемховском бассейне (а одним из крупных потребителей угля также была железная дорога), Амурской речной флотилией, совместно с купцом Моисеем Минским и инженером-механиком Александром Ротовым в 1900 году являлся учредителем компании под названием «Товарищество паровой спичечной фабрики» в селе Усолье.
Давид Кузнец скоропостижно скончался в Чите в 1912 году. Его прах был перевезен в Иркутск и захоронен на еврейской части Лисихинского кладбища.
По сведениям иркутского историка Юрия Колмакова, дом строился по проекту архитектора В.А. Николаева в короткий период 1901—1903 годов. Специалисты отмечают, что здание среди других выделялось крупными размерами и сложным выразительным декором: «Главный фасад его богато украшен формами эклектичного декора с ритмичным членением стен пилястрами, горизонтальными тягами и лепными деталями. На нем выделены боковые и два средних ризалита с эркерами на консолях во втором этаже и балкончиками на кровле. Над средним ризалитом устроены замысловатые аттики в виде башенок со шпилями».
В Доме Кузнеца размещались канцелярия управления дороги, бухгалтерия, школьный комитет, Служба движения, мобилизационный отдел, Управление по постройке 2-го пути Забайкальской железной дороги и лаборатория. Здание было тесно связано с политическими событиями 1905-1906 годов.
30 ноября 1905 года в здании Управления железной дороги на собрании ее рабочих и служащих организован Совет депутатов. Здесь часто проходили сходки железнодорожников, в январе 1906 года проводился съезд профессионального союза рабочих мастерских и депо.
Управление Забайкальской дороги проработало в здании до 1934 года, после чего его заняли различные учреждения «Главзолота». В годы Великой Отечественной войны в здании размещался военный госпиталь. После окончания войны усадьба перешла штабу и политуправлению Восточно-Сибирского военного округа (1945—1953), в котором служили генерал армии Георгий Захаров, Герой Советского Союза генерал-лейтенант Израиль Бескин. С 1963 года до 2000-х здание занимала компания «Главквостоксибстрой» — одна из крупнейших строительных организаций в Иркутске.
С 2007 года на первом этаже Дома Кузнеца работала Общественная палата Иркутской области. Как сообщили в правительстве региона, ранее в здании размещались органы областной исполнительной власти. Здание ветшало и в конце 2017 года его расселили.
Здание приведут в порядок
В начале января 2019 года фасад Дома Кузнеца закрыли баннером и установили строительное ограждение. Это предотвратит его дальнейшее разрушение и обезопасит людей, проходящих мимо. Здание находится в аварийном состоянии, поэтому внутрь входить запрещено.
Дом Кузнеца является объектом культурного наследия. Он подлежит охране как памятник регионального значения «Здание Главка „Востоксибстроя“ (бывший „Дом Кузнеца“)».
В 2019 году запланировано проведение инженерных работ по обследованию памятника архитектуры. По их результатам установят объемы противоаварийных и строительных работ, их назначение (капитальный ремонт или реконструкция), а также ориентировочные затраты на изготовление проектно-сметной документации.
Подрядчиков на проведение инженерных обследований и капитального ремонта (реконструкции) определят по результатам электронных торгов. Они должны иметь допуск СРО на изыскательские, строительные работы, а также лицензию на работу с памятниками культурного наследия.
Любопытно, что во внутреннем дворе Дома Кузнеца в неплохом состоянии сохранился одноэтажный дом. Его Давид Михайлович строил для себя.
— Здание постоянно подновляли, его красили, там сохранилась вся резьба. Поскольку оно расположено внутри двора, на него не было такого внешнего давления, как на доходный дом, — рассказывает научный сотрудник отдела истории Иркутского областного краеведческого музея Илья Сосновский. — Несмотря на ремонт внутренних помещений, сохранилась определенная целостность архитектурной основы этого здания. Оно было взято в аренду намного раньше, чем другие деревянные объекты Иркутска, и это его спасло.
В тот момент, когда мы приехали снимать объект, представители компании увозили остатки мебели и техники. Несколько арендаторов остаются в деревянном доме. Это типография и швейная мастерская.
Благодарим за помощь в подготовке материала Музей истории города Иркутска, Иркутский областной краеведческий музей и лично научного сотрудника отдела истории Илью Сосновского.
Автор фото — Анастасия Влади
Начните обсуждение первым!